10486

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда имени Алтынбека Сарсенбаева: С его уходом многое стало другим...


Вчера исполнилось ровно пять лет с тех пор, как не стало лидера казахстанской оппозиции Алтынбека САРСЕНБАЕВА. 11 февраля 2006 года он, его водитель Василий ЖУРАВЛЕВ и охранник Бауржан БАЙБОСЫН были убиты, а 13 февраля их тела найдены на проселочной дороге недалеко от поселка Кок-Тюбе близ Алматы. За тройное убийство Рустам ИБРАГИМОВ был приговорен к исключительной мере наказания, однако в связи с мораторием на смертную казнь наказание ему заменили на пожизненный срок. А руководитель аппарата сената Ержан УТЕМБАЕВ, которого официальное следствие назвало заказчиком, получил 20 лет лишения свободы. Но и спустя пять лет на некоторые вопросы об этом страшном преступлении нет ответа. Мы беседуем с руководителем Фонда имени Алтынбека Сарсенбаева Айдосом Сарымом.

- Ваш фонд существует давно. Расскажите о его деятельности.
- Скоро фонду исполнится пять лет. У него три базовых направления: мемориальное, научное и издательское. Понятно, что экономический кризис крепко ударил по нашим планам, мы, как и все, были вынуждены затягивать пояса, сокращать штаты. Но тем не менее работа ведется. За прошедшие годы изданы основные труды Алтеке, сборник воспоминаний о нем. Издан двухтомник, посвященный событиям 11 февраля 2006 года. Ежегодно вручается премия имени Алтынбека Сарсенбаева в области журналистики и публицистики. В рамках научной и издательской деятельности изданы книги по истории Алаш-Орды, репрессий 1930-х годов, наиболее актуальным проблемам современности. Мы гордимся тем, что нами подготовлен и издан десятитомник, посвященный событиям декабря 1986 года. Фонд был организатором многих “круглых столов” и конференций. Ведется и некоторая общественная деятельность, работа по формированию некой научно-экспертной общности. При нашем участии был создан Альянс аналитических организаций. Сегодня ведется подготовительная работа по соз­данию Ассоциации политической науки Казахстана. Так что мы делаем возможное и зависящее от нас. Улучшится деловой климат в стране - улучшится и работа с донорами. Тогда будем ставить гораздо более амбициозные задачи.

- Какие у фонда планы?
- Планов много. Есть идея оцифровать и сделать достоянием общественности материалы уголовного дела. Лично я хотел бы написать и издать в этом году книгу о судебном процессе по делу об убийстве. В качестве приоритетных направлений для исследований в этом году мы хотим избрать тему ислама в Казахстане. Это вовсе не конъюнктурное желание, связанное с председательством Казахстана в Организации Исламская конференция, а самая насущная, актуальная сегодня тема. Думаю, по результатам исследований мы издадим сборник и книгу.

- Планируете ли вы как-то увековечить память Алтынбека Сарсенбаева, может, внести инициативу назвать его именем улицу, выпустить книгу о нем и т.д.?
- Как я уже отмечал, одним из главных направлений работы фонда является мемориальная работа. Кое-что в этом направлении уже было сделано. Есть инициатива общественности о переименовании одной из улиц в городе Алматы в его честь. Хотелось бы, чтобы его именем была названа школа, где он учился. Мы несколько раз были в этой школе, проводили там турниры, дарили свои книги. Эту традицию мы будем продолжать. Алтынбек - видный общественный и государственный деятель страны. Его имя неразрывно связано со строительством нашего государства. Поэтому надеюсь, что в год 20-летия независимости Казахстана власти все же пойдут навстречу требованиям демократической общественности. Будем надеяться на здравый смысл. Он в любом случае победит...

- Что эта черная дата, 11 февраля, значит для вас лично и для нашего общества в целом?
- Какой бы огромной ни казалась наша страна, казахстанское общество по мировым меркам очень маленькое. Поэтому уход каждого человека - это потеря, а гибель такого деятельного, проницательного, много знающего, стратегически мыслящего человека и политика, как Алтынбек, - это трагедия в кубе. Для всех нас, всего нашего общества. Не только я, но очень многие люди сегодня говорят: “Будь жив Алтеке, было бы...”, “Алтынбек сделал бы так...”. И во власти, и в оппозиции тоже. По прошествии времени зияющая пустота на том месте, где некогда находился Алтынбек, становится все более очевидной и оттого пугающей. Убийство Алтынбека - это большая кровоточащая рана в нашем сердце. И оно будет еще долго болеть и кровоточить, по крайней мере до тех пор, пока не будут поставлены все точки над “і” в деле о его убийстве, точно установлены и названы все участники этого чудовищного преступления.

- А когда, по вашему мнению, это произойдет? И произойдет ли вообще?
- Полагаю, что не сегодня и завт­ра, но обязательно произойдет. Ни следствие, ни судебный процесс не ответили в полной мере на многочисленные вопросы, которые ставили родные, близкие и соратники Алтынбека. Жизнь не стоит на месте. Все по заведенному в мире порядку будет течь и меняться. Вечных тайн не бывает. Когда-нибудь наступит день, когда откроются все неизвестные стороны и страницы этой дьявольской многоходовки. Раскрываются ведь преступления, совершенные много десятилетий назад! А преступление, в котором замешаны десятки наших современников, долго таить невозможно. Будем молить Бога, чтобы все они были к тому времени живы-здоровы. Это не связано с жаждой мести, это обязательное условие выздоровления нашего общества. Ведь общество, в котором похищают и убивают политиков, трудно назвать здоровым.

- Как сегодня живут вдова и дети Алтынбека Сарсенбаева? Известно ли вам что-нибудь о родных Василия Журавлева и Бауржана Байбосына?
- Супруга Алтеке Салтанат сегодня занимается образованием детей - Шолпан и Бекжана. Они учатся в Англии, и, насколько я могу судить, очень успешно. Что касается Василия, то его супруга не смогла пережить трагедии. У него осталась дочь, она уже взрослая. Родители Бауржана переехали в Казахстан из Узбекистана, время от времени мы с ними общаемся, встречаемся на мемориальных мероприятиях.

- Как вам кажется, изменились ли магистральные пути казахстанской оппозиции с уходом Алтынбека Сарсенбаева? Как вы оцениваете сегодняшнюю оппозицию?
- С уходом Алтеке многое стало другим. Наша оппозиция тоже. Не хочу никого обидеть, но после его трагической гибели оппозиция потеряла динамизм и содержательность. Он как бы одновременно воплощал слово и дело, замысел и действие. Алтеке обладал уникальным набором свойств и черт, которые присущи лишь немногим поистине выдающимся политикам. Наверное, это не врожденное, а долго выпестываемое, тщательно взращиваемое качество, которое приходит с годами, с опытом, оно является плодом длительных усилий, большой душевной работы, поиска и обретения смыслов. Алтынбек ведь всегда играл особую роль и во власти, и в оппозиции. И дело здесь не только в постах и регалиях. Умение увидеть всю картину в целом вкупе с внутренней целостностью и целеустремленностью делало его сильным игроком. Игроком, которого можно было не любить и даже ненавидеть, но с которым нужно было считаться. О его умении говорить, договариваться, убеждать других, даже своих оппонентов, тоже много говорилось. Именно такая вот смесь делает политика подлинным лидером, способным вести людей за собой, внушать людям уверенность одним своим присутствием. После выборов 2004-2005 годов, как мне кажется, он уже имел более или менее ясную стратегию действий оппозиции, планы на несколько лет вперед...

- Алтынбек очень болел за казахстанскую прессу и много для нее сделал. На ваш взгляд, удовлетворило бы его положение сегодняшних массмедиа?
- Полагаю, что нет. Его видение казахстанского медиарынка изложено в законопроекте о свободе слова, который был подготовлен Министерством информации в 2004 году, когда на короткий промежуток он вернулся во власть. Понятно, что ничего идеального в мире политики не бывает, но этот законопроект может быть востребован в любое время. И со временем, рано или поздно, мы будем жить по тем правилам, которые изложены в “законопроекте Сарсенбаева”, если можно так выразиться. Верю в это, поскольку считаю, что он был составлен с учетом лучшей мировой практики, является синтезом опыта и здравого смысла.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее