8494

Идите в баню!

Супружеская пара из Семея Марина БЕЛЯЕВА и Алексей СИВИЦКИЙ вместе с двухлетней дочкой Дашей (на снимке) живут в… бане. Только такое жилье оказалось им по карману.

Покосившаяся банька дышит на ладан. Стены избороздили глубокие трещины. Потолок, вздувшийся огромным пузырем, на грани обвала. Рассудив, что мыться в такой бане опасно для жизни, хозяева... пустили туда квартирантов! В предбаннике поместился стол. Теперь это кухня. А за печкой, где еще недавно любители попариться хлестали друг друга березовыми веничками, - две железные койки. Мутное стекло крохотного оконца не пропускает солнечный свет - здесь круглый год темно и сыро.
- Дождь для нас - сущее наказание, - вздыхает Марина. - Из дыр в потолке вода льет ручьями. Не успеваем тазики подставлять. Все сыплется… А ночами только глаза сомкнешь - шелест. Мокрицы табунами ходят!
За право жить в разваливающейся бане молодая семья ежемесячно платит шесть тысяч тенге. Жилье поприличнее стоит минимум в два раза больше. А это для них непосильная ноша. Алексей - единственный кормилец в семье, вкалывая на две ставки слесарем-наладчиком, получает 40-45 тысяч тенге. Львиная доля этих денег уходит на питание. Супруги вообще не покупают одежду и обувь - ни для себя, ни для ребенка. Довольствуются тем, что дарят добрые люди. Нехитрая обстановка - целиком хозяйская. У Марины и Алексея нет даже постельного белья. А вместо прохудившегося чайника приспособили ковшик…

Многим другим молодым семьям не дают дойти до крайней степени нищеты близкие родственники. Но этим ребятам не на кого опереться. Марина попала в Кокпектинский детдом совсем маленькой, когда ее мама-одиночка тяжело заболела (сейчас ее нет в живых). А вот Алексей в 13 лет оказался в детдоме под Урджаром после того, как его мать с отцом лишили родительских прав за беспробудное пьянство.
Марину и Лешу судьба свела в лицее городка Шар, куда детдомовцев отправляли целыми выпусками со всего Восточного Казахстана. Из мальчиков готовили “фермеров”, а девочек обучали по специальности… держитесь за стул, чтобы не упасть!.. “хозяйка усадьбы”.
- Нас учили вести финансовые расчеты, готовить, ухаживать за растениями и животными, - с улыбкой поясняет Марина.
Немудрено, что на “хозяек усадьбы” заглядывались местные жители: лучше невест в провинциальной глубинке было не найти. На красавицу Марину положил глаз самый главный местный воротила. Пытался одаривать дорогими подарками, обещал золотые горы, а она отдала свое сердце “фермеру” Леше Сивицкому - парню без будущего.
- Нас же никто не спрашивал, на кого мы хотим учиться, - невесело усмехается Алексей. - Затолкали всех детдомовских на самое невостребованное отделение и успокоились. О трудоустройстве новоиспеченных “фермеров” не шло и речи…

Четко осознавая, что его ждет, парень не терял в лицее времени даром - вместе с основным образованием получил “корочки” сварщика и водителя категории “B” и “С”. Но, когда после окончания лицея Леша приехал в Семей, оказалось: такой, как он, может устроиться лишь грузчиком на базаре. Бывший детдомовец не пал духом, а начал претворять в жизнь свой наивный план - накопить денег на жилье и перевезти свою невесту Марину в город. Он едва не терял сознание от боли в мышцах и усталости, ел что попало, спал где придется, но самое главное - пачка заработанных купюр росла на глазах! Марине оставалось учиться еще три года. За это время, по его подсчетам, он как раз успевал накопить на скромный домик…
Но тут случилось непредвиденное: Марина поняла, что беременна! Она никак не решалась рассказать об этом Леше, боясь услышать: “Иди на аборт!” Однако первое, что она услышала от него, было: “Надеюсь, ты не задумала убить нашего ребенка?
Забрав беременную невесту в город, Алексей снял двухкомнатную квартиру со всеми удобствами в хорошем районе города. Он не мог допустить, чтобы, ожидая их первенца, Марина скиталась по мрачным углам. Два месяца молодожены прожили в счастливой эйфории. А потом Леша сорвал спину… Почти сразу удалось устроиться на “Маслосырбазу” разнорабочим, но зарплата там едва доходила до 20 тысяч тенге. А за квартиру Леша отдавал хозяйке 14 тысяч, да и сбережения подошли к концу…
- Нет, вы не подумайте, я НИКОГДА не брал чужое… Даже мелочь… - задыхаясь от волнения, произносит он. - Но когда беременная жена смотрит на тебя голодными глазами, а в доме нет даже огрызков хлеба… Потому что она их давно нашла и съела…
У Марины загораются глаза:
- Он был зеленым мальчишкой. А они - тертые калачи. Лешка и сам не заметил, как попал в их сети…
И супруги уже на пару рассказывают, как воровская группировка, давно промышлявшая на базе, почуяв опасность, решила подставить новичка. Подбив Алексея на кражу упаковки масла, они попытались повесить на него чудовищную недостачу!
- Это очень страшно, - бледнеет Марина. - Скоро рожать, а меня не отпускает страх, что Лешу вот-вот посадят… Тогда нас еще выгнали на улицу в сорокоградусный мороз. Нечем было платить за квартиру…
На этот раз судьба оказалась к ним милосердней. Суд приговорил оступившегося влюбленного к возмещению ущерба (90 тысяч тенге!), который Алексей выплачивает до сих пор. Но зато он остался на свободе, получив три года условно!
А Марина родила девочку - слабенькую, болезненную, с пороком сердца. Но худшие опасения врачей не сбылись - малышка выжила!

После выписки из роддома Марина терялась в догадках: куда идти? Если на последних месяцах беременности в поисках ночевки она с мужем кочевала по знакомым, то с младенцем на руках это было невозможно. И снова им повезло. Медсестра из роддома Айнура, пожалев молодую маму, пустила ее с мужем и ребенком к себе на кухню.
- Это была промерзшая крохотная клетушка, куда с трудом помещалась узенькая тахта, - вспоминает Марина. - Но Айнура стала нашим ангелом-хранителем! Она на скромную зарплату растила двух дочерей. Теснилась вместе с ними в одной комнате. И при этом не только не брала с нас за проживание ни копейки, но еще и подкармливала! Если бы не она, мы бы умерли с голоду. Леша тогда лежал с 40-градусной температурой…
Айнура учила неопытную маму правильно пеленать и купать малышку. Когда же медсестра узнала, что в последние месяцы беременности Марина сидела на рожках, сваренных на воде с бульонным кубиком, схватилась за голову: “Самое лучшее лекарство - это хорошая еда! Будете голодать - погубите ребенка!
С тех пор, делая выбор между полноценным питанием и благоустроенной квартирой, Марина останавливается на первом. На то и другое не хватает денег, даже после того, как Алексей наконец обрел стабильный заработок.
В рационе Дашеньки - свежие яйца, парное молоко, куриный бульон, говяжья печенка, свежие фрукты, каши… На продукты для дочки уходят почти все заработанные Алексеем деньги, но зато врачи не перестают удивляться: при таком серьезном недуге у Даши приступы сошли на нет! Но Марину не покидает тревога: она боится, что проживание в сырой и темной бане губительно скажется на здоровье дочки. Сейчас они с мужем в спешке подыскивают жилье. Но вряд ли за шесть тысяч тенге им удастся найти что-то лучше.

В апреле этого года замначальника отдела ЖКХ городского акимата Сабыр АШЕЛОВ сообщил Марине Беляевой: “В настоящее время мы располагаем квартирами в поселке Шульбинск, нуждающимися в восстановлении”.
Алексей съездил в Шульбинск, посмотрел эту квартиру в разрушенном доме. Собственно, остались одни стены. Чтобы восстановить такое жилье, потребуется не меньше миллиона тенге. А работу в поселке ему предложили за “целых” 20 тысяч тенге. Вот и остается ему с семьей одно - жить в бане и не париться…

Милана ГУЗЕЕВА, lana_semey@mail.ru, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть