34269

“Рахатгейт”: как заметали следы

В минувший вторник министр внутренних дел РК Калмуханбет КАСЫМОВ сообщил, что правоохранительные органы Казахстана отправят в Австрию еще один запрос об экстрадиции на родину Рахата АЛИЕВА, которому предъявлено новое обвинение - теперь уже в убийстве пропавших четыре года назад топ-менеджеров Нурбанка Жолдаса ТИМРАЛИЕВА и Айбара ХАСЕНОВА. До этого подобные запросы Астана уже не раз адресовала Вене, но претензии к экс-зятю и экс-послу прежде были другими - тогда Рахата Алиева обвиняли лишь в измене Родине и похищении двух топ-менеджеров, тела которых вплоть до мая этого года не удавалось найти. После того как несколько недель назад место тайного захоронения обоих банкиров было обнаружено, к прежнему букету обвинений в адрес Рахата Алиева добавилось еще и двойное убийство. Однако с учетом того, что на все предыдущие запросы по делу, более известному как “Рахатгейт”, Австрия отвечала неизменным отказом, крайне мала вероятность, что позиция Вены поменяется на этот раз…

А между тем всей этой бесконечной дипломатической тягомотины по поводу экстрадиции Рахата Алиева могло бы и не быть. Как могло бы не быть и самого убийства банкиров. И не пришлось бы, как давеча, прокурорским и полицейским чинам на пресс-конференции размахивать старым номером газеты “Время”, если бы еще в феврале 2007 года тогдашнее руководство этих ведомств удосужилось повнимательнее прочитать наши публикации и попыталось предотвратить еще только готовящееся жуткое преступление.
В феврале 2007 года газета “Время”, наверное, первой в республике на своих страницах заговорила о Рахате Алиеве как о наиболее вероятном подозреваемом в похищении топ-менеджеров Нурбанка. В статье “Что произошло в Нурбанке?”, вышедшей в номере от 6 февраля 2007 года, мы подвергли большому сомнению саму возможность нападения группы сотрудников полицейского СОБРа на банк и задались вопросом - куда делись Жолдас Тимралиев и Айбар Хасенов, которых с вечера 31 января не могли найти их жены?
Наша газета сразу выступила с версией, что бойцов СОБРа их начальство в лице командира майора Болата КАДЫРГОЖАЕВА и зам-начальника ДВД Алматы полковника Нурлана САМАЛИХОВА отправило на выручку Тимралиеву и Хасенову, которых удерживали в здании Нурбанка.
В тот день, когда появилась эта газетная статья, оба топ-менеджера были еще живы. Убили их лишь спустя трое суток - в ночь с 9 на 10 февраля. Так что похищенных можно было еще спасти. Но компетентные госорганы в целом и отдельные их представители в частности в то время занимались лишь пустой болтовней, тиражируя подброшенную принадлежавшими Рахату Алиеву средствами массовой информации утку о якобы имевшем место нападении четверых бойцов СОБРа на его банк. Полицейское начальство в Астане ужом изворачивалось, чтобы всячески откреститься от своих подчиненных, обвиненных в этом нападении. Генпрокуратура тоже делала вид, что она совершенно ни при чем. А в здании финансовой полиции тем временем из четверых собровцев и их командиров Кадыргожаева и Самалихова в прямом смысле выбивали признательные показания, удобные Рахату Алиеву. Удобные для того, чтобы потом скрыть следы готовящегося убийства похищенных.

Но никто - ни один человек в стране - палец о палец не ударил, чтобы их спасти.
Все это время обоих банкиров держали в банном комплексе особняка Рахата Алиева, отстроенного на территории алматинской резиденции президента. И в ночь с 9 на 10 февраля Рахат Алиев и его клевреты Альнур Мусаев и Вадим Кошляк возили похищенных на джипах по Алматы и Алматинской области в поисках удобного места их убийства и захоронения. Замыслы и передвижения этой троицы можно было запросто отследить, например, по их сотовым телефонам. Можно было просто установить за их машинами слежку, и все бы сразу встало на свои места…
Но этого никто даже не пытался cделать, поскольку к регалиям Рахата Алиева тогда еще не была применима приставка “экс” и он считался недосягаемой и неприкосновенной для отечественных правоохранительных органов персоной. Его все боялись.
Оказалось, что во всей стране противоборствовать с ним рискнули лишь четверо собровцев с двумя своими командирами, оказавшиеся в результате за решеткой, жены пропавших банкиров да наша газета, редактору и журналистам которой чуть ли не ежедневно угрожали уголовными делами за клевету.
Лишь спустя три месяца, когда поверх тайного захоронения в Ремизовском ущелье близ Алматы стараниями подчиненных Рахата Алиева были навалены горы строительного мусора, сам он под видом большой дипломатической необходимости улизнул в Европу, а в высоких властных кабинетах уже в полный голос заговорили о нем как о предателе и изменнике Родины - тогдашние генпрокурор РК Рашид ТУСУПБЕКОВ и глава МВД РК Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ осмелились наконец запустить в отношении него механизм уголовного преследования. А до этого даже имя его боялись вслух произносить.

И только после этого всплыла давнишняя история с похожим исчезновением симпатичной эмигрантки из Узбекистана, телеведущей принадлежавшего Рахату Алиеву телеканала НТК Анастасии Новиковой, которая стала сначала его любовницей, а потом несчастной узницей и жертвой. Теперь уже можно, ссылаясь на официальные данные расследования, утверждать, что в убийстве Насти принимал личное участие отец ее незадолго до этого родившегося ребенка - Рахат Алиев, а также Вадим Кошляк, в последующем ставший соучастником убийства Тимралиева и Хасенова. Об этом только недавно рассказал следователям присутствовавший при этом третий их подельник - осужденный за другие преступления Курман АКИМКУЛОВ. Наша газета уже писала, что в убийствах похищенных банкиров и телеведущей Новиковой прослеживается один и тот же почерк - в обоих случаях жертв пичкали идентичными психотропными препаратами, над ними жестоко издевались. Перед тем как убить, и Новикову, и Тимралиева с Хасеновым наголо обрили. В своих показаниях Акимкулов подробно описал, каким издевательствам и унижениям подверг Анастасию Новикову Рахат Алиев, перед тем как ее выбросили с 9-го этажа здания на набережной в Бейруте на торчащие внизу штыри арматуры недостроенного забора. Экспертиза подтвердила, что это была имитация самоубийства - женщина была мертва еще до падения. Было это еще летом 2004 года. А спустя год в Вене при загадочных обстоятельствах погиб в ДТП сотрудник посольства Казахстана в Австрии Данияр ЕСТЕН, за которого, как после выяснилось, Анастасия Новикова вышла замуж незадолго до смерти и который приходился двоюродным братом Рахату Алиеву.
Если бы тогда исчезновение и последующая гибель Анастасии Новиковой вызвали вопросы у полиции Ливана…
Если бы доставленное в ящике под видом дипломатического груза тело телеведущей было невозможно вот так, запросто, захоронить на одном из сельских кладбищ близ Шымкента…
Если бы Австрия совместно с Казахстаном взялись досконально расследовать ДТП, в котором погиб Данияр Естен…

Тогда, возможно, не было бы и событий зимы 2007 года.
Но история не знает сослагательного наклонения. И все произошло так, как произошло.
А что касается общего почерка этих преступлений, то есть еще одно громкое дело, в котором он тоже проглядывается. Это совершенное зимой 2006 года убийство оппозиционного политика Алтынбека САРСЕНБАЕВА, его водителя Василия ЖУРАВЛЕВА и охранника Бауржана БАЙБОСЫНА. Помимо привычной дерзости в этом убийстве есть еще одна важная деталь, указывающая на сходство с “Рахат-гейтом”. По свидетельству некоторых участников осмотра тел убитых, у Алтынбека Сарсенбаева на ногах не было носков. У его водителя и охранника они были, а вот у Алтынбека туфли почему-то были надеты прямо на босу ногу. А где человек может сначала снять носки, а потом, не надевая их, обуться? Наверное, в бане.
И Тимралиева с Хасеновым, как мы уже знаем, тоже несколько дней держали раздетыми до трусов в бане. В бане особняка Рахата Алиева.
И еще. Почему-то никто не обратил внимания, что у убитого Василия Журавлева (он, кстати, до того как стать водителем Сарсенбаева, работал у Рахата Алиева на его телеканале КТК и сделал там неплохую карьеру) нашли удостоверение сотрудника Службы охраны президента. Во главе которой, как мы помним, некоторое время стояли все те же Рахат Алиев и Альнур Мусаев.
Так что, может, в деле об убийстве Сарсенбаева рано ставить точку и стоит  еще повнимательнее покопаться?

…Беглый австрийский сиделец Рахат Алиев в своем интернет-блоге косвенно признал, что имел отношение к исчезновению Тимралиева и Хасенова, но знать не знает про их убийство. Пишет: мол, отдал их Вадиму Кошляку и попросил отвезти куда подальше, с глаз долой. А уж что потом с ними сделал Кошляк, ему, белому и пушистому Рахату Алиеву, совершенно неведомо. Пусть это будет верхом журналистского цинизма, но после подобных откровений человека с такой репутацией, как у Рахата Мухтаровича, впору заключать пари о том, сколько еще суждено прожить на этом свете его подельнику Вадиму Кошляку. Ведь по законам жанра его теперь должны как можно быстрее убрать. Что это будет - самоубийство, как это пытались представить в случае с Настей Новиковой, или несчастный случай, как с ее мужем Данияром Естеном, можно гадать. Живым Рахату Кошляк не нужен.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz

Темы:
Поделиться
Класснуть

Свежее