8058

Очередь в психушку


Общественное объединение “Защита прав пользователей услуг в сфере ментального здоровья “Преодоление” провело масштабное исследование в психиатрических клиниках и домах-интернатах по всему Казахстану. Специалисты пытались выяснить, не нарушаются ли права пациентов подобных учреждений. О разнице между реальной картиной и официальными отчетами рассказывает президент общественного объединения Виктор ХАН (на снимке).

- Наши специалисты проводили анкетирование пациентов медицинских клиник и домов-интернатов, их родственников, опрашивали и сотрудников таких учреждений, - говорит Виктор Витальевич. - Естественно, все происходило анонимно.

- Что вы хотели выяснить?
- Мы решили оценить, насколько ситуация, сложившаяся у нас, соответствует международным стандартам. Например, по этим стандартам на одного пациента должно приходиться семь квадратных метров площади, у нас эта цифра намного скромнее - два-два с половиной метра. Однако, что интересно, на прямой вопрос, нарушаются ли ваши права, почти все отвечали отрицательно. Но все же при помощи наводящих вопросов мы смогли составить более или менее объективную картину. Допустим, спрашивали: “Как долго пациентам клиник позволяют общаться с родственниками?” Люди отвечали: “Не более десяти минут”. В некоторых учреждениях запрещено пользоваться сотовым телефоном, в домах-интернатах кому-то не выдают пенсию. Все это нарушение прав пациентов, но сами они воспринимают это как норму.

- Анкетирование проводилось в разных городах Казахстана. Вы пытались сделать сравнительный анализ?
- Сравнивать их очень сложно и часто даже некорректно. Те, кто попадает на лечение в Алматы из других регионов, считают, что они живут в великолепных условиях. Они совершенно искренне говорили: “Вы знаете, как нас замечательно кормят”. Хотя мне сложно представить, как на 400-500 тенге в сутки можно хорошо накормить пациента. Просто многие из них раньше жили в еще худших условиях.

- Обыватели считают, что над пациентами таких клиник издевается персонал…
- Единицы жаловались на то, что их избивают сотрудники психиатрических клиник или домов-интернатов. Ситуация немного другая: в этих учреждениях такие условия содержания, что пациенты становятся мишенью для своих же соседей. Агрессивные больные могут находиться в одном помещении с более спокойными. И когда у человека обостряется заболевание, он бросается на всех подряд. Мы задавали вопрос сотрудникам: “Что вы делаете для того, чтобы предотвратить такие ситуации?” А нам отвечали, что в клиниках не хватает персонала.

- Но все же бывают случаи жестокого обращения с больными?
- Да, к нам обращаются с подобными жалобами. Родственники приходят навестить близкого человека и видят, что у него на теле синяки, ссадины, ушибы. Но никто точно не сможет сказать, кто нанес эти увечья. Сотрудник клиники, сосед больного или он поранил сам себя. Однажды к нам обратилась мама пациентки. Она пришла навестить дочь и в ходе беседы с ней поняла, что девушку беспокоят боли в области промежности. Оказалось, что у нее во влагалище кусок стекла. Мы так и не смогли выяснить, как он туда попал. Эту пациентку перевели в другое учреждение, но виновного не нашли, никого не наказали.

- По данным Всемирной организации здравоохранения, около десяти процентов людей во всем мире страдают различными психическими заболеваниями. Через десять лет эта цифра увеличится в два раза. А сколько таких больных в Казахстане?
- Менее двух процентов. Очевидно, что большая часть людей, страдающих различными психическими расстройствами, не состоит на учете и нигде не регистрируется. Психиатрическая служба всегда была падчерицей здравоохранения, финансировалась плохо, люди туда шли неохотно. Ситуация и сейчас не сильно изменилась. Возник парадокс: у нас небольшое количество таких больных, но при этом Казахстан занимает одно из первых мест в мире по количеству самоубийств. А этот показатель непосредственно связан с психическим здоровьем населения. И никто не хочет отражать реальную картину - это невыгодно. Ведь психическое здоровье населения - прямой показатель социально-экономического благосостояния народа. Так что, если брать официальную статистику, у нас все хорошо. При этом в психиатрических клиниках лежат здоровые люди.

- Вы сталкивались с подобными примерами?
- Как-то я пришел к руководителю одного из домов-интернатов, на которого в нашу организацию поступали жалобы. Мы разговорились. Мужчина рассказал, что родственники тех, кто содержится в интернате, как правило, навещают близких только в день выдачи пенсии. И часто требуют, чтобы эти деньги выдавали им. А когда слышат отрицательный ответ, начинают жаловаться во все инстанции. Мы решили, что я вместе с ним буду принимать посетителей. Почти все, кто приходил в тот день, хотели упечь в интернат своих родственников. Одна женщина выкупила две трети квартиры, принадлежащей воину-афганцу. Она требовала, чтобы этого мужчину оформили в интернат. Тех, кто хочет избавиться от близких, хватает. В таких небольших городах, как Талгар или Есик, очередь из желающих попасть в интернат растягивается на несколько лет.

Оксана АКУЛОВА, akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Михаила ЗЛАТКОВСКОГО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее