11002

Кассовая борьба

Вчера алматинский департамент агентства финансовой полиции сообщил газете “Время”: бывший главбух Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) Елена ДАНИЛОВА объявлена в розыск. Она обвиняется в хищении из вузовской кассы внушительной суммы.

Как мы уже писали, летом прошлого года бывший исполнительный вице-президент КИМЭП Хабибур РАХМАН обратился в алматинский департамент Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиция) с заявлением. Д-р Рахман пожаловался на главного бухгалтера института Елену Данилову, которая, по мнению коллег, увлеклась сомнительными денежными операциями (см. “Растрата репутации”, “Время” от 28.9.2010 г.).
Финансовые полицейские устроили проверку. Выяснилось, что Данилова, которая работала в КИМЭП с августа 2009 года, сговорившись с некой Аидой ЕЗИМОВОЙ, обзавелась фиктивными доверенностями от имени ТОО “Гисон Строй”, ТОО “Бас-Тау Курылыс Компаниясы”, ТОО “Компания Абвер”, ТОО “LI-RE LTD”. Как показала проверка, с 17 августа 2009-го по 8 февраля 2010 года г-жа Данилова “облегчила” родной вуз в общей сложности на 14,2 млн. тенге наличных денег. Официально эти суммы пошли в уплату названным ТОО - якобы за поставленные стройматериалы. Как показала проверка финполовцев, на самом деле КИМЭП не заключал с этими фирмами никаких договоров, и, естественно, те ничего вузу не поставляли. На основании этих фактов следователи возбудили на Данилову и Езимову уголовные дела по статье 176 УК РК - “присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере”. 28 августа 2010 года Данилову поместили в СИЗО. Обвиняемая стала ходатайствовать об изменении меры пресечения. Постановлением прокуратуры Медеуского района Алматы Данилову выпустили под залог двух земельных участков в Алматинской области общей стоимостью четверть миллиона долларов.

Тем временем 28 декабря 2010 года на блоге председателя АБЭКП Кайрата КОЖАМЖАРОВА появилось обращение члена Алматинской городской коллегии адвокатов Ильдара ХАКОВА, представляющего интересы Елены Даниловой. Адвокат не исключает, что Рахмана ввели в заблуждение либо он мог состоять в “сговоре” с некими сотрудниками КИМЭП.
Мы пытались разыскать г-на Хакова, чтобы получить его комментарий, однако в Алматинской коллегии адвокатов нам сообщили: человек с такой фамилией на сегодняшний день у них не числится.
Между тем глава республиканского финпола Кайрат Кожамжаров в своем блоге сообщил: 23 ноября 2010 года уголовные дела в отношении Даниловой и Езимовой были переквалифицированы на статью 177 часть 3 пункт “б” УК РК (мошенничество). 15 ноября 2010 года алматинский департамент финполиции направил в прокуратуру Медеуского района ходатайство об изменении меры пресечения Даниловой - с залога на арест. Прокуратура отказала. И предприимчивая дама тут же пустилась в бега.
В связи с тем, что обвиняемая Данилова Е. скрылась от органов следствия, последняя с санкции суда на арест объявлена в розыск, - пишет нам пресс-служба ДБЭКП Алматы. - Уголовное дело в отношении Даниловой выделено в отдельное производство”.
А вот гражданка Езимова от следствия не скрылась, и ее уголовное дело благополучно передали в суд. 31 марта 2011 года Медеуским районным судома Езимова была приговорена к 3 годам лишения свободы условно.
Как сообщает финпол, на сегодняшний день “розыскные мероприятия в отношении Даниловой продолжаются; ущерб, причиненный АО “КИМЭП”, возмещен в полном объеме”. Оказалось, именно Езимова вернула эти деньги.

А на прошлой неделе Хабиб Рахман, уволенный из КИМЭП 11 октября прошлого года и подавший в суд иск о своем восстановлении (см. “Платите, господин президент!”, “Время” от 14.4.2011 г.), прислал нашему корреспонденту копии двух своих писем, адресованных совету попечителей вуза и сообществу КИМЭП. В первом послании, в частности, сказано: “Приказ об увольнении был вручен мне д-ром Даной СТИВЕНСОМ, вице-президентом по академическим делам КИМЭП, в ресторане вечером 10 октября 2010 г. В ходе нашего разговора он сообщил мне о следующем:
1. Мой офис и компьютер в данный момент опечатываются начальником охраны КИМЭП по приказу д-ра Бэнга (президента КИМЭП Чан Йан БЭНГА. - В.Б.), и что я более не буду допущен в свой офис.
2. Я должен покинуть Казахстан немедленно, желательно на следующий день, т.е. 11 октября 2010 г.
А если я этого не сделаю, то “Бэнг уничтожит меня”. Он (Стивенс. - В.Б.) не разъяснил, что имел под этим в виду”.

Во втором письме Рахман объясняет, почему ждал 5 месяцев после увольнения и лишь потом подал в суд: “Если помните, я подал заявление в финансовую полицию относительно фактов финансовых махинаций... До моего увольнения в КИМЭП был предоставлен предварительный отчет, в котором указывался один человек из КИМЭП и несколько других людей, которые, вероятно, разработали схему махинации. Я не был в это вовлечен. Я всего лишь хотел, чтобы финансовая полиция завершила расследование и представила окончательный отчет... К счастью, до сегодняшнего дня полиция не обнаружила ничего такого, что можно было бы инкриминировать мне в вину. Несмотря на то, что я знал, что не делал ничего незаконного, я хотел быть уверен (в этом). Это заняло почти пять месяцев”.
Словом, очевидно одно: за респектабельным фасадом КИМЭП творятся, мягко говоря, странные дела. Все точки над “i” могло бы расставить руководство вуза, лучше всего - сам д-р Бэнг. Однако на все наши звонки ответственным лицам этого учебного заведения следует дежурный ответ - “без комментариев”.

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и департамента финполиции, Алматы

Поделиться
Класснуть