9678

По любви - дороже

Пока наших чиновников на местах бьет экстаз от “мастерски” реализованных интеграционных идей, казахстанцы пожинают плоды этого воплощения в виде высоких цен и социальной напряженности. Неумение вести переговоры, низкий профессионализм и спешка казахстанской стороны сделали Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии выгодным кому угодно, только не нам.

Поскольку инициатива этой интеграционной формации принадлежала Казахстану, логично было бы предположить, что нам и должна была достаться если не большая часть профитов, то уж точно не самая ничтожная. Однако, как почти все виртуозные идеи на бумаге, воплощены они оказались на троечку. Когда главные документы скрепили визы первых лиц, вдруг оказалось, что в переговорах мы проиграли ряд позиций. Имеющиеся в редакции документы позволяют сказать, какие именно это были позиции.
Казахстан, который был основным разработчиком Таможенного кодекса, уступил право вносить изменения и дополнения в него россиянам. Рабочую группу по этому вопросу возглавил руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей БЕЛЬЯНИНОВ. А ведь именно он в свое время был против основных разработок с нашей стороны и публично заявлял о недееспособности казахстанской таможни. Теперь все важные для Казахстана соглашения по тарифам отложены на 2015 год. Одновременно в течение года было ускорено функционирование Единого экономического пространства.
В связи с этим на память приходит анекдот про то, как политик, оказавшись пред вратами рая, должен был вспомнить совершенные благие деяния, чтобы попасть в Эдем. “Ну вот, год назад я дал нищему сто рублей”. Святой Петр перепроверил - действительно дал. “Но этого мало, - задумался Бог. - А что ты еще сделал?” - “Два года назад я тоже дал нищему сто рублей!”. Апостол Петр разузнал все - действительно дал.
- Ну и что нам с ним делать? - спрашивает Бог у Петра.
- Отдадим ему 200 рублей, пусть убирается.
Теперь, когда оцениваешь в ретроспективе экономические рулады, спетые казахстанской стороной, кажется: лучше бы мы забрали свои 200 рублей. В этой игре россияне оказались гораздо более искушенными: уступив нам в малом, они выиграли войну, ну или, по меньшей мере, битву.
Так же они поступили с нами и в случаях с договором о Евразийской экономической комиссии и регламентом работы ЕЭК, которые были подписаны в процессе запуска Единого экономического пространства.

ЕЭК - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Так вот, как нам стало известно, в московских офисах ЕЭК Казахстан даже не представлен в ряде департаментов, где принимаются решения относительно контроля товаров, по таможенному администрированию, кодификации и техническому регулированию. Все это говорит только об одном - договор о Евразийской экономической комиссии писался россиянами под себя, а наши переговорщики только взяли под козырек. Казалось бы, от нас в руководстве ЕЭК - совете комиссии - состоит Кайрат КЕЛИМБЕТОВ. Да и в коллегии ЕЭК наши занимают три позиции из восьми: Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ - министр по конкуренции и антимонопольному регулированию, Даниал АХМЕТОВ - министр по энергетике и инфраструктуре, Тимур СУЛЕЙМЕНОВ - министр по экономике и финансовой политике. А вот от структурных подразделений - департаментов, где занимаются реальной текущей работой, - казахстанцы оказались оттеснены. Согласно регламенту ЕЭК доля белорусских сотрудников составляет 6 процентов, казахстанских - 10 процентов от общей штатной численности департаментов, а российских - 84 (!) процента. Не правда ли, странное соотношение? Особенно если учесть другой фактор: бюджет этого самого штата комиссии формируется на основе долевого финансирования. Скидывались стороны в таком соотношении: по 21,5 процента - Казахстан и Белоруссия, 57 процентов - Россия. Только вот при формировании аппарата пропорции оказались иными. Понятно ведь, что Россия, имеющая своих людей на ключевых позициях, будет защищать интересы собственного рынка.
Интересно и то, что набор сотрудников в департаменты уже начался, но при этом нет никакой информации о том, каков будет размер  заработной платы, предоставят или нет жилье гражданам Белоруссии и Казахстана. Это тоже удерживает наших специалистов от участия в конкурсе. Более того, по имеющейся информации, заработная плата иногороднего работника, который займет позицию какого-нибудь специалиста-эксперта, не позволит ему снимать квартиру в Москве и покрывать другие расходы.

Еще один “прощелканный” нашими момент: согласно квоте 20 из 23 департаментов ЕЭК возглавят россияне. Только два будут представлены казахстанской стороной и один - белорусской. Комиссия по этике, которая должна регулировать эти вопросы, до сих пор не создана. Но при этом набор сотрудников идет полным ходом. Набором занимаются директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ Виталий ГУДИН, его заместитель Галина МАЯНОВА, заместитель директора департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ этого же ведомства Наталия САМОЙЛОВА, представитель Федеральной таможенной службы России Дмитрий НЕКРАСОВ. Самое смешное, что эти люди не являются штатными сотрудниками аппарата ЕЭК. Однако на все нарушения по понятным причинам закрываются глаза. К тому же все жалобы на работу россиян рассматриваются только одной стороной - российской. А самим себя проверять не в пример легче. И пока наши официальные СМИ с пионерским задором рапортуют о достижениях в сфере экономической интеграции, Москва планомерно извлекает собственную реальную выгоду от объединения.

[quote]Аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества Марат ШИБУТОВ отмечает, что все обозначенные интеграционные процессы можно разделить на три стадии:
- Первая - введение единых таможенных тарифов, отсечение иностранных производителей и создание условий для переноса производства внутри ЕЭП. Эту стадию мы уже практически прошли. Вторая - подготовка к унификации всего законодательства через внедрение положений соглашений о ЕЭП. И третья стадия - непосредственно начало работы ЕЭП. Я делал небольшую таблицу по различным соглашениям ЕЭП, из которой видно, что положительные эффекты для Казахстана в большинстве своем начинаются с 2013-2015 годов. До этого основным результатом ЕЭП мы видим только повышение таможенных пошлин. Во многом наше государство повело себя неправильно, не объяснив, что на самом деле интеграция - это длительный процесс и эффекта от него надо ждать годами. Но для нас как для сырьевой экспортирующей страны основной вопрос - доступ к транспортным системам России и Белоруссии - в принципе решен: с 2015 года плата за транзит существенно снизится. Но по другим вопросам, конечно, наши переговорщики в лице тогдашнего вице-премьера Умирзака ШУКЕЕВА и министра экономической интеграции Жанар АЙТ­ЖАНОВОЙ сработали не так хорошо, как, к примеру, белорусы. Но с этим уже ничего поделать нельзя. Соглашения подписаны, сроки установлены, придется их выполнять...[/quote]

Зарина АХМАТОВА, Алматы, e-mail: zarina@time.kz

Поделиться
Класснуть