6936

Будет прокк?

Заметки с IX международного кинофестиваля “Звезды Шакена”

Как мы уже писали, торжественная церемония открытия кинофестиваля состоялась во Дворце спорта имени Балуана Шолака (см. “Молодое кино ударило в голову”, “Время” от 14.5.2011 г.). Причем кино началось еще до показа мульт­фильма открытия “Гадкий утенок”.

Организаторы решили представить на открытии мини-фильм о том, что такое Kazakhstan с обязательными для жанра лихими сюжетными поворотами вроде “на территории страны мирно проживают 130 национальностей”, “Казахстан успешно провел саммит ОБСЕ” и так далее.
Без сомнения, эту инновацию будут широко использовать во всем мире - например, в Швейцарии покажут фильм для иностранцев “Родина сыра и часов”, а в Таиланде - “Загорай вместе с нами”.

***

Еще перед открытием кинофестиваля все говорили о том, что в этом году сильно урезали бюджет и приходится экономить на каждой мелочи. Например, вечеринка в честь открытия прошла в Доме приемов - зацените масштаб экономии! Правда, на святое рука не поднялась - переводческое сопровождение международного кинофестиваля осуществляли студенты второго курса института мировых языков (на одном из заседаний Профессионального клуба кинематографистов (ПРОКК) им не покорились слова “конъюнктура” и “мессидж”).
А ведь если бы организаторы не шиковали и привлекли студентов первого курса, то, может быть, смогли провести фуршет не в каком-то там Доме приемов, а в Rixos, например.

***

Кстати, о ПРОККах. Автора этих строк пригласила провести заседания клуба генеральный продюсер “Звезд Шакена” Венера НИГМАТУЛИНА. А ей меня рекомендовала режиссер Лейла АРАНЫШЕВА - человек, которого я очень уважаю, хотя не всегда понимаю. Так что отказываться было неудобно, ну и, кроме того, - это же новый опыт.
Опыт свелся к тому, что англоговорящие иностранцы сидели в трансе (см. выше), наши мужественно молчали и только киновед из Киргизии Гульбара ТОЛОМУШОВА без устали твердила о ренессансе киргизского кино.
Толомушова вообще покоряет своим яростным напором. Спроси у нее “Почем сейчас огурцы?” - она ответит что-то вроде: “Недавно наш режиссер снял потрясающую картину об огурцах, она взяла Гран-при на кинофестивале в Нанте!”. Если бы Гульбаре сказали, что Николай ВАЛУЕВ усомнился в потрясности киргизского кино, она бы вызвала его на бой и уложила в первом раунде.
Наши специалисты, призванные продвигать отечественный кинематограф, на этом фоне выглядели как курочки на страусиной ферме.
- Слушай, а что это у вас киноведы такие? - спросил меня в кулуарах киргизский режиссер.
- Какие?
- Ну никакие.

***

Справедливости ради надо сказать, что нашим киноведам и продвигать особо нечего было: в основной конкурс попало всего пять казахстанских картин. Причем попало скорее от безысходности, чем по праву. Среди этих пяти - полнометражная лента “Мент”. Она даже удостоилась в итоге спецприза от партии “Нур Отан”, хотя логически оправдать ее появление в конкурсе фестиваля весьма затруднительно. Дело не в том, что фильм плохой - он явно прокатный, про народ, и на его показе был забит зал - он просто не для фестивалей. Поставить “Мента” рядом с другими лентами программы - все равно что отправить банан на конкурс арбузов.
- Ты просто не видел другие 55 казахстанских фильмов, из которых мы выбирали, - поделилась отборщица “Звезд Шакена”. - На их фоне “Мент” - очень хорошее кино.

***

Тем временем председатель независимого жюри кинокритиков Андрей ЧЕРНЕНКО мимоходом заявил, что фильмов интересных было много, но они не прошли, потому что “один член жюри не любит того-то, а другой лоббирует этого”. Типа трайбализм и кумовство. Видите, до чего у нас демократия дошла - члены оргкомитета фестиваля уже друг на друга точат зубы.
Правда, сразу после этих слов возникли сами члены жюри, и Андрей отчего-то сник, не в силах вспомнить, кого конкретно он имел в виду.
С конкретикой, к сожалению, у нас в целом натянутые отношения - и фестиваль это ясно показал. Одна моя коллега, к примеру, весьма пафосно заявила, что “Казах­фильм” раздает деньги бездарям, а талантам не раздает. Просьба назвать фамилию гения, оставленного на произвол судьбы без финансирования, наткнулась на немое молчание - дама явно не ожидала настолько подлого вопроса.
Возможно, именно поэтому наши киноведы, студенты и критики, насмотревшись на такое, решили держать язык за зубами.
Ну, то есть за тем, что у них там вместо зубов.

***

С казахстанским содержанием на фестивале получилось странно. “Звезды Шакена” - фестиваль местный. Проводится он вроде бы на местные деньги и в первую очередь для нашей аудитории. Но почему-то в его расписании оказались две спецпрограммы, посвященные турецкому и киргизскому кино, и ни одной завалящей секции про нас, хотя бы ретроспективной. И не самая свежая новость о том, что драма Дарежана ОМИРБАЕВАШуга” вошла в десятку лучших фильмов, выходивших во французский прокат, по версии легендарного “Каю де синема”, больше удивила даже не иностранцев, а местную публику.
Короче говоря, если держать в уме содержательную часть, фестиваль впору переименовывать в “Лучики Ататюрка” или “Солнышки Айтматова” - нету там никаких звезд Шакена.

***

Попутно выяснилось, что наши студенты кинофакультетов и молодые режиссеры такие суровые, что сами не могут да и не хотят оформлять заявки на фестивали уровня “Звезд Шакена”. Каннский, Венецианский кинофестивали - это да! Все, что рангом пожиже, не стоит того, чтобы заполнить анкету и предоставить диск с картиной. Режиссер Аманжол АЙТУАРОВ предложил преподавателям самим делать эту работу за чрезвычайно занятых и ранимых студентов. А то ведь так мы потеряем свои таланты!
На взгляд автора, это интересная, но не до конца развитая идея. Дело в том, что преподаватели могут и картины сами снять, чтобы полностью избавить подопечных от лишних движений.

***

Вопрос несоответствия содержания форме и поиска путей развития национального кино настолько меня не отпускал, что все на том же ПРОККе пришлось даже вступить в перепалку с прославленным Александром Наумовичем МИТТОЙ. Тот отвечал необычайно эмоционально, но иногда противоречил сам себе.

- Как вы считаете, кино имеет национальность?
- Нет, это чушь! Стремление разделить кино на казахское, японское или какое-то еще - проявление провинциального комплекса! Куросава снимал фильм по роману русского писателя на иностранные деньги, но он же не стал от этого менее японским!

- А если казах снимает на казахские деньги, а фильм получается по сути американским? Это ли не потеря национальной культурной идентичности, уникального мировоззрения?
- Если казах снимет американский фильм, то тот день, когда такое кино появится, надо сделать у вас национальным праздником!

На этих словах зал взорвался аплодисментами.
Причем казахи, кажется, хлопали в ладоши даже сильнее остальных.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть