9531

Доктору нужен доктор

История со странным завещанием жительницы Петропавловска Галины СВОБОДА, умершей в реанимации 3-й городской больницы 26 декабря 2009 года (см. “Тайна одного завещания”, “Время” от 17.2.2011 г.), приняла пикантный оборот. Апелляционная коллегия Северо-Казахстанского областного суда признала его недействительным. Однако врачей, заверивших поддельную подпись своей пациентки и дававших впоследствии в суде показания, что больная расписывалась в завещании на их глазах, к уголовной ответственности за лжесвидетельство по-прежнему никто не привлекает.

После смерти бабушки ее внучка и полная тезка Галина СВОБОДА (на снимке) в мае 2010 года обратилась за своей долей наследства. Но с удивлением узнала, что согласно завещанию, якобы написанному в реанимации, все имущество досталось ее тете Наталье ЗВАРИЧ. Этот документ показался наследнице сомнительным, потому как подпись в нем была явно не бабушкина, а само завещание в нарушение закона было заверено у нотариуса только через полгода после его написания. Запись в истории болезни о завещании явно сделана задним числом, но свидетели Надежда ГУСЕНКОВА, дежурный врач Руслан ТАССОВ и главврач 3-й горбольницы Анатолий КО уверяли в суде, будто бы присутствовали при изъявлении последней воли их пациентки. Впоследствии почерковедческая экспертиза установила, что подписи в трех экземплярах завещания были “выполнены не самой Свобода Галиной Павловной, а другим лицом, с подражанием ее подлинным подписям”.
Остроту ситуации добавляло и то обстоятельство, что ко времени обращения в суд с иском о признании завещания недействительным Анатолий Ко занимал уже должность начальника областного управления здравоохранения и решение суда могло фатально сказаться на его карьере. Но судья Алия АЙСИНА отмела в сторону все нестыковки вместе с заключением эксперта и отказала Галине Свобода в удовлетворении иска о признании завещания недействительным. Указав при этом в решении, что “у суда нет оснований ставить под сомнение показания свидетелей, не заинтересованных в исходе дела”. Однако, по мнению Галины Свобода, свидетели были весьма заинтересованы, так как если бы завещание оказалось поддельным, то и им грозила бы уголовная ответственность.

На заседаниях апелляционной коллегии областного суда накал интриги достиг запредельного градуса. Показания заверявших завещание подписантов разоблачались показаниями многочисленных свидетелей. Мало того, Надежда Гусенкова, представлявшаяся вначале родственницей покойной, таковой не оказалась. Потом она уверяла, что проходила стажировку в больнице, имела свободный доступ в реанимацию, посещала больную бабушку, разговаривала с ней и в одной из бесед та ей сказала, что хочет оставить завещание. Однако руководитель стажировки Гусенковой, заведующая физиотерапевтическим отделением Лариса ПУТЯНИНА, показала в суде: “По режиму прохождения стажировки Гусенкова допуск к больным реанимации не имела и никаких процедур им не оказывала. Занятия проходили только в физиотерапевтическом отделении больницы и только в рабочие дни”. А завещание между тем было подписано в субботу после обеда. К тому же допрошенные пять медицинских сестер и заведующий реанимационным отделением Федор КОШУБА в один голос уверяли в суде, что вообще ни разу не видели Гусенкову, а разговаривать больная Свобода не могла, ибо в горле “у нее стояла трахеостомическая трубка, что мешало ей говорить. Изъясняться она могла только жестами и небольшими записками, при этом писала только отдельные слова и не очень четко”.
Трое свидетелей, подписавшие завещание, уверяли в суде, будто бы бабушка “лично подписала завещание и писала расшифровку в их присутствии. Данные действия производились больной в двух экземплярах завещания в неудобной для нее позе - лежа на животе на локтях”.

Однако весь персонал реанимации, как следует из постановления суда, в один голос их опровергал, рассказывая, что пациентка “писала очень немного и неровно, лежа на спине, сложно было прочитать данные записи. В завещаниях же текст “Свобода Галина Павловна” был написан очень ровно, четко. Эксперт Асанова А. М. также пояснила, что в указанной позе и здоровому человеку невозможно написать так ровно фамилию, отчество и имя, а тем более больному человеку это сделать практически невозможно”.
Начальник управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Анатолий Ко на заседании суда апелляционной коллегии обнаружил у себя тотальные провалы в памяти, касающиеся событий конца 2009 года. А вот врач Руслан Тассов 18 марта вдруг сделал феноменальное признание. Оказывается, запись о завещании, датированную 19 декабря 2009 года, он внес в историю болезни в мае 2010 года по распоряжению главврача Анатолия Ко. Судья Елена МАКСЮТА в постановлении указала, что к показаниям Надежды Гусенковой, касающимся завещания, следует относиться критически. А вот оценивать слова Тассова и Ко она дипломатично не стала.
Отменив постановление суда первой инстанции, судья удовлетворила иск внучки и признала завещание Галины Свобода недействительным. Однако речь в этом постановлении о чьей-либо ответственности за лжесвидетельство тем не менее не идет. Суд ограничился частным определением: “Довести об указанных нарушениях законности до сведения начальника управления здравоохранения Северо-Казахстанской области, который обязан в месячный срок сообщить о принятых им мерах”. И тем самым поставил Анатолия Ко в положение хрестоматийной унтер-офицерской вдовы. Ведь медицинскому бастыку придется сурово и нелицеприятно отчитывать самого себя за нарушения, допущенные им в должности главврача 3-й горбольницы. И проводить среди себя разъяснительную работу.

P.S. Между тем бабушкина внучка Галина Свобода постановлением суда хоть и осталась довольна, но все же чувствует себя сейчас, по ее словам, как в анекдоте, где “ложки нашлись, а обида таки осталась”:
- Я уверена, что никакого завещания перед смертью бабушки вообще составлено не было. После этого суда у меня есть все основания полагать, что эта бумага была изготовлена только в мае 2010 года, когда я подтвердила свое право на наследство и моя тетя забеспокоилась, что мне что-то достанется из бабушкиного имущества. Я считаю, что виновные в этой махинации люди должны быть привлечены к уголовной ответственности, и намерена обратиться в полицию и прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело и расследовать все обстоятельства появления на свет поддельного завещания.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть