14351

Безопасность - вне закона


Едва закончились VII Азиатские игры, в Алматинском аэропорту, крупнейшем в Казахстане, вновь были демонтированы линии дополнительного досмотра на входе в терминал - металлоискатели и сканеры багажа.

Напомним, в интервью нашей газете первый вице-президент АО “Международный аэропорт Алматы” (МАА) Кобланды ТУМЫШЕВ рассказал: до февраля 2010 года на входах в здание Алматинского аэропорта стояли дополнительные линии проверки. Однако, по его словам, “некоторые высокопоставленные пассажиры начали возмущаться: мол, их аж четыре раза досматривают”. После этого с одобрения комитета гражданской авиации (КГА) Мин-транскома руководство МАА убрало две линии досмотра в аэропорту - на входе и фейс-контроль (см. “На безопасности не экономят!”, “Время” от 26.1.2011 г.).
Металлоискатели и сканеры багажа при входе в здание терминала были снова установлены в аэропорту совсем недавно - 20 января 2011 года в рамках подготовки к Азиаде. Как теперь выясняется, это было временной мерой - до 10 февраля. В тот день терминал аэропорта снова превратился в проходной двор. И случилось это всего через 17 дней после страшного теракта в московском аэропорту Домодедово!

Мы обратились за разъяснениями к руководству алматинской воздушной гавани.
- Решение (о демонтаже линий досмотра. - В. Б.) было принято на прошлой неделе на совещании в Астане с участием представителей комитета гражданской авиации, - заявил вице-президент МАА по безопасности Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ. - Дело в том, что дополнительный досмотр был введен для обеспечения безопасности гостей Азиады. Теперь спортивное мероприятие закончилось.
- В законе об авиации четко сказано, какие субъекты подлежат предполетному досмотру, - сказал Нурлан Жумасултанов. - Это самолет, экипаж, бортовые запасы (к примеру, питание), почта, груз и пассажиры. Пассажиром человек становится, только когда он прошел регистрацию на рейс и получил посадочный талон - после этого его и будут досматривать. А ведь в терминал заходят помимо пассажиров и другие люди (мы изучили Закон “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”: там действительно не оговорена обязательность проверки всех входящих в здание аэровокзалов. - В. Б.). И проверять всех у нас нет возможности - для этого нужно закупать дополнительное оборудование, набирать людей, кормить их, одевать. Эти затраты должны каким-то образом компенсироваться: мы не можем включить их в тарифы, поскольку у нас по закону нет права досматривать всех. На совещании в столице я сказал: чтобы был досмотр на входе в аэропорт, нужны поправки в законодательство.

- Но ведь безопасность дороже! Это нетрудно понять после трагедии в Домодедово…
- Согласен, безопасность дороже. Но более эффективный способ ее достижения - политика государства. Наша страна миролюбива, у нас межнациональное согласие и дружественная внешняя политика - вот основы безопасности. И потом, мы находимся не в такой зоне риска, как Россия.

- Выходит, вы нарушали закон, введя на время Азиады дополнительные линии досмотра?
- Мы обеспечивали безопасность мероприятия. Когда происходят большие общественно-политические события, вводятся усиленные меры безопасности - это нормальное явление. В Астане во время саммита ОБСЕ вообще невозможно было подъехать к аэропорту. Но это же не на постоянной основе! Тотальный контроль может до абсурда довести. Хорошо, мы поставим на входе в аэропорт досмотр. Но если какому-нибудь идиоту приспичит, то он не внутри терминала, а у входа сделает свое черное дело. Давайте тогда досматривать пассажиров возле шлагбаума при въезде в аэропорт или вообще возле автовокзала “Саяхат”.

- Между прочим, в аэропорту Тель-Авива линии досмотра стоят на дальних подступах к аэровокзалу. И там проверяют багажники у девяти из десяти въезжающих машин.
- Казахстан с Израилем сравнивать не надо. Их государство создалось в 1948 году, и с тех пор они воюют. Повторяю, если досмотр так нужен - пусть принимают поправки в закон.

- Вот вы убрали металлоискатели и сканеры на входе, а Россия тем временем вводит тотальный контроль на входах не только в аэропорты, но даже на железнодорожные вокзалы, а президент МЕДВЕДЕВ лично инспектирует эти объекты!
- Вот увидите, они к лету эти линии досмотра снимут. Потому что все затраты на их установку переложили на аэропорты. Те, в свою очередь, переложат их на авиакомпании, а перевозчики на пассажиров - и будет скандал! Выходит, пассажиры должны будут платить за всякого входящего в аэропорт. Если и у нас такое будет, мы тоже переложим затраты на плечи авиакомпаний, а потом пассажиры поднимут крик: почему билеты дорогие? Я же не могу стоять у входа в аэропорт и брать по 100 тенге с каждого входящего!

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Радильбек АДИМОЛДА, председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома РК:
Мы - не Россия, а Москва - далеко...
- Указания убирать первую линию досмотра ни одному из 20 аэропортов Казахстана мы не давали. Более того, у нас есть рекомендации усилить меры безопасности после теракта в Домодедово. Но это, подчеркиваю, рекомендации. И если аэропорты не хотят их выполнить, ссылаясь на  закон, мы не можем их заставить.
Нигде в мире нет обязательной нормы, заставляющей досматривать людей при входе в аэропорт. Главная задача служб безопасности - чтобы никто не пронес взрывчатые вещества в охраняемую - так называемую стерильную зону (когда пассажиры уже прошли регистрацию на рейс. - В. Б.), чтобы сами воздушные суда не использовались для совершения терактов. Это рекомендации ИКАО. Ни в одной стране мира (может быть, за исключением Израиля) не прописано в законах, чтобы людей досматривали на входе в терминал. Знаю, первые линии проверки установлены в Израиле и Стамбуле. А, скажем, во Франкфурте досмотр стоит только за магазинами дьюти фри, в зоне гейтов (ворот для выхода на посадку. - В. Б.).

- Какие казахстанские аэропорты установили и оставили после Азиады первую линию досмотра?
- Я не информирован до конца, но знаю, что ни у кого нет возможности оставить ее.

- Тем временем Россия сейчас повсеместно вводит досмотр на входах в аэропорты.
- Россия - не Казахстан. Сколько у нас километров до Москвы? Я наблюдаю за ситуацией в Домодедово и вижу: сейчас там перед линией первого досмотра накапливается больше людей, чем в той зоне, где случился  теракт. То есть они кинулись из крайности в крайность.
Количество людей в алматинском аэропорту сопоставимо с числом посетителей Зеленого базара или крупного торгового центра - но там же не ставят металлоискатели...

Гани КАСЫМОВ, сенатор:
Не нравится - идите на хрен!
- Я считаю, что “лишних” линий досмотра не бывает. Чем их больше - тем лучше. Недавно я был в США, так там проверок в аэропортах в два раза больше, чем было у нас во время Азиады. В Америке проводят сначала наружный досмотр обуви, а потом заставляют ее снимать и проверяют изнутри. Лучше пройти несколько досмотров, чем потом тебя вынесут вперед ногами. А наши убирают линии проверок, потому что не хотят лишних затрат? Но ведь речь идет о жизни людей! У тех, кто отказывается вводить дополнительные меры безопасности, надо лицензии отбирать!
Какие страны экономят на безопасности? Только мы и Россия. А этого нельзя допускать. В мире в метро уже с собаками ходят! И никто не возмущается - жизнь заставляет. В Америке, Европе ужесточают меры безопасности - и ни один человек, ни один депутат, ни один министр не пикнул: там недовольных сразу же на хрен пошлют!

- У аэропортовского начальства железная отговорка: в законе об авиации ничего не сказано про досмотр всех, входящих в терминал: они якобы могут проверять только экипажи и пассажиров.
- Ну тогда давайте менять законодательство! Какие надо изменения и дополнения - мы всегда внесем, это я вам как сенатор говорю! Надо выработать стандарт, сделать тотальный досмотр в местах, где массово скапливаются люди. Это тем более актуально с нашими “прозрачными” границами...
Я, кстати, за то, чтобы граждан досматривали не только в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах, стадионах, в крупных торговых центрах - везде, где собираются люди.

Поделиться
Класснуть