6190

Пётр СВОИК: Наша коммуналка - чёрная дыра

Пётр СВОИК: Наша коммуналка - чёрная дыраНезадолго до аварий на ТЭЦ и в котельной в Приозерске и Семее, где десятки тысяч жителей остались без тепла в лютые морозы, известный общественный деятель Петр СВОИК сдал в Алматинский акимат программу модернизации и развития жилищно-коммунальной сферы южной столицы. Сегодня этот многостраничный труд читается как предсказание коммунального Нострадамуса, которое, увы, сбывается. Но основной сюрприз, по словам автора драматиче­ского прогноза, для ЖКХ страны еще впереди.

- Аварии в Приозерске и Семее, как это ни парадоксально, наверняка станут хорошим оправданием для резкого роста тарифов, - считает Петр Своик. - Мол, тепло- и энергопроизводящие мощности по всей стране изношены, деньги на ремонт необходимо заложить в тариф, существенно его увеличив, иначе все замерзнете. Да, это действительно так, но это не вся правда. На самом деле механическое повышение тарифов при существующем положении дел не повысит ни надежности, ни качест­ва в жилищно-коммунальной и энергетической отраслях. Кстати, реакция властей на ситуацию в замерзающих городах была абсолютно предсказуемой. Товарищи начальники сильно расстроились, нашли виновных и примерно их наказали. Но на самом деле наказали не тех и не за то, в чем они действительно виноваты. Да, можно снять акима города или объявить выговор заместителю акима области, но они не отвечают за тарифную политику, которая определяет положение дел в коммунальной сфере. Утверждение тарифов забрала себе Астана.
Можно вспомнить, что на задворках правительства есть Агентство по делам строительства и ЖКХ. Однако оно такое ничтожное, что никому даже в голову не пришло по­слать председателя этого агентства разбираться с теплоснабжением в Приозерске и Семее. У них только в названии есть аббревиатура ЖКХ, но на самом деле нет никакой связи с коммунальной сферой. Если мы продолжим и дальше искать, кто в стране имеет отношение к этой сфере, то никого не найдем. Мин­энерго сейчас нет, а Минжилкомхоза и не было никогда в суверенной истории. Крайних нет, и никто ни за что не отвечает.

Пётр СВОИК: Наша коммуналка - чёрная дыра- Никто ни за что не отвечает, но деньги за коммунальные услуги, и немалые, взимают исправно. Рост тарифов тоже солидно обосновывают.
- На самом деле тарифная смета вычисляется исходя из предположений, какой объем продукции будет отпущен потребителю, какое количество топлива будет затрачено, сколько будет стоить это топливо, предположений о стоимости запчастей, ремонта и так далее. На основе этих прогнозов-гаданий утверждается тот тариф, за который потребители будут платить живые деньги. В тариф закладываются еще и фантастические потери, которые никто никогда не измерял, но и их мы исправно оплачиваем. Все данные берутся по неким нормативам, тогда как реальные сведения можно получить только выйдя на производство и проведя мониторинг. Но это никому не нужно, поскольку процедура утверждения тарифа имеет политическую подоплеку: регулирующий орган просто “взвешивает”, насколько можно позволить монополисту повысить тариф на свои услуги. Причем это политическое решение принимается, как правило, не в Агентстве по регулированию естественных монополий, а на более высоком уровне. К примеру: предприятие просит поднять тариф сразу на 60 процентов. На политиче­ском уровне принимается решение - на этот раз разрешить не выше 20 процентов.

- То есть вы утверждаете, что наши тарифы - это некая умозрительная величина?
- Возьмем для примера стоимость теплоснабжения жилья. Весь расчет построен на абстрактном предположении, что для обогрева одного квадратного метра квартиры расходуется 0,151 гигакалории в год. Стоимость тарифа определяется этой гипотетической величиной. Без разницы, о каком типе домов идет речь - кирпичном или панельном, новом или старом, на каком этаже расположена квартира, - коэффициент один, хотя все эти параметры сущест­венно влияют на количе­ство потребляемого тепла. Стоимость рассчитывается без какого-либо измерения как отпущенного, так и полученного тепла. А для того чтобы люди платили за реальную услугу, надо установить приборный учет, утеплить дома. Решение этой проблемы упирается в проблемы КСК, которые никто не решает. Другой пример: я рассчитал, какие перекосы возникают в тарифной политике в Алматы. В 2009 году средневзвешенный тариф на покупку энергии у электростанций в Алматы составил 4,51 тенге/кВт-час, а средневзвешенный потребительский тариф - 9,23 тенге/кВт-час. Разница составляет 4,72 тенге/кВт-час, то есть услуги по доставке энергии по городским сетям вместе с надбавкой “Энергосбыта” обходятся населению и экономике города даже дороже, чем собственно ее выработка. Правительство же демонст­рирует полную некомпетентность в вопросах управления отраслью. И вместо того чтобы упорядочить систему, власти занимаются благостными рассуждениями о необходимости модернизации, а в реальности только повышают тарифы.

- Тем не менее система в целом работает, если не считать аварий.
- Все, что мы имеем сегодня в жилищном хозяйстве и коммунальной сфере, создано в советское время, и к этому мало что добавлено. Правительством разработан и утвержден план масштабной модернизации ЖКХ до 2020 года. Предполагается в ближайшие четыре года влить в ЖКХ 252 миллиарда тенге. Это бюджетное финансирование направляется в основном в Астану и Алматы. Какие-то еще крупные города имеют такие бюджетные добавки. Но бюджет не может покрыть всю бесхозяйственность и структурный бардак в отрасли. Да, день­ги нужны, но прежде необходимо создать нормальную систему управления в отрасли. Без этого все деньги - и правительства, и наши, - которые мы направляем в эту сферу в виде коммунальных платежей, так и будут пропадать в черной дыре, какой сегодня является коммунальная сфера. Чем дольше это продолжается, тем опаснее становится ситуация.

- Вы говорите о неизбежности новых аварий?
- Есть проблема накапливающегося износа и аварийности, есть проблема пугающего роста тарифов. Поэтому и необходима комплексная реформа, в основе которой даже не деньги, а упорядочение управления отраслью. Но наше замечательное правительство как раз упорядочением не занимается, пытается отделаться авральными меро­приятиями, хотя и чует главную опасность для себя именно со стороны цен и тарифов. Пока все держится на высокой стоимости нефти, которая позволяет власти небедно финансировать госаппарат и силовиков и обеспечивать хоть какую-то стабильность в части подачи света, воды, тепла. Но мы бегаем по замкнутому кругу: с одной стороны, тарифы на тепло, воду, электроэнергию нельзя не повышать хотя бы по уровню инфля­ции, потому что если этого не делать, вся энергетика и коммуналка просто захлебнутся. С другой - сами по себе энергетика и коммуналка являются мощнейшим мультипликатором цен: если растут тарифы - все остальное вырастает автоматически. В любом товаре и услуге сидит цена на электриче­ство, тепло, воду и газ. К примеру, если мы увеличиваем стоимость 1 кВт-часа на 15 процентов, то минимум на полтора процента автоматически вырастут цены на все остальное. Эти полтора процента надо будет опять накидывать на стоимость электроэнергии, и так до бесконечности. В Тунисе тоже было все спокойно вплоть до этого вдруг ниоткуда взявшегося всеобщего возмущения. Постоянно растущие цены на фоне лопающихся труб не могут не вызывать возмущения. По-моему, ситуация близка к точке кипения.

- Вы подробно расписываете властям Алматы, как избежать кризиса в коммунальной сфере. Вы верите в коммунальный рай в отдельно взятом городе?
- Рая, конечно, не будет, и проблемы не отпадут, но будет создана логичная система управления в отрасли, в части тех же КСК или, скажем, тарифной политики, имея которую, можно двигаться дальше. А сегодня мы имеем черную дыру, в которой бесследно исчезают миллиарды.

- Вас услышали?
- Программа была сдана в ноябре, пока движения по ней нет.

Марат АСИПОВ
Поделиться
Класснуть