13107

Осетриной второй свежести кормит авиакомпания “Эйр Астана” своих пассажиров

Неизвестно, как долго еще мог разгораться конфликт между аэропортом Уральска и авиакомпанией “Эйр Астана”, из-за которого пострадали не менее 5 пассажиров, если бы не вмешательство в ситуацию (правда, по другому поводу) в минувшую пятницу президента страны.

Напомним, на совещании по развитию Астаны (см. “Столица: последний рывок”, “Время” от 4.6.2011 г.) Нурсултан НАЗАРБАЕВ за регулярные задержки рейсов раскритиковал как национального перевозчика, так и нового министра транспорта и коммуникаций Берика КАМАЛИЕВА.
Однако, как выяснила наша газета, за национальным авиаперевозчиком водятся и другие грехи. С 1 июня “Эйр Астана” отказалась закупать для своих пассажиров бортовое питание, изготавливаемое в Уральске, из-за повышения его стоимости. В результате целых три дня - 1, 2 и 3 июня - рейсы № 881 (Алматы - Уральск) и № 882 (Уральск - Алматы) загружали едой в оба конца в алматинской воздушной гавани, а это грубое нарушение санитарных правил хранения бортового питания. В результате как минимум 5 пассажиров “Эйр Астаны” прилетели в южную столицу с берегов Урала с расстройством желудка.
- Нескольким людям, в том числе и мне, стало плохо за час до прилета в Алматы, - рассказал нам один из пострадавших пассажиров, назвавшийся Ержаном, который прилетел рейсом 882 в Алматы из Уральска 1 июня. - Когда нам раздавали питание, мне показалось, что оно не первой свежести: отчетливо пахло прокисшим. Но я часто летаю и раньше никогда не сталкивался с такой проблемой, а потому решил не обращать на это внимания. После трапезы несколько пассажиров (и я в том числе) почувствовали недомогание и побежали в туалет, бортпроводники дали нам какие-то таблетки от изжоги, но они не помогли. В Алматы нас встретили медики, оказали первую помощь, и мы разъехались по домам.

Поскольку за обеспечение рейсов бортовым питанием отвечает аэропорт-отправитель, мы обратились за комментариями к первому заместителю генерального директора ТОО “Международный аэропорт Орал” Маргулану ШАКЕНОВУ.
- Мы повысили цены на бортовое питание, о чем заранее уведомили “Эйр Астану”, - говорит г-н Шакенов. - Однако получили категорический отказ закупать еду по новым тарифам. А 1 июня при подготовке к вылету рейса № 882 из Уральска в Алматы представители “Эйр Астаны” в устной форме отказались от заправки самолета нашим бортовым питанием. Нам было сказано: у них есть свое, которое они загрузили еще в Алматы. Поскольку по санитарным правилам хранения бортового питания срок его годности с момента изготовления составляет 4-6 часов, я незамедлительно уведомил о ситуации главврача Северо-Западного межрегионального департамента госсанэпиднадзора на воздушном транспорте Фариду ЕСОВУ.
В письме г-же Есовой глава уральского аэропорта сообщает: вопреки указанию комитета гражданской авиации (КГА) Минтранс­кома от 31 мая урегулировать конфликт, не прерывая регулярного авиасообщения, на следующий день “Эйр Астана” отменяет свою же заявку на 128 порций бортового питания для пассажиров и экипажа рейса.
На основании данных АО “Международный аэропорт Алматы”, 1 июня 2011 года на рейс КЗР-881, следовавший по маршруту Алматы - Уральск, было дополнительно загружено бортовое питание для рейса КЗР-882 по маршруту Уральск - Алматы, - говорится в документе. - В частности, было загружено 118 порций для экономкласса в 9 часов 42 минуты по времени Астаны при температуре продукции 7,9 градуса (выше ноля. - А. А.) и 10 порций для бизнес-класса в 10 часов 15 минут при температуре продукции 8,5 градуса. Борт рейса КЗР-881 прибыл в аэропорт г. Уральска в 13 часов 32 минуты и вылетел обратно в 14 часов 48 минут. Таким образом, бортпитание для пассажиров и экипажа рейса КЗР-882 фактически 5 часов 03 минуты находилось на борту воздушного судна с момента загрузки в Алматы и до вылета из аэропорта Уральска”.

Руководство уральского аэропорта в своем обращении в санэпиднадзор указывает на нарушение “Эйр Астаной” приказа Минздрава № 562 от 29 июля 2010 года о санитарных требованиях к бортовому питанию: при отсутствии холодильника в самолете еда может храниться не более 4 часов. То есть пассажирам и экипажу предложили продукты с истекшим сроком годности!
Мы дозвонились до Фариды Есовой, чтобы выяснить, какие меры были приняты к авиаперевозчику в связи с этими нарушениями.
- Документ, полученный мной от руководства уральского аэропорта, я незамедлительно отправила своему коллеге - главврачу Юго-Восточного департамента госсанэпиднадзора на воздушном транспорте Балтабаю ШАЙХИНУ, поскольку алматинский аэропорт относится не к нам, - пояснила г-жа Есова. - Какие меры были приняты Шайхиным, я не знаю. Но ко мне представители “Эйр Астаны” приходили и просили разрешить загрузку бортпитания на рейсы до Уральска из Астаны и обратно в столичном цехе (по изготовлению бортпитания в аэропорту Астаны. - А. А.). Я наотрез отказалась, поскольку это было бы серьезным нарушением санитарных норм. Тем более сейчас лето.
Балтабай Шайхин последние случаи отравления бортпитанием на бортах “Эйр Астаны” не подтвердил.
- Был всего один человек, который прилетел из Уральска в Алматы, но он уже сел в самолет с расстройством желудка, - сказал г-н Шайхин. - На бортпитание у нас жалоб не было.
А вот начальник медицинской службы АО “Международный аэропорт Алматы” Сагдат НУРИМАНОВ, напротив, утверждает: с 1 по 3 июня к медикам алматинской воздушной гавани с расстройством желудка обратились 5 пассажиров. Все якобы съели на борту рейса № 882 несвежие бутерброды.
- Выявлять причину недомогания не наша задача, это должны делать в СЭС, - пояснил главный медик южностоличного аэропорта. - А факты, что отравившиеся люди были, у нас зарегистрированы в журнале учета.
Кроме того, выяснилось: конфликт между воздушной гаванью и авиаперевозчиком касается не только бортового питания, но и других услуг, на которые одна сторона подняла цену, а другая категорически отказывается эту цену платить.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

От редакции Еще в минувшую пятницу, 3 июня, мы обратились в пресс-службу АО “Эйр Астана”, однако получить комментарий авиаперевозчика нам не удалось до сих пор. Между тем, по имеющейся у нас информации, начиная с минувшей субботы взаимоотношения между уральским аэропортом и “Эйр Астаной” стали налаживаться: пассажиров вроде бы уже не кормят просроченным питанием. Однако где гарантия, что инцидент с “осетриной второй свежести” не повторится вновь? Просим считать эту публикацию официальным запросом президенту “Эйр Астаны” Питеру ФОСТЕРУ.

Поделиться
Класснуть