11522

Утешительный наезд

История четырехлетней Лили СМЕТАНИНОЙ, которую сбил электромобиль, получила неожиданное продолжение. После семи недель доследственной проверки этого инцидента полиция отказала в возбуждении уголовного дела и на этой неделе передала собранный материал в суд.

Напомним, несчастье случилось в парке им. 28 героев-панфиловцев (см. “Дипломатический наезд”, “Время” от 7.5.2011 г.). В тот же день малышка поступила в больницу с жуткими травмами головы, грудной клетки, легких, сердца, внутренних органов и закрытым переломом обеих костей голени. Врачи удалили Лиле селезенку.
Через три недели после происшествия к оказанию юридической помощи семье Сметаниных приступил адвокат Валерий СОКОЛОВ.
Лишь на этой неделе он получил доступ к материалу доследственной проверки - уже в суде.
Вырисовывается странная картина работы правоохранительных органов, расследовавших это ЧП.

1 мая 2011 года, в день инцидента, один из участковых Медеуского района пишет рапорт начальнику РУВД: поступило заявление от бабушки сбитой девочки, Веры СМЕТАНИНОЙ. Рапорт полицейского заносится в книгу учета заявлений (КУЗ), и начинается доследственная проверка.
В тот же день полиция берет объяснительную у Андрея Мамаева. По сути происшествия он сообщает, что 1 мая, заплатив деньги, сел со своими детьми за руль электромобиля. “Владелец данного электромобиля включил кнопку зажигания, не проведя инструктаж, - пишет консул-советник в объяснительной. - Электромобиль тронулся с места... (NB! - В. Б.) Я пытался затормозить, но тормоз не сработал... на девочку я наехал”.

6 мая бабушка Лили Вера Сметанина пишет еще одно заявление начальнику УВД Медеуского района с просьбой привлечь Мамаева к уголовной ответственности.
Тем временем один из очевидцев происшествия по имени Василий сообщил полицейским: минут через пять-десять после наезда на Лилю в парке появился мужчина лет 40-45, собрал операторов четырех электромашин, разъезжавших в парке, и увез их “в неизвестном направлении”.

17 мая зампрокурора Медеуского района Алматы Е. КИЛЫМЖАНОВ пишет начальнику УВД Медеуского района: необходимо опросить свидетелей происшествия, назначить судмедэкспертизу. Почему этого не было сделано раньше - не понятно. Кстати, г-н Килымжанов подчеркивает: Мамаев является советником генконсульства и обладает дипломатическим иммунитетом.

18 мая следователь УВД Медеуского района Д. АХТАЙ назначает-таки судебно-медицинскую экспертизу Лили.

31 мая следователь Ахтай пишет коллегам по Медеускому УВД: к своим обязанностям они относятся ненадлежащим образом - к 17 мая в районное управление внутренних дел не доставили ни одного человека по делу Сметаниной. “Такое положение не может быть терпимым впредь”, - возмущается следователь.
Невероятно, но 1 июня лейтенант Ахтай возбуждает уголовное дело по факту наезда на ребенка! Следователь усмотрел признаки преступления, предусмотренного статьей 103 УК РК, - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В своем постановлении Ахтай пишет: “О принятом решении уведомить заинтересованных лиц”. Однако ни семье Сметаниных, ни их адвокату о возбуждении уголовного дела никто не сообщил.
В тот же день начальник следственного управления ДВД Алматы Б. АРГИНБАЕВ отправляет в прокуратуру Медеуского района сообщение о возбуждении дела.

2 июня УВД Медеуского района просит акимат Алматы предоставить список лиц, которые занимаются предпринимательством, связанным с эксплуатацией электромобилей.

6 июня судмедэксперты дают заключение: здоровью девочки нанесен тяжкий вред.

7 июня прокуратура Медеуского района Алматы отменяет (!) постановление о возбуждении уголовного дела. И находит этому объяснение: дело, оказывается, возбуждено преждевременно: сначала нужно установить и допросить владельцев электромобиля (и это спустя 5 недель после происшествия!), послушать очевидцев, а также назначить судмедэкспертизу. Зачем понадобилась повторная экспертиза - не ясно. Ведь вред, нанесенный человеку, которому врачи в результате удалили орган, в соответствии с Уголовным кодексом, считается тяжким.

13 июня на запрос полиции о предпринимателях, которые эксплуатируют электромобили, отвечают почему-то не городские власти, а замакима Медеуского района А. КАСЫМ. Он сообщает: районный акимат не уполномочен выдавать разрешения на эксплуатацию электрокаров. Городская мэрия вроде бы не при делах.
В этот же день полицейские начинают опрашивать руководство гольф-клубов Алматы с желанием выяснить технические характеристики находящихся у них электромобилей.
Директор одного из клубов дает объяснения: гольф-автомобили весят более полутонны. “Согласно инструкции электрокар включается путем поворота ключа зажигания, при этом электрокар заводится, но не двигается с места (NB! - В. Б.), - сообщает специалист. - Движение электрокара осуществляется только после нажатия на педаль газа”. Следователь Ахтай, памятуя об объяснительной Мамаева, задает вопрос директору: “Может ли электрокар самостоятельно сдвинуться с места при включении замка зажигания?”. - “Нет”, - следует ответ.
В то же время в оборот доследственной проверки попал другой электромобиль, который катал отдыхающих в парке. Его придумал изобретатель, активист экосоюза “Табигат” Надим ГАЛИЕВ. В отличие от гольф-машин его авто гораздо легче, оно оборудовано двумя комплектами тормозов - для водителя и для инструктора. Разрешение на аттракцион “Катание на электромобиле” Галиеву дали не где-нибудь, а в акимате Алматы еще в бытность акимом Виктора ХРАПУНОВА!
То, что в парке 28 героев-панфиловцев электрокары ездят с разрешения мэрии, подтвердила следователям и мастер содержания парка Саида ЕЛЕМЕСОВА. Одним словом, сложно представить, что электрокар, сбивший Лилю, ездил без ведома властей Алматы.

16 июня Ахтай выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Он считает: в действиях Мамаева нет состава преступления, предусмотренного статьей 103 УК РК. Следователь усматривает здесь признаки статьи 111 УК РК - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Это - настоящий удар для семьи. И вот почему.
- 17 июня я находился за пределами города, когда бабушку Лили Веру Сметанину пригласили в ДВД, - рассказывает Валерий Соколов. - С ее слов, она под диктовку написала заявление в суд о возбуждении уголовного дела по статье 111 УК РК на Мамаева. Только в конце дня я узнал об этом и сообщил ей, что делать этого не надо было. На следующий день мама Лили Ольга СМЕТАНИНА пошла в ДВД забрать заявление, но ей отказали, сообщив, что документы уже направлены в суд.
- Статья 111 предполагает ведение судебного процесса в порядке частного обвинения. Иными словами, теперь сама бабушка должна доказывать наличие преступления, а правоохранительные органы освобождаются от этого, - говорит Валерий Соколов. - Кроме того, в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, не может быть уголовного преследования. Спрашивается, зачем нужно было посылать в суд дело, которое заведомо не подлежит возбуждению (при действующем иммунитете дипломата. - В. Б.)? Об этом остается только догадываться…

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива семьи СМЕТАНИНЫХ, Алматы

P.S. Учитывая сложное материальное положение семьи и дорогостоящий курс лечения маленькой Лили, Сметанины просят всех неравнодушных людей оказать им финансовую поддержку.
Мы публикуем счет Ольги Сметаниной в Народном банке:
KZ 186 011 013 100 101 376.

Поделиться
Класснуть

Свежее