15306

Заразительный диагноз


В системе здравоохранения - очередной скандал. После лечения в Институте педиатрии и детской хирургии маленькие пациенты по-прежнему заражаются вирусным гепатитом. И это - несмотря на две прошлогодние проверки Минздрава и Генеральной прокуратуры! Некоторые родители узнали, что их дети заражены, только на днях.

Алматинка Ляззат АРТЫКБАЕВА вместе с 8-летней дочерью поступила в Институт педиатрии в январе прошлого года - у маленькой Асель был обнаружен лейкоз.
- До поступления в институт педиатрии Асель никогда не оперировали, в стоматологию мы тоже не ходили, - говорит Артыкбаева. - Когда мы ложились в больницу, даже не думали о том, что можем заразиться гепатитом - главное тогда было спасти ребенка от лейкоза. К тому же уже после того, как Институт педиатрии проверяли Минздрав и прокуратура, к нам приезжал сам бывший министр здравоохранения Жаксылык ДОСКАЛИЕВ. Естественно, я верила: после таких проверок никакого гепатита можно не опасаться…
Лечение детей, больных лейкозом, сопровождается регулярными вливаниями различных компонентов крови и препаратов, сделанных на ее основе. Маленькая Асель не стала исключением. Ее мама демонстрирует нам выданные в Институте педиатрии листы гемотранс­фузионных вливаний. Согласно им, девочке постоянно переливают чужие эритроциты, тромбоциты, а также препарат крови альбумин. Возле каждой дозы стоит фамилия донора и название организации-поставщика - Республиканский центр крови.
- Выписались мы только в августе 2010 года, когда лейкоз вступил в стадию ремиссии, - рассказывает Ляззат Артыкбаева. - Позже дочь вдруг начала желтеть, перестала кушать, стала терять вес на глазах.
13 января 2011 года маленькая Асель сдала анализы в частную лабораторию. Наисовременнейшая ПЦР-диагностика показала: у малышки - гепатит С.
(К слову, маме Асель пришлось раскошелиться: за диагностику она отдала 15 тыс. тенге).
- Педиатр дал направление к врачу-инфекционисту, - говорит Ляззат. В частной клинике консультация такого специалиста стоит 6000 тенге. Вообще в поликлиниках с нами никто не хочет связываться. На днях нас буквально выпроводили из гематологического отделения 2-й городской больницы - сказали: мы вас не примем, потому что дети, у которых лейкоз и гепатит С, должны лечиться в инфекционной больнице.

Но спрашивается: как их ребенку лежать в инфекционной больнице, где полно другой заразы? Это же прямая угроза жизни малыша, чей организм истощен болезнью и химиотерапией!
- Скорее всего, моего ребенка заразили через донорскую кровь, - говорит Ляззат. - Мы же получали компоненты и препараты крови только в Институте педиатрии! Между прочим, врачи этого института нас сразу готовили к тому, что гепатит может появиться - у кого-то через полгода, у кого-то через несколько месяцев. Значит, для них это - что-то само собой разумеющееся? Если бы у меня была возможность поговорить с министром здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВОЙ, я бы задала ей только один вопрос: когда закончится весь этот кошмар в системе здравоохранения?
Помимо Ляззат Артыкбаевой нам удалось пообщаться с мамами еще пятерых детей, которых недавно выписали из Института педиатрии. Всем им регулярно переливали компоненты донорской крови, и у всех них недавно обнаружили гепатит С.
- У моего ребенка на первом же этапе лечения в Институте педиатрии анализы показали положительную реакцию на гепатит, - рассказывает Татьяна РЕЗНИК из Усть-Каменогорска. - Моя дочка тогда вся пожелтела, и ее изолировали от других пациентов. До этого в больницах не лежала. Позже нам сделали второй анализ: он гепатит не подтвердил. А третья диагностика, проведенная при выписке, снова констатировала гепатит С. Скорее всего, нас заразили через компоненты крови.

Похожую историю нам рассказала мама из Костаная, которая попросила не публиковать ее имени. А вот алматинка Зульфия МОИСЕЙЧЕНКО поступила в Институт педиатрии и вовсе с полуторагодовалым ребенком - ему-то точно не делали никаких операций, в том числе его не лечили стоматологи. Но сопутствующий лейкозу диагноз - тот же: гепатит С.
Мы позвонили директору Института педиатрии Ермеку АЯЗБЕКОВУ.
- Все медицинские изделия у нас одноразовые, а сотрудники института, которые болеют гепатитом, не контактируют с детьми, больными лейкозом, - рассказал он. - Бывает, к нам поступают дети, которые уже получали лечение в других учреждениях страны. Так, у нас недавно был выявлен случай: оказалось, (зараженному. - В. Б.) ребенку дважды переливали кровь в Астане и делали там пункцию спинного мозга.

- Однако матери, которые к нам обратились, утверждают: их дети нигде, кроме Института педиатрии, не лечились.
- Ну им же делали прививки…

- В общем, дети могли заразиться где угодно, только не у вас. Так?
- В большинстве случаев, конечно, дети заражаются от переливания крови.

Впрочем, матери больных детей предъявляют претензии не столько Институту педиатрии, сколько Республиканскому центру крови, где готовят компоненты для переливания. Мы очень хотели переговорить с его директором Кайратом ЕРЖАНОВЫМ. Но в приемной нам сообщили: шеф уехал в командировку. Его мобильный телефон был недоступен. А вот до его зама - Гульсары БЕКМУХАЕВОЙ мы дозвонились и даже успели задать ей один вопрос.

- Гульсара Хабиевна, к нам в редакцию обратились несколько мам, чьи дети лечились в Институте педиатрии. У их детей был обнаружен гепатит С. Все переливания им делались из препаратов и компонентов крови, заготовленных у вас в РЦК. Естественно, у матерей первое подозрение падает на донорский материал. Скажите, как тщательно вы осуществляете контроль препаратов крови и доноров?
Выслушав вопрос до конца, г-жа Бекмухаева бросила трубку. Мы сделали повторный звонок - та же реакция. Не удалось нам поговорить и с главой Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава Назарбеком БЕЙСЕНОМ. Он сначала не брал трубку, а потом вовсе выключил свой мобильный телефон. Не отвечал на наши звонки на сотовый и вице-министр здравоохранения Эрик БАЙЖУНУСОВ. Мы, конечно, понимаем, что господам из Минздрава уже порядком поднадоел “доктор Хренов”, который задает неудобные вопросы. Но нам очень хочется знать: сколько еще детей и взрослых должны заразиться этим страшным вирусом, чтобы донорскую кровь начали проверять по всем правилам и со всей ответственностью - так, чтоб комар носу не подточил? И будут ли найдены и наказаны те, кто “дарит” и без того больным детям новую заразу? Или мне придется снова писать открытое письмо премьеру МАСИМОВУ?

От редакции Поскольку в Институте педиатрии отрицают факт массового заражения детей гепатитом в стенах учреждения, постольку в интересах Минздрава срочно создать комиссию и выяснить, где именно маленькие пациенты могли подхватить эту страшную заразу.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее