16482

Анау-мынау о Текущем Моменте

Анау-мынау о Текущем МоментеБерик АБДЫГАЛИЕВ, политолог   Нужен триумф
Май 2008 годадля России как никогда ассоциируется с Победой. Инаугурация Медведева, военный парад 9 Мая, победа “Зенита” в финале Кубка УЕФА и наконец-то долгожданная победа России на чемпионате мира по хоккею.

Даже при счете 4:2 в пользу канадцев в третьем периоде была уверенность, что Россия победит. Почему была такая уверенность? Потому что в последнее время понятия “возрождение”, “победа” и “Россия” становятся идентичными. Ну, плюс еще “Путин”. Сегодня Россия активно занимается политикой нацстроительства - воссоздает российскую нацию с русским ядром. “Русский проект” активно внедряется во все сферы государственной и общественной жизни. После Чечни элита России поняла, что одной только военной силой единство государства не обеспечить.
Нужен новый формат идентичности россиян, в том числе с использованием модели “советский народ”, когда вне зависимости от этнической принадлежности переполняло чувство гордости за свою принадлежность к “русскому”, как нас тогда называли на Западе, государству.

Сегодня Россия наполняет новым содержанием понятие “русскость” - величие России, образ лидера и миротворца.
Прежде всего это осуществляется через финанси­рование идеологических проектов, особенно информационных продуктов. Мы видим, как идет подача соответствующих материалов в СМИ, многочисленных документальных и художественных фильмов с патриотической риторикой. Спортивные успехи - это один из главных ресурсов проекта “Великая Россия”. Это было особенно заметно в борьбе за проведение зимних Олимпийских игр, право на которые выиграл Сочи. То есть Россия. То есть Путин.

К тому же и народ, кажется, затосковал по сильной России. В том числе - и в Казахстане. Гордимся, что Медведев свою первую зарубежную поездку начинает с Казахстана. Хоть и проездом, но через нас. Но есть и те, кого это настораживает. Почему Казахстан? Потому что по пути в Китай? Или мы “ближе” к России, чем даже братские славянские Белоруссия и Украина? Проблема в том, что Россия очень большая и сильная страна по сравнению с Казахстаном. В своих дружеских “медвежьих” объятиях она может незаметно, сама того не желая, удушить нас. Сегодня Россия фактически заново поглощает Казахстан, но на этот раз цивилизованными методами.
Есть и другая сторона медали. В Москве и Питере нерусским не рекомендуют после 22.00 выходить из дома. Опасно. Спрашиваешь: почему? Мы же ведь самые близкие стратегические партнеры? Отвечают: а у вас никто не будет спрашивать, откуда вы. Говоришь: мы же вместе с вами радуемся российским победам. Отвечают: это ваши проблемы.

Это уже не просто “великорусский шовинизм”, а еще и расизм. “Русский марш” свободно шагает по Руси. Это в основном молодежь, которой принадлежит будущее России. Станем ли мы свидетелями того, как “Русский марш” пойдет по миру, покажет время.
Но мы, “казахи”, все равно не перестаем любить Россию, особенно ее столицы. Строим в своей столице копию знаменитых высоток Москвы и называем ее “Триумф Астаны”. Потому что для нас быть похожим на Москву - это уже триумф. Строим величественные деловые, торговые центры возле Акорды и называем их “Москва” и “Санкт-Петербург”…

Все это ложные символы. Следствие наших психологических комплексов. Даже Астана - хоть и наш истинный символ, но отнюдь не триумф. А нам нужен “Триумф Казахстана”. Желательно без кавычек. Который стал бы гарантией и символом возрождения нации.

Анау-мынау о Текущем МоментеАмиржан КОСАНОВ, заместитель председателя Объединенной социал-демократической партии  О ЯБЛОНЕ И ЯБЛОКЕ,или Ответ на одно SMS-сообщение
На днях на мой мобильный телефон поступило интересное сообщение: “Привет! Как дела? 14 мая 2008 года в Астане НДП “Нур Отан” проводит первый съезд МК “Жас Отан”. Отправь свои пожелания нам!”.
Оказалось, что вот такие SMS-сообщения получили многие мои знакомые.
Откликаясь на просьбу телефонного агитатора “Нур Отана” (“НО”), посылаю свои пожелания.

Желаю, чтобы в стране, которая будет председательствовать в ОБСЕ, не было монопартийного парламента. Это же нонсенс для любой демократической страны. Особенно в начале третьего тысячелетия. Тем более что многопартийный парламент у нас худо-бедно был. И мы эту школу уже прошли.

Желаю, чтобы впредь “НО” показал нам пример настоящей политической конкурентоспособности. Чтобы пресловутый административный ресурс не был единственным условием процветания этой партии. Чтобы “НО” начал жить по правилам, равным для всех партий! Чтобы по “Хабару” показывали не только конкурсы красоты, проводимые партией власти.

Желаю, чтобы на государственном телевидении шли настоящие дебаты между партиями по самым насущным проблемам жизни общества. Чтобы не получилось, как во время прошедших парламентских выборов. Тогда мне, представителю ОСДП, не дали с первого раза задать вопрос одному из лидеров “НО”: дескать, ни-ни!
Желаю, чтобы засевшие в избирательных комиссиях всех уровней представители “НО” уступили часть своих мест представителям других партий. А там, глядишь, и голоса подсчитают правильно, и проценты будут более приближенными к нашим суровым реальностям.

Желаю, чтобы с коррупцией боролось все общество, а не только “НО”. Ибо, согласно казахской пословице, не может ворона клевать глаз другой вороне. Желаю, чтобы на следующем заседании парламента депутаты “НО” устроили-таки взбучку правительству “НО”, которое не может защитить свой народ от фактически свершившегося социально-экономического кризиса! И потребовали принятия срочных и адекватных мер. Тогда мы, может быть, и начнем верить, что они подлинные избранники собственного народа. И не будем требовать роспуска парламента…
Желаю, чтобы молодежное крыло “НО” не заразилось такими родовыми болезнями, как безответственность, мздоимство, пренебрежение общегосударственными интересами, лицемерие и ханжество, политический снобизм, путание государственного и собственного карманов. Ибо яблоко от яблони недалеко падает. Конечно, и во власти есть честные и порядочные чиновники. Их немало. Но не они сегодня определяют политику.

Желаю, чтобы стремление к карьерному росту не было единственной мотивацией для казахстанских юношей и девушек, записывающихся в молодежное крыло правящей партии. Иначе - туши свет! Тогда “НО” просто будет плодить завтрашних карьеристов и коррупционеров. А это уже вопросы национальной безопасности!

Желаю, чтобы наши чиновники перестали лгать в Совете Европы и прочих международных демократических институтах. Как это было недавно в Париже. Все хорошо, прекрасная маркиза! И благосостояние простых казах-станцев, оказывается, растет не по дням, а по часам. И в демократическом развитии мы впереди планеты всей! И нет у нас преследования инакомыслия. И т.д. и т.п. Послушав наших депутатов, мне самому захотелось жить в такой нарисованной ими стране. И даже вступить в их партию, которая создала такие сказочные условия для всех казахстанцев!
Жду ответа.
Как пользователь мобильной связи.
Как гражданин.

Анау-мынау о Текущем МоментеДарья БУБЛИК, журналист   Зачем включать телевизор?
Я не смотрю телевизор. Практически его не включаю. Зачем? Ведь все известно наперед, что я там увижу. По “Хабару” первый сюжет о президенте, второй - о правительстве, третий - либо о наших достижениях, либо о том, почему нам не страшен кризис. По КТК - что-то с претензией на большие журналистские амбиции. По 31-му - намек на большую политику с легким либеральным неприятием. Про “Казахстан”, “Каспионет”, “Рахат-ТВ” и говорить нечего...

Из теленовостей я никогда не узнаю, почему при нарастающей борьбе с коррупцией все больше наших чиновников и их отпрысков журнал “Форбс” регулярно записывает в миллиардеры.
Почему, несмотря на все победные реляции и запредельные цены на нефть, у нас толком не решен ни один социальный вопрос - ни в здравоохранении, ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении.
Мне не объяснят, почему проворовавшимся застройщикам надо выплачивать деньги из бюджета.
И если меня не устраивает наша однопартийная власть, я никогда не услышу других мнений, пусть и не совпадающих с моими взглядами, но все же отличных от генеральной линии мысли.

Я абсолютно уверена, что вряд ли увижу что-то интересное и настоящее, то, что заставит меня задуматься, сделать выводы и принять какие-то решения. Или все же увижу, но где-то между строк. Придется долго смотреть и вглядываться, чтобы все-таки что-то увидеть на нашем отечественном голубом экране…
Наверное, как бывший телевизионный журналист я уже не умею рассматривать телевидение с позиции приятного времяпрепровождения с пивом. Или всего лишь отдыха после рабочего дня. Мне неинтересны кровавые сцены, звезды шоу-бизнеса или сублимация успешности. Хотя кому-то это интересно. Но меня раздражает.
Для меня казахстанское телевидение - это серьезное дело, потому что я знаю и люблю другую сторону экрана. Ту, где ценят каждую кроху информации и добывают ее с трудом. Ту, где найти новость и оперативно показать ее в вечерних новостях становится главной задачей, и не может быть никаких отговорок. Там, правда, без преувеличений, бешено стучит сердце за полчаса до эфира. И есть ощущение ответственности перед целой страной и попытка ни от кого не зависеть, даже от обстоятельств. Нет, я не хочу сейчас ностальгировать. Просто мне все еще кажется, что журналистика - благородное дело…

Но вдруг выясняется, что я не одна такая. Люди, с которыми я общаюсь, крайне редко обсуждают телепродукцию. И друзья моих друзей тоже, оказывается, не смотрят наши телеканалы. Просто какая-то эпидемия несмотрения. Почему эта привычка, как вирус, распространяется все сильнее?
Наверное, все потому, что казахстанское телевидение так и не смогло состояться. Оно существует больше пятнадцати лет, но так не стало ни информационным, ни развлекательным, ни каким бы то ни было еще. Равнодушные экраны никому не нужны.

Да что там говорить, телевидение в нашей стране никто никогда не смотрел по-серьезному, кроме, пожалуй, работавших там идеалистов. Ни прежние, ни прошлые хозяева, ни государство - никто никогда не воспринимал его как независимую силу, способную что-то изменить. Казахстанские телеканалы, побывав в руках и власти, и оппозиции, в итоге стали верными пропагандистами. Сегодня они приносят хорошие рекламные деньги. Только кому такие каналы нужны? Мне, например, вряд ли. Так зачем мне их включать?.. Ведь я хочу смотреть другое телевидение. Я хочу видеть на экранах настоящее. Настоящий Казахстан, какой он есть, без всяких околичностей. И тогда я поверю, начну радоваться победам, разочаровываться в политиках, иногда ругаться, злиться, сердиться, пускать слезу, помогать другим людям, осознанно думать о будущем страны, принимать решения, быть может, даже ходить на субботники.

Поделиться
Класснуть