7250

Алькен КЕНЖЕБАЕВ: А всё-таки Троцкий был прав!

20 февраля мир отметил Международный день социальной справедливости. Что значит это понятие для нас и существует ли оно в Казахстане? Об этом и не только - в интервью одного из лидеров движения “Социалистическое сопротивление” Алькена КЕНЖЕБАЕВА (на снимке - в центре).

- Недавно глава конфедерации профсоюзов Мурат МАШКЕНОВ сказал в газете “Время”, что в наших людях живет вера в социальную справедливость и умрет она с последним родившимся в СССР человеком. Но вместе с этой верой многие унаследовали от советской системы и социальную инфантильность - уверенность в том, что государство в беде не бросит и все для них сделает.
- За годы независимости Казахстана выросло уже целое поколение, не обремененное никакими социальными комплексами и каким-то там надуманным социальным инфантилизмом. Да и об остальных я бы не стал этого говорить: люди огрубели, закалились за последние двадцать лет и от нашего государства уже давно ничего не ждут. Другое дело - социально незащищенные категории граждан: пенсионеры, инвалиды и т.д. Они действительно во многом рассчитывают на помощь властей - и не без основания. Им государство помогать обязано. Правда, пока существует накопительная пенсионная система, которая дискредитировала себя в Казахстане (деньги на пенсионных счетах практически не работают и не приносят инвестиционного дохода, кроме того, их съедает инфляция), им надеяться не на что. Я полагаю, что, когда мы с тобой достигнем пенсионного возраста, ее уже не будет: пенсионные фонды или обанкротятся, или их просто упразднят. Скорее всего, не за горами тот момент, когда мы вернемся к прежней системе и пенсии будут начисляться за счет налоговых поступлений в бюджет.

- Сейчас много проблем с ипотечными кредитами.
- Тут, я считаю, дело в чрезвычайно низких доходах подавляющего большинства наших граждан. Особенно это касается молодых семей, для которых покупка своей квартиры или дома - недостижимая мечта. Разница между средним заработком и стоимостью жилья просто чудовищная.
Молодой специалист после вуза, если у него нет богатых и влиятельных родственников, вряд ли может рассчитывать на заработок свыше 500 долларов, а стоимость даже однокомнатной квартиры в Алматы превышает эту сумму более чем в 100 раз. Поэтому для многих кредит - единственная возможность получить жилье. С другой стороны, в ипотечном кризисе сыграл свою роль “угар” 2000-х годов, когда экономика развивалась относительно быстро, а людям казалось, что им все по плечу. Но, например, я никогда не взял бы ипотечный кредит. Я рассчитываю свои возможности и не стал бы на 20 лет вперед отдавать себя и свою семью фактически в кабалу. А многие пошли на это. Но если бы они получали ипотечные кредиты по разумным ставкам (у нас чуть ли не самые высокие в мире проценты), может, они и сейчас имели бы возможность платить. Средневзвешенная процентная ставка в Европе составляет 4,5-5 процентов, в США - 6-7 процентов. В Казахстане же, несмотря на общемировую посткризисную тенденцию к снижению, она по-прежнему 14-17 процентов. Да и государство в наступлении ипотечного кризиса сыграло неблаговидную роль. Поощрялась неприкрытая хищническая спекуляция с ценами на жилье, с высоких трибун народ усиленно агитировали брать кредиты. И люди, поверив обещаниям, попали в вечное холопство к банкирам-ростовщикам. Я своими глазами видел, как семьи с маленькими детьми выкидывали на улицу за просрочки по платежам. Люди, конечно, тоже виноваты, что купились на агитацию, но все-таки ставки по кредитам у нас просто чудовищные. И государство, поскольку это его политика привела к тяжелым последствиям, должно принять какие-то меры.

- Почему вы называетесь “Социалистическое сопротивление”?
- Название досталось нам от российских товарищей. Но в нашей среде оно вполне прижилось.

- Но ты же понимаешь, что сопротивляться власти - значит, получить “симметричный” ответ.
- Обычно это задержания, привлечение к административной ответственности, штрафы и даже водворение в изолятор временного содержания. Да, мы активно противодействуем режиму, но делаем это конституционными, правовыми методами. В первую очередь речь идет о создании рабочей партии. В принципе, наше движение - это предтеча такой партии. Пока пролетариат в Казахстане лишен направляющей, организующей силы. Новая генерация рабочих ждет, когда кто-то направит ее энергию в нужное русло. Но нужно, чтобы эта энергия выплескивалась в легитимном поле. И все наши усилия направлены на это. С другой стороны, мы участвуем и в других социальных движениях - центр борьбы сейчас сместился именно в эту сторону. А СоцСопр - это прежде всего группа, объединенная политической идеологией, построенной на воззрениях Льва ТРОЦКОГО. У него было свое понимание социализма, и во многом его прогнозы по поводу строительства социалистического общества в СССР оправдались: политическая верхушка переродилась в бюрократическую, а подлинно социалистическое государство так и не было построено.

- Какое же государство мы построили?
- Я думаю, процесс строительства государства не завершен - тут еще есть над чем работать. 20 лет не такой уж большой срок. Сейчас все основные показатели подлинно независимого, устоявшегося государства только нарабатываются. Я считаю, что нынешняя власть не справляется со строительством независимого, правового, социально ориентированного государства. У нас в стране существует социальное неравенство, выросла огромная пропасть между небольшой прослойкой богатейших людей и всем остальным народом. Пока мы построили коррумпированное государство, где все основано на протекционизме, блате, клановых принципах. Олигархическая верхушка, которая ограбила народ, разворовала его достояние, тесно срослась с чиновничеством. И эта гидра сидит на шее народа, паразитирует на нем, разворовывает народные средства.  

- Советник президента Ермухамет ЕРТЫС­БАЕВ недавно поучал оппозицию: “Власть не клянчат - ее берут”. Что ты думаешь об этом?
- Советник часто позволяет себе неадекватные высказывания. Но это его проблемы. Я же считаю: в Казахстане для оппозиции вполне реально добиться власти конституционным путем - посредством тех же выборов. Другое дело, что это не ближайшая перспектива. Но мы над этим работаем. Сначала формирование независимых профсоюзов, потом создание рабочей партии и уже после - выборы. Вот легитимный путь к власти.

- Некоторые критики нынешней власти считают: прежде чем добиваться ее смены, нужно сформировать гражданское общество. Другие заявляют, что гражданское общество у нас не сформируешь, потому что народ инфантилен и не готов бороться за свои права.
- Гражданское общество существует по умолчанию, если есть граждане. Я, например, считаю себя полноценным гражданином с активной гражданской позицией, и таких людей у нас в стране  миллионы. Все они готовы бороться за свои права и убеждения - разумеется, каждый в меру своих сил и возможностей. Другое дело, насколько зрелое это гражданское общество.

- И что нужно, чтобы оно “созрело”?
- Чтобы создать в Казахстане подлинно демократическое общество в либеральном смысле этого слова, необходима, прежде всего, полная реформа правовой системы. Как юрист, я считаю: реально независимая судебная ветвь власти - тот самый базис, на котором строится государство. Без этого базиса все гражданские права и свободы (атрибуты, необходимые для развития гражданского общества) просто не будут работать. Как не устоит долго дом, не имеющий под собой фундамента.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть