6990

Слова - на ветер

Ураган, обрушившийся 17 мая на Алматы и Алматинскую область (см. “Смерч в большом городе”, “Время” от 19.5.2011 г.), бушевал менее часа, а его последствия будут устраняться годами.

На расчистку от поваленных бурей деревьев Иле-Алатауского национального парка и природного парка Медеу уйдет более двух лет, а на восстановление утраченного лесофонда - целое столетие. Об этом говорили в четверг в ходе пресс-конференции с участием министра сельского хозяйства Асылжана МАМЫТБЕКОВА на высокогорном катке “Медеу”.
Перед встречей с журналистами г-н Мамытбеков облетел ущелья на вертолете, чтобы еще раз оценить масштабы последствий стихии. К сожалению, на борт “вертушки” попали только телеоператоры, а фотокорреспондентам печатных изданий пришлось довольствоваться экскурсией на автобусе.
- Для полной ликвидации последствий урагана необходимо около 400 миллионов тенге, - заявил шеф Минсельхоза. - Эта сумма будет выделена в ближайшее время из резерва правительства.

- Это окончательные расчеты?
- Речь идет о чрезвычайной ситуации в огромных масштабах, и все просчитать невозможно. Вы, когда дома ремонт делаете, заранее даже не можете точно сказать, сколько вам потребуется, например, обоев. А тут такая территория пострадала! Ведь количество поваленного леса удалось вычислить только аналитическим путем - благодаря аэрофотосъемке. Чтобы досконально все посчитать, нужно не меньше времени, чем на то, чтобы убрать деревья. А этого времени у нас нет! Такого сильного ветра не припомнят даже старожилы Иле-Алатауского парка. Сейчас на местах повала расчисткой занимаются более трехсот специалистов по лесозаготовкам, которые имеют опыт работы на опас­ных склонах. В труднодоступных местах приходится цеплять деревья лебедкой и тащить вниз.

- А вы не думали привлечь к работам авиацию?
- Давайте я отвечу на этот вопрос, - вызвался председатель комитета лесного и охотничьего хозяйства РК Ерлан НЫСАНБАЕВ. - Была такая идея, но, после того как нам озвучили расчеты (услуги вертолетов стоят 500 тысяч тенге в час), от нее пришлось отказаться. Это неподъемная для бюджета сумма.

По словам главы аграрного ведомства, ветровальная (то есть поваленная ветром) древесина таит несколько опасностей: во-первых, сухая хвоя - легковоспламеняющийся материал, во-вторых, вредители и возбудители болезней могут перекинуться на здоровые деревья, а в-третьих, почва, лишенная растительности на склонах, подвержена эрозии.
- Завершено лесопатологическое обследование поврежденной территории гослесофонда, по результатам которого на нынешний год намечена наземная химическая обработка очагов вредителей и болезней леса, - подчеркнул г-н Мамытбеков. - На эти цели требуется 72 миллиона тенге. Уже в следующем году планируется начать посадку молодых деревьев.

- А поваленные деревья куда намерены девать?
- Продавать. Все вырученные деньги пойдут на восстановление леса и посадку молодых деревьев. Что касается постройки перерабатывающих заводов, о которых шла речь раньше, то вместо них установят передвижные пилорамы.

Словом, ясно одно: пока вырастут новые леса, пройдет 100-150 лет. Столько, как говорится, не живут.
Так что г-н Мамытбеков может говорить что угодно - оценить его слова суждено только нашим потомкам.

Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть