10091

У соседа корова сдохла - пустячок, а приятно...

В понедельник, 21 февраля, премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ в своем интервью радио “Эхо Москвы” прокомментировал причины массовых выступлений в странах Ближнего Востока и Северной Африки (см. “Революции “толкают” те, кто не видит перспективы”, “Время” от 23.2.2011 г.). И это симптоматично. Обычно на нашем политическом олимпе комментариями такого рода занимается только советник президента Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ. В случае с арабской революционной волной он вполне предсказуемо исключил для нашей республики вероятность повторения тунисских, египетских и прочих афро-ближневосточных сценариев смены политического режима.

Но ленинский тезис о том, что рано или поздно верхи не смогут, а низы не захотят, никто не отменял. Это причина любого социально-политического взрыва. Поэтому ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке и в Северной Африке, лишь повторение того, что во второй половине XX века произошло в Латинской Америке, Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза. Что касается детонаторов революционного взрыва, то они, конечно, могут быть разными. В случае с Тунисом, Египтом, Бахрейном или Ливией таких детонаторов три: глобализация, социальная несправедливость и демография. Что касается Интернета, то он выступил лишь в роли тех самых “поражающих элементов”, которыми террорист обычно начиняет свою бомбу.
Однако многие забывают о том, что еще задолго до этих событий в Центральной Азии мы имели свой Тунис с Египетом в лице Киргизии. Я вспоминаю бурную реакцию казахстанских властей на “тюльпановую революцию” 2005 года. В то время с высоких трибун говорилось о “пятых колоннах” в Казахстане в лице НПО, которые финансировались из-за рубежа (тогда же, кстати, были организованы их массовые проверки). Под шумок некоторые ретивые депутаты требовали принятия новых законов, которые должны были ограничить демократические права в пользу укрепления “национальной безопасности”, а официальные СМИ крутили фильмы о “кровавой вакханалии” и бардаке в соседней республике. Странно, но в 2010 году, после очередной смены власти в Бишкеке, реакция казахстанских властей была куда более вялой. То ли страх пропал перед призраком “оранжевых революций”, то ли опыт создания парламентской республики в соседнем государстве показался “дурным примером”, о котором не стоит много трезвонить. Вот и теперь “эффект домино” на Ближнем Востоке и в Северной Африке стараются преподносить так, чтобы оставить за скобками возможное влияние этих событий на Центральную Азию.

Вообще официальная оценка влияния внешних факторов на развитие Казахстана весьма избирательна. Если вероятные политические последствия для нашей республики тех или иных глобальных событий обычно минимизируются или “причесываются”, то разговоры о воздействии внешних экономических факторов к разряду табу не относятся. Тот же Карим Масимов в минувшую среду не исключил новой волны экономического кризиса, которая, по его оценке, может начаться в конце 2011-начале 2012 года и затронет Казахстан в результате неэффективной экономической политики многих стран, входящих в G20. Хотя в случае усиления нестабильности на Ближнем Востоке, и особенно в районе Персидского залива, новая экономическая рецессия может наступить намного раньше. Известный экономист Нуриэль РУБИНИ считает, что это произойдет, когда цена на нефть вырастет до $130-140 за баррель. А если этот скачок к тому же совпадет с резким ростом мировых цен на продовольствие (чем пугает ООН), то мало никому не покажется. Хотя казахстанцы генеральную репетицию мирового роста цен на продовольствие уже прошли.
Конечно, в случае резкого ценового скачка на сырье нефтедоллары, возможно, и потекут полноводной рекой в Казахстан. Но, как показывает новейшая история, прямой связи между высокими ценами на нефть, ростом благосостояния рядовых казахстанцев и развитием экономики не прослеживается. Это хорошо продемонстрировали “тучные” годы до кризиса, которые породили дорогостоящие, но малоэффективные проекты, мыльные финансовые и строительные пузыри и карусель одних и тех же обещаний.

Современные экономисты говорят: “Новые угрозы - это новые возможности”. Премьер-министр весьма близко к сердцу, хотя и весьма своеобразно, принял эту заповедь. На недавнем заседании коллегии Минтурспорта он заявил, что нестабильная ситуация на традиционных зарубежных курортах в Тунисе и Египте откроет перспективы для развития внутреннего туризма в Казахстане. То есть, по его логике, Казахстан как туристическая мекка (при почти полном, заметим, отсутствии соответствующей инфраструктуры) состоится только тогда, когда Таиланд снова будут сотрясать митинги оппозиции, Турцию разрушит землетрясение, в Египте разберут пирамиды на стройматериалы, Дубай превратится в бедную бедуинскую деревушку, а Иссык-Куль высохнет. Как говорится: “У соседа корова сдохла - пустячок, а приятно”. Если продолжить эту логическую цепочку, мы действительно сможем построить индустриально-инновационный Казахстан, но только в случае возвращения всего остального мира в каменный век.

Но если все-таки задать себе циничный вопрос: а какую выгоду получит Казахстан от тех событий, которые сотрясают арабский мир? - то, как ни странно, такая выгода все-таки есть. Я говорю не о материальных профитах. Речь идет о чужих ошибках, которые должны послужить полезным уроком нам. И если вернуться к интервью премьер-министра радиостанции “Эхо Москвы”, то он сделал в целом верный акцент на одной из причин этих революций, которая связана с отсутствием социальных лифтов для образованной молодежи. Но эта тема довольно скользкая, так как у нас эти лифты тоже не работают. Огромное количество молодых людей не могут получить образование и толкают тележки на базарах. Те же, кому повезет обрести заветный диплом, не получают вместе с ним качественных знаний и также обречены на прозябание на обочине жизни. Плюс к этому - искаженная шкала социальных ценностей, которую наши чиновники собственным примером активно внедрили в головы многим молодым людям. Предел мечтаний по этой шкале - хлебное место, свой агашка, дорогой автомобиль и токалка. Вот и получается, что у многих есть желание все это получить, но нет возможности. А на “десерт” - казах­станский вариант карьерной лестницы, которая узкий круг ведет все выше и выше, а для большинства упирается в низкий потолок. Над которым формируются целые династии чиновников и бизнесменов, где дети и внуки от рождения до пенсии варятся в среде только “своих”, как кузнечики перескакивая из одного теплого кресла в другое по головам “номенклатурных негров” из числа рядовых чиновников.

Но здесь и заложена самая главная угроза для любой системы. Речь идет о снижении лояльности к ней, системе, со стороны самих государственных служащих. Ведь в Тунисе, Египте и Ливии на сторону восставших перешли и многие чиновники. Именно поэтому мозговым центрам в Астане в очередной раз предоставляется хорошая возможность посредством компаративных (сравнительных) исследований внимательно изучить причины быстрого падения режимов, которые долгое время считались незыблемыми. Хотя самой ближайшей “лабораторией” для исследований является, конечно, не Египет, а все та же Киргизия. Возможно, тщательный анализ чужих кризисов и поможет сделать политическую и социально-экономическую систему Казахстана действительно конкурентоспособной.

Досым САТПАЕВ, политолог

Поделиться
Класснуть