12388

Гаджет-банк, или Восстание “Резервного”


“КазИнКомБанк” после смены названия на Резервный Банк Казахстана намерен вписать новую главу в историю казахстанского банкинга, черпая вдохновение в опыте предшественников и даже легендарных мировых IT-корпораций. По мнению главы банка Галии ЖАУАРОВОЙ, авторов “историй успеха” в любой отрасли отличает способность не обращать внимания на догмы и отсутствие боязни инноваций.

- Галия Кажкеновна, люди, внимательно следящие за банковским рынком, обратили внимание на активизацию “КазИнКомБанка”, долгое время до этого не дававшего информационных поводов...
- Так и есть. В банке появились новые инвесторы, которые хотят на базе этого небольшого финансового института создать одного из лидеров банковского рынка.

- Вам не кажется, что это звучит не просто амбициозно, но даже самоуверенно? Многие делали такие заявления. Где они теперь?
- Самоуверенность - качество, присущее сильным. Но само по себе оно мало что значит, если не подкреплено опытом, трезвым расчетом, знанием рынка и, разумеется, достаточными финансовыми ресурсами. Говоря о лидер­стве, мы имеем в виду вхождение в топ-10 казахстанских банков в пятилетнем горизонте.

- Известно, что в ближайшее время “КазИнКомБанк” сменит название на Резервный Банк Казахстана. Почему “Резервный”?
- Да, решение о смене наименования принято нашими акционерами, и в настоящее время мы находимся в процессе оформления новой лицензии. Однажды нас спросили, зачем вам слово “резервный” в названии, ведь оно у кого-то может ассоциироваться с провизиями, которые, в свою очередь, - с неким негативом. Мы же считаем, и опросы это подтверждают, что резервы ассоциируются с большими запасами ликвидности, уверенностью в будущем, способностью отвечать по всем своим обязательствам. Разве не это главное для банка?

- Вы говорите о знании рынка. Кто входит в вашу команду?
- Команда у нас сборная, в которую входят как казахстанские специалисты, так и коллеги, работавшие в России и Украине. Многие наши сотрудники имеют опыт работы в Альянс Банке. Из этого опыта мы рассчитываем взять самое лучшее и ценное, ну и, конечно же, не будем допускать некоторых ошибок. Мы всю жизнь учимся.

- То есть раздавать кредиты на остановках не будете?
- Не будем. Сегодня объективно другое время, другая среда, мы все стали по-другому относиться к деньгам, кредитам - и банкиры, и заемщики. Значительный упор планируется сделать на так называемые smart-продажи, в том числе онлайн-обслуживание. В идеале мы хотели бы стать неким гаджет-банком - то есть таким, каким сделал бы банк глава компании Apple Стив Джобс, реши он вдруг заняться банковским бизнесом.

- Хотели бы добиться такой же лояльности у клиентов?
- Именно. Миссия Резервного Банка Казахстана “Быть любимым банком”. Наши клиенты - опытные пользователи финансовых услуг, и они обслуживаются во многих других банках, но мы сделаем все, чтобы их любимым банком был наш. Кстати, это касается не только клиентов, но и сотрудников, и всех остальных. Лично мне очень нравится один из вариантов слогана, который, возможно, будет использован в рекламной кампании банка - “Резервный Банк Казахстана. Все лучшее”.

- Это идеология. А что насчет бизнес-модели?
- Наша бизнес-модель будет вытекать из стратегии “Достижение максимальных конкурентных преимуществ при минимуме затрат благодаря высокой инновационной составляющей бизнеса”. Мы не планируем создавать чересчур обширную филиальную сеть. Надеемся, что она будет компактной, но эффективной. В вопросах региональной экспансии - тоже без авантюризма. К имеющимся офисам в Алматы, Караганде и Шымкенте пока планируется открыть филиалы в Астане и Павлодаре.

- Нет ли у ваших акционеров планов пойти по проторенной дорожке создания группы вокруг банка - страховой компании, пенсионного фонда и т. д.?
- Мы будем заниматься исключительно банковским бизнесом, что соответствует политике, проводимой Национальным банком и Агентством финансового надзора. У нас нет чувства ревности или жадности, которое выливается в желание контролировать все и вся. Так что будем работать по своему профилю. А что касается взаимодействия со страховщиками, то у нас очень дружественные, партнерские и качественные отношения с крупнейшей страховой компанией Казахстана - “Евразия”. В наших офисах уже открываются окна продаж “Евразии”, и, таким образом, мы предоставляем нашим клиентам лучший сервис. Пользуясь случаем, хочу поздравить руководство компании “Евразия” с блестящим завершением 2010 года и подтверждением ею своего безусловного лидерства на страховом рынке Казахстана.

- Как вы оцениваете регуляторные действия властей на финансовом рынке?
- Несмотря на то, что мы сегодня являемся небольшим банком по размеру активов и капитала, мы приветствуем политику Агентства финансового надзора по постепенному увеличению требований к капиталу банков. Наши акционеры уже приступили к вливаниям средств в капитал и планируют в среднесрочной перспективе нарастить его до 20 миллиардов тенге, что соответствует сегодня уровню капитала для крепких середняков нашей банковской системы.
Также мы позитивно оцениваем меры, направленные на демонополизацию влияния мажоритарных акционеров на инвестиционную политику накопительных пенсионных фондов. Все это поможет повысить эффективность этого сектора, качество его активов, усовершенствовать корпоративное управление, усилить конкурентоспособность.
Возможно, мои слова покажутся излишне комплиментарными, но как экономист с многолетним стажем я считаю, что действия На-ционального банка и АФН в период кризиса показали исключительную эффективность работы регуляторов.

- А каково ваше отношение к возможному появлению на рынке новых сильных конкурентов в результате продажи фондом “Самрук-Казына” своего пакета в БТА Банке Сбербанку России или какому-нибудь другому фин­институту?
- Выход ФНБ “Самрук-Казына” из капитала коммерческих банков можно только приветствовать. Вхождение ФНБ в капитал комбанков было вынужденной, но временной мерой. Сегодня, когда кризис остался позади, от этого могут выиграть все - государство вернет свои деньги, потраченные на антикризисные мероприятия, инвестор получит санированный банк с понятными перспективами, рынок - обновленного игрока и, возможно, сильного конкурента. Появление сильных игроков на рынке делает сильнее всех остальных. Поэтому мы с интересом наблюдаем за тем, как будет реализовываться задача по выходу государства из капитала реструктуризированных банков.

- Национальный банк прогнозирует нулевой прирост кредитования экономики страны в текущем году. А каков ваш прогноз на этот счет?
- Известно, что Национальный банк регулярно проводит опросы как среди банков, так и среди предприятий реального сектора, в ходе которых анализирует готовность банков давать кредиты, а заемщиков - брать их. Кроме того, исследуются планы банков по ужесточению или, наоборот, ослаблению кредитной политики и так далее. Поэтому трудно не согласиться с прогнозом Нацбанка по этому поводу. Между тем хотелось бы заметить, что в экономике намечается новый тренд - это оживление деятельности банков не из так называемого лидирующего дивизиона.

- Например, Резервный Банк Казахстана?
- До последнего времени “КазИнКом­Банк” не играл существенной роли в экономике страны, обслуживая небольшую группу своих исторически сложившихся клиентов. Сегодня ситуация в корне меняется. Многие наши показатели деятельности растут с дву­значной скоростью. Конечно, это сказывается эффект низкой базы, однако, приступив к активному кредитованию, мы начали вносить пока небольшой, но все же вклад в оживление экономики страны. И эта работа будет только набирать обороты.

- Вы действительно считаете, что у маленьких игроков могут быть шансы в борьбе с крупнейшими банками?
- Во-первых, повторюсь, история показывает, что это возможно, и многие из моих коллег уже проходили путь снизу банковского ренкинга в самый его верх. Во-вторых, мы видим, что существует огромный пласт клиентов, например, в сфере МСБ, которым в силу определенных обстоятельств гораздо комфортнее работать с “банками-бутиками”, и это сотрудничество получается весьма эффективным. Ну и, наконец, сейчас, на наш взгляд, удачное время для входа в рынок - если верить теории цикличности в экономике, нас ждут очередные “тучные” годы, у нас нет багажа “плохих” кредитов, есть мощная поддержка акционеров и, соответственно, ресурсы для наращивания бизнеса. Так что мы действительно оптимистично смотрим в будущее. А бытующее мнение о том, что рынок давно поделен-переподелен, мы считаем мифом и своей работой постараемся доказать свою правоту.

Егор ИГНАТЬЕВ

Из досье

В 1984 году окончила Алма-Атинский институт народного хозяйства с присвоением квалификации “экономист”, в 2003 году - Алматинский государственный университет им. Абая, квалификация - “юрист”.
Трудовую деятельность начала в 1979 году. В 1993 году возглавила филиал АКБ “Видергебурт-Банк”.
В 1996 году работала начальником операционного управления - заместителем директора Алматинского областного филиала Народного банка.
С 1999 по 2007 год занимала должность директора филиала АО “Альянс Банк”.
В 2007 году - исполнительный директор БТА Банка (Украина).
С июня 2008 по ноябрь 2009 года работала заместителем председателя правления АО “Евразийский банк”.
С октября 2010 года возглавляет АО “Казахстанский Инновационный Коммерческий Банк”.

Поделиться
Класснуть