8378

Самурай смотрит в мир

Основатель известного социального проекта PhotoArtCreation для популяризации фотографии в Казахстане, Средней Азии и Японии МАЦУМОТО Хаято, как оказалось, наш человек. Он родился в Алматы, а в лихие 90-е даже работал начальником отдела по раскрытию особо тяжких преступлений в уголовном розыске. Но в 2000 году переехал в Страну восходящего солнца, где серьезно увлекся фотоделом.

Когда я, дозвонившись до Хаято в город Кагосима, где он живет со своей семьей, объяснила, что хотела бы написать о нем как о фотомастере, собеседник не преминул уточнить: он не профессионал, а всего лишь продвинутый любитель. Выслушав его рассказ и рассмотрев фотоработы, я так и не решила, что интереснее - судьба этого удивительного человека или его снимки.

Самурай смотрит в мирИз опера - в фотографы

- В моих жилах столько кровей намешано, что меня можно назвать интернациональным человеком, - смеется Хаято. - Бабушка - потомственная казачка из Забайкалья, дедушка - самурай из известного рода Мацумото, отец - наполовину узбек, наполовину уйгур. Кстати, когда бабуля вышла замуж за деда, его отец-японец, узнав об этом, прислал ему специальный нож для сэппуку (харакири) и письмо с требованием убить своих детей (к тому времени у них уже было две дочери), а затем покончить с собой, как велит долг самурая, опозорившего свой род. Дедушка, рассказывая об этом, плакал. Конечно, он ослушался отца. У них с бабушкой родилось еще два сына. Когда началась война с японцами в 1945 году, дед ушел воевать и пропал без вести. Как оказалось, он был в плену в Сибири. В те времена японцу жить в Маньчжурии было тяжело, и бабушку с четырьмя детьми (как и многих других) переселили в Северный Казахстан. Потом мама поехала поступать в Алматы, встретила там отца - так появился я. Учился в Свердловском инженерно-педагогическом институте. Работал по специальности, потом попал в органы. Дослужился в уголовном розыске до звания капитана…
Самурай смотрит в мирА фотографией увлекаюсь давно. В армии чуть не поплатился за это. В те времена я скрывал свои японские корни, но в КГБ, конечно, все знали. Как-то ко мне в казарму пришли друзья и говорят: “Ты сходи сам в особый отдел и объясни, как ты понимаешь политику партии и правительства. Собираешься ли передавать какие-то секреты или нет”. Оказалось, всех моих сослуживцев перетаскали на допросы. Я немного подыграл особистам, сказав: “Хочу поступать в военное училище, но у меня японские корни. Как вы думаете, примут меня или нет?” Они сделали удивленные глаза: “Как японские корни?” И вопрос вроде был снят.
А потом стало известно, что у меня есть маленький фотоаппарат “Агат-18” и я им активно снимаю. Вот тут я действительно испугался. Времена были страшные: запросто могли, учитывая мое происхождение, обвинить в чем угодно… Но бог миловал. Даже фотоаппарат не отобрали!

Самурай смотрит в мирНавстречу стихии

- Я не считаю себя фотографом и не называю свои снимки “работами”. Ведь этим я не зарабатываю деньги, не организую выставки ради всеобщего признания. Год назад, решив серьезно заняться фотоделом, понял: нужно создавать сайт, на котором будут тусоваться фотографы. А я буду с ними общаться - таким образом стану учиться у них. Проект настолько затянул меня, что сегодня он занимает большую часть моего времени.
В Казахстане много интересных фотографов, но они по непонятным мне причинам остаются в тени. Например, Леонид КУЗЬМИНСКИЙ, который закончил ВГИК и уже вырастил не одну плеяду настоящих мастеров. Его школа существует только на энтузиазме. Я тоже фотодело постигал самостоятельно, но порываюсь здесь (в Японии. - Н. П.) пойти на курсы. Правда, времени не хватает. У меня жена, трое детей (старшему сыну 20 лет, среднему - 15, а лапочке-дочке годик и 8 месяцев). Плюс свой бизнес. Конечно, когда выпадает свободная минутка, трачу ее на любимое хобби - фотографию. Мне нравится работать в репортажном жанре, а еще - делать портреты.
Самурай смотрит в мирК сожалению, пока не очень получаются пейзажи, но очень хочу освоить и этот жанр. Ведь если человека можно попросить попозировать, то природа живет своей жизнью, и здесь главное - поймать момент. У меня есть серия снимков, которая называется “Потоп”. Я снимал ее на юге Японии, в сезон дождей. Знаете, что это такое? Это когда льет целый месяц - так, что от сырости даже стены в комнате пропитываются влагой. А в этом году дожди сопровождались сильнейшими ветрами. Затопило целые районы, начались оползни, разрушавшие дома в предгорьях. Несмотря на опасность, я решил: нужно ехать туда и снимать. Мне хотелось запечатлеть мощь стихии... Работал в экстремальных условиях, например - на висячем мосту, который раскачивало из стороны в сторону. Это было непередаваемо! К сожалению, таких ярких моментов больше не было. Да и некогда снимать - сейчас я полностью поглощен работой над сайтом.

Надежда ПЛЯСКИНА,
plyaskina@time.kz , фото из архива МАЦУМОТО Хаято, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее