12007

Летай - не хочу!

Президент авиакомпании “Эйр Астана” Питер ФОСТЕР (на снимке) в “лучших традициях” социализма предложил де-факто национализировать аэропорты Казахстана. При этом сын туманного Альбиона скромно умолчал о том, что в воздушных гаванях страны национальному перевозчику уже сегодня, по сути, созданы такие “парниковые” условия, что защитникам конкуренции давно пора вмешаться.

17 июня на пресс-конференции мистер Фостер заявил (цитируем КазТАГ): “По нашему мнению, аэропорты в Казахстане должны стать частью фонда “Самрук-Казы­на”, и должна быть рассмотрена возможность создания холдинга по стратегическому управлению аэропортами”. Надо сказать, что у национального перевозчика складываются очень непростые отношения с аэропортами страны. Чего стоит недавняя история с аэропортом Уральска, который с 1 июня дерзнул повысить стоимость бортового питания на целых 200 тенге с учетом инфляции! “Эйр Астана” ту же отказалась закупать “хавчик” для пассажиров и экипажа и три дня загружала еду на рейсы в оба конца в алматинском аэропорту (см. “Осетриной второй свежести кормит авиакомпания “Эйр Астана” своих пассажиров”, “Время” от 7.6.2011 г.).
А потом и вовсе заявили: мол, вообще отменим рейсы в Уральск из-за плохого качества взлетно-посадочной полосы. Хотя есть другие авиакомпании, изъявившие желание летать по этому выгодному маршруту. Но вскоре “Эйр Астана” переобулась на лету.
В Алматинском аэропорту, откуда авиакомпания совершает большинство рейсов, “Эйр Астана” и подавно - в шоколаде. Нацперевозчик подмял под себя наиболее прибыльные сферы деятельности воздушной гавани: регистрацию пассажиров, буксировку самолетов, противообледенительную обработку самолетов и т.д. - на чем прилично экономит. О том, к чему это приводит, говорят конкретные случаи. 15 января инженеры нацперевозчика получили задание отбуксировать в ангар огромный широкофюзеляжный лайнер “Боинг-767”. Во время буксировки самолет задел хвостом одиноко стоящее дерево, отчего у крылатой машины была повреждена задняя кромка стабилизатора. После расследования происшествия выяснилось: у одного из спецов, осуществлявших операцию, не было допуска к буксировке!
Как нам удалось выяснить, за некоторые услуги, оставшиеся за аэропортом, “Эйр Астана” годами платит с большой скидкой. К примеру, если авиакомпания Scat отстегивает воздушной гавани за обслуживание каждого пассажира 2801 тенге, то “Эйр Астана” - 1859 тенге - почти на тысячу меньше! Британская bmi платит аэропорту за эксплуатацию телескопического трапа около 18 тыс. тенге в час, а “Эйр Астана” - чуть более 7,5 тысячи. Все это привело к тому, что доход от обслуживания бортов национального перевозчика - всего около 10 процентов от общих поступлений в бюджет аэропорта. При этом 40-45 процентов всех рейсов, выполняемых в/из Алматы, осуществляет именно “Эйр Астана”!

Впрочем, возможно, скоро все изменится. Как нам стало известно, “Эйр Астану” уже уведомили: в середине июля ее лишают более чем 50-процентной скидки на услуги трапа и обслуживание пассажиров бизнес-класса: за это придется платить наравне с другими. Чему Питер Фостер, по нашим данным, активно пытается сопротивляться.
Похожая ситуация в аэропорту столицы: “Эйр Астана” и здесь напоминает человека, проходящего в ресторан со своей выпивкой и закуской. Вот только в отличие от алматинских коллег воздушная гавань Астаны - в минусе.
- Наши убытки были бы намного меньше, если бы мы сами предоставляли все услуги, - рассказал нам президент столичного аэропорта Астаны Кайрат ЖАУХАНОВ. - А так “Эйр Астана” сама себя обслуживает - начиная от регистрации пассажиров и заканчивая обработкой самолетов противообледенительной системой. В общем, государство в государстве.
По словам г-на Жауханова, столичный аэропорт тоже вынужден был дать скидку нацперевозчику, когда начался кризис. Позже у авиа­компании резко возросла прибыль, и ей предложили вернуться к прежним тарифам, утвержденным, кстати, еще в 2002-2003 годах.
- Я тут же стал “кровопийцей”, который обдирает “бедного” перевозчика, - говорит г-н Жауханов. - Но я доказал во всех инстанциях, что “Эйр Астана” поступает неправильно, и антимонопольное ведомство согласилось вернуть тарифы, правда, не на исходную… А другие авиакомпании, кстати, платили и платят, как обычно.
Не в восторге от национального авиаперевозчика и в других городах Казахстана.
- С “Эйр Астаной” у нас очень непростые отношения, - говорит 1-й вице-президент аэропорта Актобе Владимир БЕЗРОДНЫЙ. - Авиакомпания привыкла к тому, что пассажиры не поднимают шума из-за проблем. Не прилетел вовремя самолет - ради бога! Если бы перевозчик так работал в Европе, как они работают здесь, его давно бы затаскали по судам и обанкротили. Происходят постоянные задержки рейсов и проблемы с багажом. Был случай, когда из столицы прибыл “Фоккер-50” с пассажирами, а их багаж остался в Астане. Когда мы стали выяснять причину, нам сказали: плотная загрузка самолета не позволила везти багаж, который прибыл только на следующий день!

В последнее время авиакомпания перепродает билеты (сверх количества посадочных мест в самолете. - В. Б.). Официально они не объясняют, почему. А неофициально говорят: вдруг, мол, кто-то из пассажиров не придет на рейс? Из-за этого у нас были случаи, когда инвалиды, улетавшие на лечение, не попадали в самолет... В Казахстане живут очень терпеливые люди, но когда-то и их терпение кончится!
Похожую историю с перепродажей билетов нам рассказал гендиректор аэропорта Кызылорды Кайдар НУРЛЫБАЕВ.
В костанайской гавани - вообще критическая ситуация.
- На сегодняшний день эта компания (“Эйр Астана”. - В. Б.) не соизволила подписать с нами генеральный договор на наземное обеспечение и предоставление техобслуживания, - говорит гендиректор аэропорта Юрий КИМ. - Почему-то они считают, что им дозволено работать без договоров. Вопрос этот затягивается уже полгода! А они свободно летают! Знают: у нас ответственность перед пассажирами, мы не можем остановить рейсы. Да и услуги наши “Эйр Астана” оплачивает, когда ей захочется.
Конкуренты нацперевозчика тоже недовольны его “особостью”. По словам гендиректора авиакомпании Scat Владимира ДЕНИСОВА, существует распоряжение правительства, по которому “Эйр Астана” получает авиатопливо по значительно заниженным ценам.
- Нам бы такой дешевый керосин - наши билеты стоили бы куда меньше! - говорит Владимир Иванович. - Хотя они и так дешевле, чем у “Эйр Астаны”. К тому же маршруты, которые мы нарабатываем годами, едва став прибыльными, через тендер передаются “Эйр Астане” - под предлогом того, что эта авиакомпания “должна развиваться”. В прошлом году ей передали 6 наших маршрутов: Алматы - Санкт-Петербург, Алматы - Ташкент и т.д. Это уже традиция.
Стоит ли удивляться стремлению Питера Фостера “национализировать” аэропорты, если государство так его ублажает? Еще бы: пассажиры - внакладе, конкуренты - в пролете… Летай - не хочу!

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее