Осетриной второй свежести кормит авиакомпания “Эйр Астана” своих пассажиров
Неизвестно, как долго еще мог разгораться конфликт между аэропортом Уральска и авиакомпанией “Эйр Астана”, из-за которого пострадали не менее 5 пассажиров, если бы не вмешательство в ситуацию (правда, по другому поводу) в минувшую пятницу президента страны.
Напомним, на совещании по развитию Астаны (см. “Столица: последний рывок”, “Время” от 4.6.2011 г.) Нурсултан НАЗАРБАЕВ за регулярные задержки рейсов раскритиковал как национального перевозчика, так и нового министра транспорта и коммуникаций Берика КАМАЛИЕВА.
Однако, как выяснила наша газета, за национальным авиаперевозчиком водятся и другие грехи. С 1 июня “Эйр Астана” отказалась закупать для своих пассажиров бортовое питание, изготавливаемое в Уральске, из-за повышения его стоимости. В результате целых три дня - 1, 2 и 3 июня - рейсы № 881 (Алматы - Уральск) и № 882 (Уральск - Алматы) загружали едой в оба конца в алматинской воздушной гавани, а это грубое нарушение санитарных правил хранения бортового питания. В результате как минимум 5 пассажиров “Эйр Астаны” прилетели в южную столицу с берегов Урала с расстройством желудка.
- Нескольким людям, в том числе и мне, стало плохо за час до прилета в Алматы, - рассказал нам один из пострадавших пассажиров, назвавшийся Ержаном, который прилетел рейсом 882 в Алматы из Уральска 1 июня. - Когда нам раздавали питание, мне показалось, что оно не первой свежести: отчетливо пахло прокисшим. Но я часто летаю и раньше никогда не сталкивался с такой проблемой, а потому решил не обращать на это внимания. После трапезы несколько пассажиров (и я в том числе) почувствовали недомогание и побежали в туалет, бортпроводники дали нам какие-то таблетки от изжоги, но они не помогли. В Алматы нас встретили медики, оказали первую помощь, и мы разъехались по домам.
Поскольку за обеспечение рейсов бортовым питанием отвечает аэропорт-отправитель, мы обратились за комментариями к первому заместителю генерального директора ТОО “Международный аэропорт Орал” Маргулану ШАКЕНОВУ.
- Мы повысили цены на бортовое питание, о чем заранее уведомили “Эйр Астану”, - говорит г-н Шакенов. - Однако получили категорический отказ закупать еду по новым тарифам. А 1 июня при подготовке к вылету рейса № 882 из Уральска в Алматы представители “Эйр Астаны” в устной форме отказались от заправки самолета нашим бортовым питанием. Нам было сказано: у них есть свое, которое они загрузили еще в Алматы. Поскольку по санитарным правилам хранения бортового питания срок его годности с момента изготовления составляет 4-6 часов, я незамедлительно уведомил о ситуации главврача Северо-Западного межрегионального департамента госсанэпиднадзора на воздушном транспорте Фариду ЕСОВУ.
В письме г-же Есовой глава уральского аэропорта сообщает: вопреки указанию комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома от 31 мая урегулировать конфликт, не прерывая регулярного авиасообщения, на следующий день “Эйр Астана” отменяет свою же заявку на 128 порций бортового питания для пассажиров и экипажа рейса.
“На основании данных АО “Международный аэропорт Алматы”, 1 июня 2011 года на рейс КЗР-881, следовавший по маршруту Алматы - Уральск, было дополнительно загружено бортовое питание для рейса КЗР-882 по маршруту Уральск - Алматы, - говорится в документе. - В частности, было загружено 118 порций для экономкласса в 9 часов 42 минуты по времени Астаны при температуре продукции 7,9 градуса (выше ноля. - А. А.) и 10 порций для бизнес-класса в 10 часов 15 минут при температуре продукции 8,5 градуса. Борт рейса КЗР-881 прибыл в аэропорт г. Уральска в 13 часов 32 минуты и вылетел обратно в 14 часов 48 минут. Таким образом, бортпитание для пассажиров и экипажа рейса КЗР-882 фактически 5 часов 03 минуты находилось на борту воздушного судна с момента загрузки в Алматы и до вылета из аэропорта Уральска”.
Руководство уральского аэропорта в своем обращении в санэпиднадзор указывает на нарушение “Эйр Астаной” приказа Минздрава № 562 от 29 июля 2010 года о санитарных требованиях к бортовому питанию: при отсутствии холодильника в самолете еда может храниться не более 4 часов. То есть пассажирам и экипажу предложили продукты с истекшим сроком годности!
Мы дозвонились до Фариды Есовой, чтобы выяснить, какие меры были приняты к авиаперевозчику в связи с этими нарушениями.
- Документ, полученный мной от руководства уральского аэропорта, я незамедлительно отправила своему коллеге - главврачу Юго-Восточного департамента госсанэпиднадзора на воздушном транспорте Балтабаю ШАЙХИНУ, поскольку алматинский аэропорт относится не к нам, - пояснила г-жа Есова. - Какие меры были приняты Шайхиным, я не знаю. Но ко мне представители “Эйр Астаны” приходили и просили разрешить загрузку бортпитания на рейсы до Уральска из Астаны и обратно в столичном цехе (по изготовлению бортпитания в аэропорту Астаны. - А. А.). Я наотрез отказалась, поскольку это было бы серьезным нарушением санитарных норм. Тем более сейчас лето.
Балтабай Шайхин последние случаи отравления бортпитанием на бортах “Эйр Астаны” не подтвердил.
- Был всего один человек, который прилетел из Уральска в Алматы, но он уже сел в самолет с расстройством желудка, - сказал г-н Шайхин. - На бортпитание у нас жалоб не было.
А вот начальник медицинской службы АО “Международный аэропорт Алматы” Сагдат НУРИМАНОВ, напротив, утверждает: с 1 по 3 июня к медикам алматинской воздушной гавани с расстройством желудка обратились 5 пассажиров. Все якобы съели на борту рейса № 882 несвежие бутерброды.
- Выявлять причину недомогания не наша задача, это должны делать в СЭС, - пояснил главный медик южностоличного аэропорта. - А факты, что отравившиеся люди были, у нас зарегистрированы в журнале учета.
Кроме того, выяснилось: конфликт между воздушной гаванью и авиаперевозчиком касается не только бортового питания, но и других услуг, на которые одна сторона подняла цену, а другая категорически отказывается эту цену платить.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
От редакции Еще в минувшую пятницу, 3 июня, мы обратились в пресс-службу АО “Эйр Астана”, однако получить комментарий авиаперевозчика нам не удалось до сих пор. Между тем, по имеющейся у нас информации, начиная с минувшей субботы взаимоотношения между уральским аэропортом и “Эйр Астаной” стали налаживаться: пассажиров вроде бы уже не кормят просроченным питанием. Однако где гарантия, что инцидент с “осетриной второй свежести” не повторится вновь? Просим считать эту публикацию официальным запросом президенту “Эйр Астаны” Питеру ФОСТЕРУ.