8258

Петр Своик: Качество экономики соответствует качеству политики

На вопросы наших читателей отвечает председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК (на снимке).

Алмас, Алматы:
Я живу в микрорайоне “Шанырак” в Алматы. Через наш поселок проходит большая китайская газовая труба. При этом наши близлежащие дома никто не собирается газифицировать. Что, Китай уже диктует нам свои условия?
- Поднебесная много чего приобрела в Казахстане, но эта труба - не китайская, а узбекская, еще с советских времен. Обеспечивает газом она не только Алматы, но и Шымкент, Тараз и Бишкек. “Шанырак” был построен как раз на этой трубе, и, кстати, многие коллизии с принудительным сносом домов возникли именно из-за этого.

Гость (вопрос сайта www.time.kz):
Почему у нас постоянно растут цены? Потому что в ценовой политике на товары и услуги мы ориентируемся на европейские страны?
- Цена и тариф - это квинтэссенция качества (или отсутствия качества) в действиях правительства. Как в капле воды отражается океан, так и в ценах отражается все, что происходит в экономике. Это как раз тот случай, когда чиновникам ничего не удастся приукрасить, чтобы показать по “Хабару”.
Мы - развивающееся государство. И экономика у нас соответствующая: в ней доля экспорта критически велика - до 80 процентов ВВП. При этом весьма значительна и доля импорта. Это значит, что львиную часть того, что производим, мы не потребляем, а львиную часть того, что потребляем, не производим.
Также у нас суперлиберализованный валютный рынок. В соблюдении монетарных канонов МВФ мы святее Папы Римского. Наше правительство принципиально не занимается контро­лированием входящих и исходящих товарных и финансовых потоков, отдавая это полностью на волю рынка.
Любой кредит, выдаваемый в стране, полностью базируется на внешних заимствованиях. По сути мы - монетарная провинция Европы и США, а теперь еще и Китая. И цены у нас высоки, в том числе из-за дороговизны кредитов. Если в Европе кредит можно взять под 3-5 процентов, то у нас - от 15 процентов и выше. А все потому, что наши банки перепродают чужие займы. И эта разница - примерно в 10 процентов - в итоге закладывается во внутренние цены в Казахстане.
Качество нашей экономики соответствует качеству нашей политики. Казахстан за годы независимости так и ничего не улучшил в нефтепереработке: как у нас было три НПЗ, унаследованных с советских времен, так и осталось. А все потому, что добывать нефть на вывоз дешевле и не так хлопотно, как модернизировать НПЗ и производить на них высококачественные и разнообразные ГСМ. Точно так же и политика - система “ручного” управления вертикалью власти проще, надежнее, хотя и примитивнее. Реорганизовать ее в современный парламентаризм - это такая же высокая технология (и, кстати, столь же затратная и рисковая), как и модернизация НПЗ. Если кто-то думает, что мы сможем модернизировать экономику с однопартийным парламентом, то он серьезно заблуждается.

Макс (вопрос сайта www.time.kz):
Почему в Казахстане за 20 лет независимости не было построено ни одного нового НПЗ?
- Всякая страна старается поощрять свой экспорт. Но если Германия и Япония стимулируют экспорт автомобилей и IT-техники, то мы - продажу сырья. Все наше законодательство построено на этом, оно поощряет именно сырьевой экспорт. В Казахстане с продукции, которая идет за бугор, НДС не взимается. Потому продавать сырую нефть за рубеж выгоднее, чем снабжать ею родные НПЗ.
Как в идеале должна работать нефтедобыча, чтобы цены на топливо не зашкаливали? Нужно создать три нацкомпании - по числу наших НПЗ - полного вертикального интегрирования. Чтобы одна фирма занималась добычей, транспортировкой, переработкой нефти, поставками ее в крупные терминалы по приемке ГСМ и оптово-розничной торговлей нефтепродуктами. И чтобы она была единым субъектом налогообложения - по конечным продажам. Тогда мы бы контролировали цены на нефтепродукты. Сейчас же нефтедобыча - в одних руках, труба - в других, НПЗ - в третьих... А между ними еще цепочка спекулянтов, каждый из которых “нагружает” цену своей прибылью.

Vikk (вопрос сайта www.time.kz):
Что вы скажете о высказывании Тимура КУЛИБАЕВА о том, что газ вскоре значительно подорожает?
- Казахстан является страной, в основном транспортирующей газ. Практически все голубое топливо, которым мы пользуемся, - чужое. Это по большей части узбекский и туркменский газ, а своего мы добываем незначительно, и на бытовое потребление его идет мало. Да, у нас много попутного газа, связанного с нефтедобычей. Но поскольку превращение этого газа в готовый продукт - сложный процесс, его в основном сжигают в факелах.
Потому в каком-то смысле то, что сказал Кулибаев, имеет объективную основу. Ведь тенденция такова, что соседи все настойчивее пытаются взвинтить свои цены на газ до европейского уровня. Но поднятие цен Туркменией и Узбекистаном вовсе не означает, что это должно отразиться на потребительской цене на газ у нас! Дело в том, что плату за транзит мы получаем физическими объемами и внутренние цены на газ - полностью в наших руках. И если наше правительство разводит руками и говорит, что цены поднимаются, то оно или некомпетентно, или лукаво.

vnn (вопрос сайта www.time.kz):
Как вы думаете, экономический кризис, начавшийся с ипотечного в Штатах, завершился или еще продолжается?
- “Отдельного” экономического кризиса в мире не бывает. Системный кризис, который начался с ипотечного, продолжился в общемировом масштабе как финансовый, а затем вылился в политический - цепочкой волнений в арабских странах. Все это проявления только еще начинающегося глобального процесса. Продолжаться этому кризису еще немало лет. Его итогом станет переформатирование однополярного мира в многополярный.
Не пройдет и 10-15 лет, как США сосредоточатся только на своих проблемах, и дай им бог с ними справиться. Западная Европа максимально обособится от Восточной. Поскольку глобальная надзирающая роль Штатов заканчивается, постольку кому-то все-таки придется отвечать “за регионы”. Япония в Центральную Азию не придет, поэтому экономическим и политическим доминантом в нашем регионе будет Китай - мы уже сейчас стали его сырьевым и кредитно-инвестиционным придатком. Другой региональной сверхдержавой будет Россия, которая сейчас такая же развивающаяся страна третьего мира, как и Казахстан, только в 10 раз больше. Россия будет превращаться в империю местного масштаба - очень рыхлую, весьма проблемную (ее собственная целостность постоянно будет под вопросом). Тем не менее она тоже будет здесь доминировать.
Какой вывод должны сделать мы? В этом мире за себя можно постоять только самому. Для этого надо улучшить свою собственную политическую “упругость”: преобразовать страну в президентско-парламентскую с реальным местным самоуправлением. Вот тогда можно будет говорить и об инновационной индустриализации. Но если в политическом плане все будет как есть, тогда мы так и останемся сырьевым придатком.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть