12049

Не молчите так громко!

В журналистских кругах уже ходит анекдот. 1 мая в 9 утра в Институт сейсмологии звонит корреспондент с вопросом: “Какой силы был подземный толчок в Алматы полчаса назад?”. На что ему говорят: “Присылайте официальный запрос - и, согласно закону о СМИ, мы вам ответим в течение трёх дней”.

Всё это было бы смешно, когда бы не было так близко к правде.
Справедливости ради, первое сообщение о землетрясении со ссылкой на городскую службу спасения Интерфакс-Казахстан прислал в 9.01. Чуть позже через КазТАГ откликнулся и Институт сейсмологии. А дальше, в течение всего Первомая, ведомства поймали тишину. Хотя в тот день южную столицу нехило потряхивало ещё пять раз. А информагентства и сайты публиковали данные Сейсмологического центра Европы и Средиземноморья, который работал в режиме реального времени.
Но Интернет есть далеко не у всех. Как нам тут недавно хвастались в Министерстве информации и связи, во Всемирную паутину попались аж 30 процентов казахстанцев. А радио слушают и зомбоящик смотрят - все. Так хотелось увидеть и услышать из них что-то ободряющее. Увы. И тогда информационные ниши стали заполнять слухи.
Лишь когда над городом опустился мрак, а на улицах появилось чересчур много для этого времени суток людей с чемоданами и домашними животными, и уж полночь близилась, в эфире телеканала “Алматыначальник ДЧС Дамир ХАЛИКОВ и директор Института сейсмологии Танаткан АБАКАНОВ выступили с успокоительными заявлениями. Через 15 часов после первого толчка.
На мой взгляд, это “молчание ягнят” - квинтэссенция 20-летней традиции восприятия чиновниками журналистов - если не как лютых врагов (хотя и такое бывает), то как траблмейкеров, создателей проблем.
Отсюда и вся роскошь нашего общения.
Ну о-очень многие сотрудники пресс-служб (когда был юн и наивен, понимал это буквально: “служба для прессы”) трактуют свою миссию просто - оградить шефа от лишних забот и неприятностей. А журналист - это ж гемор по определению.
В одном гуманитарном министерстве барышня регулярно требует от нас выслать официальный запрос непременно почтой, а не по факсу. А как письма ходят - мы знаем. И лишь под угрозой напечатать её фамилию в газете добиваемся благосклонности. Правда, на один раз. В следующий всё повторяется.
Да и вообще, с какого потолка взялись в законе эти три положенных дня на официальный ответ? Информация СМИ - а значит, и обществу - всегда требуется здесь и сейчас.

Пресс-секретарю другого, уже силового ведомства наши корреспонденты не могут дозвониться месяцами: либо трубку не берёт, либо отключён.
Или выходит, допустим, статья, где приведены слова некоего чиновника. А он - в позу: “Я вам интервью не давал, просто беседовал”. Ну да, журналист ему звонил из праздного любопытства, чисто почирикать. Хорошо, у нас все ходы на диктофон записаны.
А уж если им что нужно - начальник отличился, юбилей какой или сдать кого хотят, - тут мы самые желанные гости.
Правда, среди госслужащих в смысле информационной открытости есть одно реальное исключение (подтверждающее правило). Не припомню случая, чтобы в комментарии отказал замакима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ. Хотя в последний раз и он меня удивил. Объясняя, почему городские службы вплоть до полуночи 1 мая не делали никаких официальных сообщений о толчках, Серик Турарович сказал: по специальной инструкции “основанием для экстренных действий является 6-балльное землетрясение” (см. “Потрясный праздник”, “Время” от 4.5.2011 г.).
Профессия журналиста не располагает к тонкой душевной организации. И вот как я в силу своей толстокожести могу отличить 6-балльный толчок от 4- или 5-балльного? Уж не говоря о десятых долях... В таком случае даёшь сейсмограф в каждую семью! Бесплатный! На крайний случай - понатыкать их в городе на каждом углу. А ещё - в свете храбрых планов нашего правительства строить АЭС - не помешает и радиационный дозиметр.
Информационная закрытость должностных лиц, как видим на последнем примере, - проблема и национальной безопасности страны, и персональной безопасности каждого. Но даже премьер Карим МАСИМОВ в своём любимом Twitter’е пообещал, что во вторник, 3 мая, проведёт разбор полётов и толчков, однако в тот день информации мы так и не дождались. И только в среду, 4 мая, КазТАГу стало известно от экологического министра Нургали АШИМОВА, что его шеф поручил в 24 часа разобраться с теми, кто не оповестил народ о землетрясении, и доложить. Значит, совещание всё-таки было? И опять закрытое? От кого закрываетесь-то?
А тем временем, в условиях громкого молчания правительства по поводу сейсмоусиления Алматы, оповещения людей в случае разрушительного катаклизма, гарантий и компенсаций пострадавшим от него, единственная доступная информация на эту тему: в пригороде южной столицы отведён участок под кладбище на 300 тыс. клиентов, где нас будут хоронить, если что. Спасибо и на этом.
За вашу и нашу свободу на получение информации!

Вадим БОРЕЙКО, e-mail: vboreyko@time.kz

Кстати

Что вы делали 1 мая, г-н Божко?

Министр по ЧС Владимир БОЖКО вдруг обрушился с критикой на сайт Геологической службы США, на котором 1 мая 2011 года появилась информация о том, что в Алматы произошло землетрясение магнитудой 5,4.

Портал Tengrinews.kz передал, что глава МЧС РК опроверг это сообщение и заявил, что оно привело к панике в Алматы, стало причиной слухов о приближающемся разрушительном землетрясении.
Какой-то чудак, бестолковый или шизофреник, вешает (речь идет о сообщении сайта Геологической службы США. - В.Б.), а журналисты его распространяют. Лучше перепроверить, обратиться в официальный источник”, - заявил 3 мая журналистам Владимир Божко. Позже МЧС заявило, что сила толчков в южной столице на самом деле равнялась 4 баллам. Представители Геологической службы США ответили нашему министру, что данные о землетрясении в Алматы были зафиксированы специальной аппаратурой автоматически и так же автоматически появились на сайте.
Что ж, если западные сейсмо-графы показывают не те цифры, какие бы хотел видеть г-н Божко, то нам интересно: а где был сам Владимир Карпович 1 мая со своей информацией? Отмечал праздник и не счел нужным успокоить казахстанцев, которые весь этот день паниковали? И почему у нас нет такой аппаратуры и такого сайта, как у американцев?

Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть