6885

Пасха - праздник праздников

“Христос воскресе, смерть поправый,
и мертвыя воздвигнутый, людие веселитеся”.
Из 9-й песни пасхального канона

В ночь с 23 на 24 апреля Казахстан вместе с православными всего мира встретит праздник Пасхи - Светлое Христово Воскресение. А вчера предстоятель Русской православной церкви в Казахстане митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (на снимке) встретился в Алматы с журналистами. Нашему корреспонденту удалось задать владыке несколько эксклюзивных вопросов.

- Владыка Александр, люди, которые рождаются в Пасху, отмечены Богом?
- Интересный вопрос. Рождение ребенка в любой день - это событие, но Пасха - праздник праздников. Думаю, есть некий знак Божественного благословения для тех, кто родился в этот день.

- Вы уже год руководите мит­рополичьим округом в нашей стране. Как вам служится? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Любой священнослужитель, получая благословение служить в какой-то стране, должен принять то, что ему доверено церковью, как Богом данный удел. Я принял Казахстан - с его народом, культурой, историей. Мир не безоблачен. Мне очень нравится высказывание великого русского историка Сергея СОЛОВЬЕВА: “Все, что связано с людьми, несет на себе печать несовершенства”. Даже в семье между любящими людьми бывают мгновения непонимания и ссор. В жизни церкви тоже есть трудности и проблемы. Например, хотелось бы, чтобы быстрее строились храмы, но в силу экономического кризиса этот процесс движется медленно. Еще хотелось бы, чтобы было больше церковных кадров, которые весьма ответственно совершали бы свои деяния. Но чтобы их воспитать, требуется время. Есть радости и трудности, есть большие надежды и свершения, но мы не ропщем, а трудимся и движемся вперед.

- Не сложно ли вам было пос­ле двадцати лет служения в Костроме начать свою деятельность в стране, где проживают более ста национальностей?
- Казахстан - уникальное государство, где приветствуется многорелигиозное общение людей. Если вы помните, в России недавно прошли стычки на межнациональной почве, а здесь уживаются около ста национальностей. И это прекрасно. Мне радостно, что в Казахстане, который стал мне родным домом, живут в мире и добром согласии люди разных культур, этносов, конфессий. Я радуюсь, что служу на этой удивительной земле.

- В Алматы год уже действует православная духовная семинария. Есть ли планы открыть подобные учебные заведения в других городах?
- Мы думаем, что на Казахстан одной высшей богословской школы вполне достаточно. Ведь семинария должна быть базовым учебным заведением - очень сильным. Есть планы открыть духовные училища, например, в Павлодаре или Петропавловске.

- В одном из интервью после пяти месяцев службы в Казах­стане вы сказали, что религиозность населения нашей страны выше, чем в России…
- Это так. Об этом говорят и наши братья-мусульмане. По сути своей казахстанский народ религиозен: и мечети, и церкви стали наполняться молодыми людьми. Очень важно, чтобы церковь смогла адекватно на этот интерес ответить, чтобы, переступив порог церкви, человек смог найти для себя сокровища, которые будет ценить и которыми будет жить. Чтобы красота и величие православия коснулись его сердца. К этому мы сейчас и стремимся.

- В последнее время в Казахстане появляется очень много различных нетрадиционных сект. Что вы думаете по этому поводу?
- Секты - это болезнь общества. Сегодня многие государства начинают понимать деструктивность сектантов. Приведу вам пример. Недавно был в Астане и решил прогуляться по набережной. Я был в духовной одежде, с двумя спутниками. Вдруг ко мне подходит группа - шесть молодых девушек и спрашивают: “Можно измерить уровень вашей духовности?” Мои сопровождающие в ответ пошутили: “У вас дозиметр может зашкалить”. Я не представился, потому что мне было интересно узнать, о чем будут говорить эти люди. Они стали рассказывать мне о Христе и его учении. Тогда я спрашиваю: “Вы кто?” Они отвечают, что представляют церковь “Новое поколение”. Тогда я снова задаю вопросы: “Сколько вам лет? Сколько лет вашей организации?” Девушки набирают номер по сотовому телефону и кому-то переадресовывают мой вопрос. После они мне несколько текстов Священного Писания произнесли, я им в ответ другие тексты сказал. И говорю им: вы произносите маленький кусочек без контекста, а это совершенно другое восприятие того, о чем вы говорите. На что они сказали: “С вами неинтересно говорить, потому что вы знаете больше, чем мы”. Я их пригласил побывать в столичном клубе молодых православных христиан. Часто под религиозной личиной осуществляется деятельность, далекая от религиозных целей. Есть секты, которые запрещают, когда ребенок болен, делать ему укол, другие не пускают молодых людей служить в армии. Это анти­гражданские, деструктивные дела. Когда родители теряют детей, кто-то лишается жилплощади, денег - только потому, что некто, прикрываясь религиозной фразеологией, все это умело отобрал, одурачил, превратил своих жертв в легко­управляемых несвободных личностей. Это, конечно, представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность. Во всем мире принято называть христианами представителей традиционных религий - католиков, православных и лютеран, а остальные относятся к сектам.
“Новая жизнь” имеет целый вещательный канал. Откуда такие деньги у маленькой секты?
Я не призываю действовать против сект какими-то административными методами - это ничего не даст. Нужна плодотворная просветительская работа среди населения о здравом учении.
В День Светлого Воскресения Христова молитвенно желаю всем православным жителям Казах­стана милости и помощи Божией, успехов в трудах, семейного мира и счастья!

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть