26355

Кеша знал, что так случится

Произошедшая 10 дней назад спецоперация по обезвреживанию трех вооруженных до зубов радикальных исламистов, засевших в квартире обычной алматинской панельной четырехэтажки в 3-м микрорайоне, вызвала в республике немало пересудов и кривотолков.
Поначалу руководство МВД преподнесло народу случившееся как блестяще проведенный захват вооруженных преступников, скромно умолчав о неоправданно больших потерях полицейского спецподразделения “Сункар”. Кое-кто из больших чинов в Астане наверняка уже и дырочки под ордена на пиджаках проковырял. Потом, когда все же не удалось скрыть, что среди бездумно брошенных командирами на штурм квартиры спецназовцев не один и не трое раненых, как сообщалось ранее, а куда больше - аж 11 человек, - заговорили, что спецназ облажался, что подготовка бойцов одного из самых элитных спецподразделений республики слаба и они не способны противодействовать боевикам из радикальных группировок.

А между тем бойцы “Сункара”, работая в самых невыгодных условиях, поставленную задачу выполнили. Бандитов, которые не собирались сдаваться, обезвредили - двух уничтожили, а одного даже живым взяли. Другой вопрос: почему за это пришлось заплатить такую дорогую цену? Трое стали инвалидами. Еще шестеро получили такие тяжелые ранения, что есть сомнения, смогут ли они вернуться в строй. Почему их бросили в бой, не попытавшись сначала уговорить преступников сдаться? Почему экипировка спецназовцев не защитила их от пуль и осколков? Почему, прежде чем бросать в атаку спецназ, не применили современные технические средства борьбы с террористами - ну хотя бы дым или газ? Почему опытные и хорошо подготовленные бойцы “Сункара”, в послужном списке каждого из которых не одна и не две такие спецоперации, на этот раз оказались в роли пушечного мяса, став легкими мишенями для террористов? Вопросов много.
Сейчас выясняется, что проблемы, вскрывшиеся при штурме квартиры в третьем микрорайоне, были закономерны.
Более того, их предсказывали. Сами спецназовцы.
…Служил в спецназе МВД “Сункар” такой офицер - Ерден САУТОВ (на снимке). Многие его звали просто - Кеша. Это прозвище за ним закрепилось еще со времен срочной службы во внутренних войсках. Начинал он в начале 90-х рядовым. Был отобран в спецназ внутренних войск “Беркут”, стал “краповым беретом”. Участ­вовал, наверное, во всех самых сложных и опасных захватах преступников, какие происходили на территории республики. В 1999 году освобождал заложников, захваченных уголовниками в следственном изоляторе в Астане. В 2000-м с боем брал квартиру в районе площади Республики в Алматы, где засели террористы. Обезвреживал грабителей, перестрелявших в 2001 году инкассаторов Банка ТуранАлем. И это только самые известные операции из его послужного списка…
Имел боевые правительственные награды.
Дослужился от рядового до подполковника. И быть бы ему командиром “Сункара”, даже вопрос об этом уже обсуждался…

Но погиб профессиональный спецназовец. В феврале 2010 года на обычной тренировке по боевой подготовке. Погиб нелепо. При отработке штурма здания его сразила шальная пуля: срикошетила от стального швеллера, на который крепились подвижные мишени, и попала в шею, в незащищенное место - как раз между забралом каски и бронежилетом.
А незадолго до своей гибели Кеша написал письмо в МВД, в котором проанализировал ситуацию, сложившуюся в “Сункаре”. На днях копия этого письма попала к нам в редакцию. Как в воду глядел погибший офицер!
Например, пишет, что для тренировок у спецназа “Сункар” нет своего полигона. Чтобы иметь возможность отрабатывать штурм здания, железнодорожного вагона, автобуса, приходится договариваться с руководителями других спецподразделений, а также частных фирм и предприятий.
А еще указывал Кеша на то, что у спецназа МВД крайне плохо обстоит дело с боевым оружием. На вооружении элитного подразделения в основном автоматы Калашникова еще 1973-1976 годов выпуска - по возрасту они старше самих бойцов. Причем в постоянной работе эти автоматы с 1997-1999 годов, ресурс у них выработан. Оружие не приспособлено для проведения спецопераций: нет креплений для установки систем быстрого наведения на цель - коллиматорных прицелов и прицелов ночного видения. Даже такую простую и необходимую вещь, как фонарь, приходится на спецоперациях держать в руках, потому что на такой автомат его не закрепишь.
С боеприпасами тоже беда. Наши спецназовцы используют чешские и австрийские снайперские винтовки и пистолеты, но патроны к ним закупают российского производства. А из-за этого и точность стрельбы страдает, и износ стволов выше. Оружие клинит, случаются частые осечки. Кстати, во время недавнего захвата бандитов в третьем микрорайоне Алматы такую осечку дал пистолет CZ в руках одного из спецназовцев. Эта осечка стоила ноги его товарищу и тяжелого ранения ему самому.  

Жаловался Ерден Саутов командованию и на то, что специальное обмундирование для “Сункара” Министерство внутренних дел приобретает по принципу что бы подешевле и в интересах поддержки отечественного производителя. Качество такого снаряжения не выдерживает никакой критики. В том же рапорте Саутова сказано, что для постоянных тренировок спецназовцам не хватает патронов. В спецподразделениях КНБ РК и ГРУ Минобороны РК за каждую тренировку один боец выпускает по 400-500 патронов. А бойцы “Сункара” вынуждены экономить - из-за дефицита боеприпасов они имеют возможность сделать не более 20-30 выстрелов каждый. И стреляют они лишь один раз в две недели. Напрочь отсутствует и спецоборудование для штурма квартир - нет трапов, нет нормального инвентаря для быстрого взламывания дверей.
Судя по письму погибшего спецназовца, в его подразделении не хватало специалистов-саперов, инструкторов-медиков, квалифицированного специалиста по вопросам химзащиты, инструктора-взрывотехника, психологов, инструкторов по водолазной подготовке, аналитиков-переговорщиков, которые должны вступать в контакт с преступниками и сводить к минимуму применение силы.
С 2004 года никто из бойцов спецназа “Сункар” не выезжал на стажировку или обучение для обмена опытом в аналогичные спецподразделения за границу.
Никак не прореагировало руководство на письмо подполковника Саутова при его жизни. А с его гибелью и подавно позабыли чиновники про то, о чем он писал. Чем это все обернулось в позапрошлый понедельник - мы уже знаем.
Кстати, раненые сункаровцы сейчас лечатся в  госпитале Минобороны. Госпиталь МВД их принять не смог, поскольку преобразован в санаторий и работает на коммерческой основе.

…Некоторое время назад ряд государственных ведомств - начиная с Министерства финансов и кончая Генеральной прокуратурой, КНБ и финполом - обошла одна любопытная анонимка. В ней сообщалось о массовых злоупотреблениях чиновников МВД при закупках специального снаряжения для полицейских спецподразделений. Назывались имена непосредственно причастных к этому людей, названия фирм, суммы, которые они уводили из бюджета. Порядок цифр - сотни миллионов тенге.
В письме утверждается, что высокопоставленные чиновники отбивают деньги на всем - покупая старые щиты под видом новых, снятые с вооружения светошумовые гранаты, некондиционные бронежилеты, шлемы, даже резиновые дубинки…
Наиболее яркий пример - закупка трех российских бронемобилей “Тигр” по цене более 400 тысяч долларов за каждый, причем куда худшей комплектации, чем у машин, которые стоят на вооружении российских войск. А когда попытались собст­венными силами довести бронемобили до требуемой кондиции, на них потрескалась броня. И теперь они, прокатившись пару раз на параде, стоят в автопарках и не используются. К слову, фирма-поставщик закупала эти броневики в России вдвое дешевле - по 200 тысяч долларов. Хотя и эта цена заоблачная - в два раза выше американского “Хаммера”.
Ни одно из указанных компетентных ведомств, куда поступило это письмо, разбирательством себя утруждать не стало. Например, министр финансов Болат Жамишев в своем блоге пояснил, что подобные подметные письма его министер­ством не рассматриваются.
Впрочем, рапорт подполковника Саутова не был анонимным, но ведь и он никого не заинтересовал.
Верно говорят, что героизм одних - это чаще всего разгильдяйство, халатность и воровство других.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, фото из архива спецназа “Сункар”

Поделиться
Класснуть

Свежее