Майкл, не горюй!
Письмо
президента Центрально-Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгата ДОСКЕНОВА звезде шоу-бизнеса Майклу ДЖЕКСОНУ (см. “Скажи-ка, Майкл, ведь не даром?”, “Время” от 30.10.2008 г.) вызвало живейший отклик в Министерстве юстиции. В пятницу журналистов пригласили на специальную пресс-конференцию, дабы разъяснить тонкости нашего законодательства. Выяснилось, что казахстанское “министерство справедливости” поп-идолу ничего не должно.
- Получает ли Майкл Джексон гонорар? Конечно, получает! - особо отметила
заместитель председателя комитета по правам интеллектуальной собственности МЮ РК Нургайши САХИПОВА (на снимке). - Но только не от Мин-юста.
Интересы популярного певца, а также других звезд зарубежной и казахстанской эстрады отстаивают специальные авторские объединения.
- Коли речь идет о Майкле Джексоне, - уточнила Сахипова, - то он является членом общественной организации BMI по коллективному управлению правами американских авторов.

- Между BMI и Казахстанским авторским обществом есть договор, - продолжил “ликбез” для прессы
заместитель председателя РОО “Казахстанское авторское общество” Бауыржан АЙДАРБЕКОВ (на снимке). - Согласно ему, мы собираем гонорары американских авторов за использование их произведений на нашей территории и отправляем этой организации. С кафе и ресторанов мы собрали 80 миллионов тенге по республике. И все эти гонорары распределяются и выплачиваются соответствующим авторам. Эта сумма не остается у нас, а перечисляется в соответствующие авторские правовые организации. В эту сумму входит гонорар Майкла Джексона.
О том, какую конкретно сумму получил из Казахстана звездный Майкл, г-н Айдарбеков не сообщил, сославшись на конфиденциальность информации. Но уточнил: в прошлом году общие поступления заокеанским акулам шоу-бизнеса из нашей страны составили 102 тысячи долларов.
Какова же тогда роль Министерства юстиции? Оказывается, оно собирает не гонорары звездам, а штрафы с тех, кто нарушает их авторские права.
- Сотрудники департаментов юстиции, - подчеркивает Сахипова, - проверяют кафе, рестораны, телеканалы на предмет наличия договора между этим пользователем произведений и организацией по коллективному управлению правами либо с самим автором, - заявила г-жа Сахипова.
Вот здесь начинается самое интересное. Штрафы поступают в бюджет. А самим “пострадавшим” из этих сумм не выплачивается ни копейки!
- Автор не может получить какую-либо компенсацию со штрафа, - уточняет Сахипова. - Это совсем другая сумма и у нее другое назначение.
А штрафы, между прочим, оборачиваются серьезными суммами. В прошлом году за незаконное использование произведений минюстовцы взыскали более 20 миллионов тенге. В этом году, из-за моратория на проверки, - 4 миллиона тенге. По словам Айдарбекова, разрешительные договоры заключены с владельцами 1000 кафе и ресторанов республики. А подобных заведений в стране - в разы больше.
- Законодательством предусмотрено: нарушителя можно привлечь и к уголовной ответственности. Но, надо добавить, за нарушение авторских прав никого не лишали свободы, - вздыхает Сахипова.
Так что, как крутили шлягеры Майкла (и отнюдь не его одного) без разрешения - так и будем впредь крутить.
Маргарита НИКИТИНА, фото автора, Астана

