21965

Голову в песок

Очень похоже на то, что кровавые события, произошедшие дуплетом в течение одной только недели в Актюбинской и Карагандинской областях, являются пазлами одной мозаики. Жестокость и бессмысленность, с которой действовала группа “бородачей” в поселках Шубарши и Кенкияк, оказалась совершенно сродни таким же жестоким и бессмысленным действиям группы зэков, попытавшихся бежать из колонии АК 159/21 в Балхаше. И как это ни обидно, схожи и просчеты казахстанских властей и правоохранительных органов, допущенные в обоих случаях. Это касается и экипировки, и тактики действий, и идеологического сопровождения силовых операций.

Начнем с того, что в поселке Шубарши, когда в ночь с 30 июня на 1 июля в отместку за задержание своего единоверца радикально настроенная группа салафитов напала на полицейских, ни один из стражей порядка не был вооружен. Полицейские оказались совершенно беспомощными перед преступниками и не смогли дать им достойного отпора.
И наоборот - у религиозных фанатиков, мозги которых были крепко запудрены идеями джихада, оказался целый арсенал. Причем часть этого арсенала была официально зарегистрирована в органах внутренних дел как охотничье оружие. Почему сложилась такая неравная расстановка сил? Ответ напрашивается сам собой: полицейское начальство в полной мере не доверяет своим подчиненным и не рискует выдавать им на руки табельное оружие из соображений “как бы чего не вышло”. В свою очередь участковые инспектора и сотрудники местных подразделений КНБ, что называется, мышей не ловят - занимаются чем угодно, только не оперативной работой с населением и изучением настроений масс.

Теперь что касается боевой подготовки. 1 июля полицейские начальники уже знали, что придется иметь дело с фанатиками-головорезами, которые пометили себя кровью и теперь ни перед чем не остановятся. Однако против засевших в камышах 10 убийц полицейских отправили всего четверых спецназовцев на обычной, не защищенной броней автомашине “ГАЗель”. В составе этой четверки - двое штурмовиков, инспектор-сапер и инспектор-снайпер. Как могло случиться, что специалисты с такой военной квалификацией могли попасть в ловушку, устроенную малограмотными и, скорее всего, в военном плане слабо обученными людьми?
Потом в этой машине насчитали около 90 пробоин от пуль и картечи. Полицейские потеряли одного убитым и троих ранеными, а сами ответным огнем не смогли поразить ни одного из нападавших. Вот такая боевая подготовка у них оказалась. Сейчас говорят, что сработал фактор внезапного нападения. Но для спецназа не бывает фактора внезапности, потому что это военная элита, которую экипируют по высшему разряду, а боевой опыт бойцы передают из поколения в поколение. Но на поверку выходит, что бесценный опыт растерян и наш спецназ далеко уже не тот, что был раньше.
Теперь о событиях ночи с 8 на 9 июля в поселке Кенкияк, куда, несмотря на кордоны, прочесывание местности и воздушную разведку с вертолетов и самолетов, удалось перебраться группе экстремистов из 11 человек. Их упустили. А вновь обнаружили благодаря бабусе, которая обратила внимание, что калитка ее дома закрыта необычным манером, а занавеска в окошке сдвинута. Хозяйка дома просигнализировала полиции. К ее дому направили опергруппу, в которой были лишь один боец спецподразделения МВД “Сункар” и трое самых обычных полицейских, боевая подготовка которых, как можно было судить по предыдущим эпизодам, оставляет желать лучшего. Результат: в кромешной темноте боец республиканского спецподразделения был убит двумя выстрелами - в голову и бок. Тяжело ранен сотрудник поселкового пункта полиции. При штурме дома получил дробовое ранение военнослужащий внутренних войск. Но потом у уничтоженных боевиков не нашли нарезного оружия, а только гладкоствольное охотничье. Значит, гибель бойца “Сункара” могла произойти лишь по двум причинам: либо его экипировка была так плоха, что не смогла защитить даже от обычного охотничьего дробового оружия, либо в ходе завязавшейся перестрелки в темноте его подстрелил из нарезного оружия кто-то из своих. Это повод для серьезного расследования. Но что-то пока не слышно, чтобы кто-то его проводил.

Итак, подведем итоги событий в Темирском районе Актюбинской области. Потери полиции - двое убитых, пятеро раненых. Группировка салафитов уничтожена: 10 убитых, четырех взяли живыми. В общем-то, преступники шли на верную смерть, поскольку использовали только охотничье оружие, а стволов у них было всего два или три. Но и тут власти предпочитают говорить не о религиозных фанатиках-экстремистах, а о преступной группе, которая занималась хищением нефти из нефтепровода, лишь прикрываясь религиозными взглядами. Видимо, так чиновникам выгодно и безопасно - свести все к банальному криминалу.
Не успела республика отойти от кровавых событий в камышовых дебрях Актюбинской области, как новое потрясение - попытка побега большой группы заключенных из колонии в Балхаше. Попытка вооруженная.
Она как две капли воды была похожа на побег заключенных годичной давности из колонии в Мангистауской области. И тогда и сейчас зэки пробивались на волю с боем. В обоих случаях осужденным за тяжкие и особо опасные преступления, находящимся, казалось бы, в полной изоляции от внешнего мира, каким-то образом удалось разжиться огнестрельным оружием. В обоих случаях они использовали взрывчатые вещества.
В Актау побег организовали четверо салафитов, проходивших по одному делу и почему-то оказавшихся в одной зоне.
В Балхаше, как сейчас выясняется, вдохновителем побега стал осужденный за экстремизм мулла-салафит из Караганды, под идеологическое влияние которого попали даже матерые уголовники. Так же, как и в Актау, они обстреляли часового с вышки, потом вступили в бой с прибывшей на их усмирение опергруппой, вооруженной… резиновыми дубинками. Результат: ранены трое сотрудников КУИС и стоявший на вышке солдат внутренних войск, сержант-контролер погиб. Из зэков не пострадал ни один. Сбежать им не удалось лишь потому, что сработала автоматика, блокирующая на крепкие засовы все выходы за территорию АК 150/21.

И еще. По нашей информации, в прилегающей к балхашской колонии промзоне, так же, как и в поселке Шубарши, обосновалась целая община салафитов. Бородатых ребят в коротких штанишках видели там регулярно. Возможно, поэтому, когда заключенным не удалось вырваться за территорию колонии, они отошли именно на территорию промзоны - в расчете на помощь единоверцев. Все закончилось самоподрывом с помощью трех будто кем-то специально оставленных в цеху кислородных баллонов. При взрыве погибли все 16 пытавшихся бежать заключенных. Только благодаря счастливой случайности обошлось без еще больших жертв - зэки подорвали себя буквально за считаные секунды до начала штурма бойцами “Арлана”. Поспеши спецназовцы в этот раз - под завалами обрушившегося после взрыва цеха могли бы оказаться и они.
И опять наши власти с пеной у рта доказывают, что случившееся в Балхаше не имеет ничего общего с религиозным экстремизмом.

Кстати, на волне этих двух кровавых заварух со стрельбой в разных регионах Казахстана всплыла тщательно скрываемая официальными властями информация о взрыве в Астане, случившемся в конце мая возле изолятора КНБ. По нашим данным, спецслужбы установили, что ранее четырежды судимый 34-летний Сергей Подкосов специально устроился на горнодобывающее предприятие в Экибастузе, чтобы раздобыть взрывчатку. Несмотря на то что Подкосов по национальности был русским, несколько лет назад он принял ислам и стал приверженцем одного из его радикальных направлений. По имеющимся сейчас у спецслужб оперативным данным, целью его визита в Астану было здание центрального аппарата КНБ РК. Взрыв у стен следственного изолятора произошел вследствие допущенной террористом-подрывником технической ошибки. Правда, официально сделать эту информацию достоянием гласности ни власти, ни спецслужбы не торопятся...

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

p.s. К данной новости включена премодерация комментариев.

Поделиться
Класснуть