10765

Вкусим мы “Фукусимы”?

Несмотря на все усилия, японцам до сих пор не удается справиться с аварией на атомной электростанции “Фукусима-1”, произошедшей из-за сильнейшего землетрясения. Специалисты японской энергетической компании TEPCO используют полимеры, смешанные с газетной бумагой и древесными опилками, для заделывания бреши в защитном корпусе второго реактора аварийной АЭС. Также японцы начали сброс скопившейся на станции радиоактивной воды в океан. Всего TEPCO планирует слить в океан 11,5 тысячи тонн радиоактивной воды.
Между тем на фоне даже такой аварии казахстанские власти не отказываются от идеи строительства АЭС в Актау. 30 марта глава “Росатома” Сергей КИРИЕНКО в ходе подписания в Астане ряда документов о сотрудничестве в сфере атомной энергетики расхваливал российский реактор ВБЭР-300. Именно этот реактор предлагают нам россияне для строительства АЭС, если такое решение будет принято. Однако многие в Казахстане не поддерживают эту затею. В числе самых активных противников - лидер экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ.

- Мое мнение в этом вопросе никогда не менялось, - говорит он. - Я всегда настаивал на том, что нам не нужна атомная электростанция. У нас есть ядерный центр в Курчатове. Пусть он существует, нужно его финансировать. Пока на земле много АЭС и для них нужно топливо, а мы обладаем запасами урана. Продавать его - пожалуйста, но строить собственную электростанцию не надо. Одного Чернобыля хватит! Кто-то говорит, что АЭС - это самое чистое производство энергии. Ничего подобного! Во-первых, надо еще добыть этот уран. Он же не лежит в земле в виде слитков. Уран распылен и за счет этого безопасен. Но когда его обогащают, радиоактивность увеличивается. В свое время у нас в Казахстане было более сотни урановых рудников. А когда Советский Союз развалился, они начали пылить радиационной пылью. Группа депутатов и “Казатомпром” тогда решили на этом обогатиться: хотели разместить на территории республики всемирный ядерный могильник. Но человечество до сих пор не решило вопрос, как бороться с отходами. Эта зараза очень долго будет “фонить” - отравлять и гробить людей. Период полураспада урана и плутония длительный. Поэтому мы подняли шум и остановили продвижение этой идеи. Но сейчас, похоже, чиновники хотят подать ее под другим соусом.

- Вы имеете в виду международный банк ядерного топлива?
- Да. Я до сих пор не знаю, что он из себя будет представлять. Это какая-то абсурдная вещь. В мире не так много стран, которые производят урановые “таблетки”. Так зачем Казахстану хранить все топливо у себя? Пусть кто что производит - то у себя и хранит! Тут явно какая-то хитрость, возможно, опять хотят затащить сюда отходы. С этим мы, конечно, будем разбираться. Атомная станция - очень нехорошая вещь. В Актау стояла опреснительная станция, которую закрыли после 25 лет работы. И не из-за того, что реактор перестал работать, а потому, что возникла опасность для людей, которые там трудились. Есть такое понятие - “наведенная радиация”. Она постепенно проникает в окружающую среду. К тому же у любой станции есть свой срок. “Фукусима-1” работала 40 лет. Но это японцы - не мы. В Чернобыле к аварии привели безответственность и халатность. А в случае с “Фукусимой” виновата стихия. Но так или иначе, а даже такие люди, как японцы, теперь не могут ничего сделать. Ситуация там становится все хуже и хуже. Вот яркий пример того, что подобные опасные объекты нельзя строить в сейсмических зонах.

- Но в Актау с сейсмикой вроде бы все в порядке.
- Там уже давно добывают нефть, работы ведутся как на суше, так и на каспийском морском шельфе. Это обязательно когда-нибудь аукнется. В свое время наши власти хотели построить АЭС на Балхаше. Я тогда провел пресс-конференцию и очень жестко заявил: мы этого не допустим, потому что строительство АЭС поставит Казахстан на грань гибели! Как раз в том месте, где планировалось размещение электростанции, проходит тектонический разлом. Кроме того, расстояние до энергопотребителей колоссальное. Ко всему прочему это было бы катастрофой для уникального озера Балхаш. В конце концов, не надо забывать: строительство АЭС - очень дорогое удовольствие.

- Насколько дорогое?
- По предварительным расчетам, АЭС в Актау будет стоить около 4 миллиардов долларов. За эти деньги можно построить столько ветряных и солнечных станций! Здесь нужны только ветер и солнце. У нас колоссальные возможности для использования энергии ветра. Почему бы не поставить станции в районе Джунгарских ворот, где ветер дует круглые стуки? По мнению ученых, всего один процент от энергетического потенциала этого места может покрыть все потребности Казахстана. Да ветер можно найти где угодно! Поставьте ветряки вокруг Астаны - и не потребуется жечь уголь. А там, где ветра мало, поставьте солнечные батареи. Есть еще один момент. Уж насколько качественно строят в Японии - и то не смогли уберечься от аварии. А с нашей коррупцией, разгильдяйством и непрофессионализмом трагедии подавно не избежать! Если мы даже мост не можем построить без того, чтобы он не рухнул накануне ввода в строй, как это было несколько лет назад в Атырау, то представьте, что может случиться, если, не дай бог, возведем АЭС.

- Почему же тогда наши власти не отказываются от этой идеи?
- Идет лоббирование “Росатомпрома”. В этой гигантской организации работают сотни тысяч людей, она требует денег. Вот они и пытаются строить атомные электростанции везде, где только можно.

- И все-таки, на ваш взгляд, будет ли построена в Актау АЭС?
- Это зависит от общества. Если оно воспротивится - не будет. А если люди будут относиться к этому наплевательски, как это обычно бывает, - значит, АЭС будет стоять.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть