12484

Сомнений в вине Алиева быть не может

Рахат АЛИЕВ согласился сотрудничать с австрийским следствием в рамках возбуж­денного против него уголовного дела по обвинению в похищении людей с целью их дальнейшего шантажа, а также в убийстве топ-менеджеров Нурбанка Жолдаса ТИМРАЛИЕВА и Айбара ХАСЕНОВА.

Согласие Алиева прокуратуре этой страны передал его адвокат. Об этом вчера нашему корреспонденту по телефону из Австрии сообщила адвокат бюро “Лански, Ганцгер и парт­неры” Анна ЦАЙНТЛИНГЕР (на снимке).
На днях в казахстанских СМИ со ссылкой на австрийские газеты, которые, в свою очередь, ссылались на спикера венской прокуратуры Томаса ВЕЧАЯ, появилась информация, что Казахстан отказался от требования выдать Алиева. Более того, г-н Вечай заявил: “Если Казахстан откажется от экстрадиции, мы могли бы взять это дело под свою ответственность. Следует лишь проверить, возможно ли внутриавстрийское расследование против Алиева”. Тем самым спикер прокуратуры весьма прозрачно намекнул, что уголовное дело в Австрии против Алиева (см. “Вена возбухла!”, “Время” от 13.7.2011 г.) возбуждено не было. Чтобы выяснить, соответствует ли эта информация действительности, мы обратились к г-же Цайнтлингер.

- Действительно ли австрийская прокуратура ожидает официального отказа Казах­стана от экстрадиции Алиева?
- Это неверная информация. Сообщение о том, что прокуратура что-то еще проверяет, чтобы выяснить, возможно ли внутриавстрийское расследование против Алиева, неверно, поскольку австрийская прокуратура имеет на руках все материалы дела и ведет собственное расследование с прошлой недели. Мы по поводу этой статьи уже обращались в Министерство юстиции Австрии за разъяснениями. И получили официальное сообщение: спикер прокуратуры просто был не в курсе событий. Хочу также отметить, что воздержание Казахстана от повторной подачи запроса на экстрадицию Алиева ничем не чревато. Наоборот, это развязало австрийским правоохранительным органам руки.

- А как бы вы могли прокомментировать статью в другом австрийском издании - Der Standard, где говорится: “Если кто-нибудь надеется, что открытие уголовного дела против Рахата Алиева приведет к быстрому разъяснению обвинений в убийстве и похищении, он ошибается. Потому что пока бывший посол Казахстана в Австрии прячется за границей, против него не может быть ни выдвинуто официальное обвинение, ни проведено судебное разбирательство”.
- Мы очень тщательно отслеживаем все пуб­ликации как в казахстанских, европейских, так и в австрийских СМИ. Я не помню, чтобы в Der Standard было написано такое. В той статье говорилось, что “в Австрии нет заочного приговора и заочного предъявления обвинений”. Это действительно так! Но для того, чтобы обеспечить справедливое правосудие, достаточно, чтобы лицо было доступно для следствия и имело возможность защищать свои права, то есть отвечать на вопросы, получать процессуальные документы и так далее. Между тем Алиев в процесс уже вступил. Его адвокат сообщил прокуратуре, что Алиев будет доступен и намерен сотрудничать со следствием. Пресса, как у вас в стране, так и у нас, пишет разные вещи. Но факт остается фактом: заочного приговора у нас нет, но отсутствие лица на территории страны, нахождение его в отпуске не означает, что против него не может вестись следствие. Это абсурд. Поэтому я думаю, что та статья в Der Standard либо была неправильно переведена, либо некоторые фразы были вырваны из контекста.

- В свою очередь, австрийская газета Kurier сообщает, что “в юридических кругах Австрии не исключают, что обвинения против Алиева могли быть сфабрикованы”. Якобы это и послужило причиной для отказа Казахстану в экстрадиции дважды.
- Сомнений в вине Алиева быть не может. В этом могут сомневаться лишь те, кто незнаком с материалами дела. Допустим, тот же австрийский прокурор просто не читал его, а потому выразил опасение, что Алиева в Казахстане преследуют по политическим мотивам. Суд, который рассматривал запрос Казахстана, также не счел нужным ознакомиться с делом и при вынесении решения опирался лишь на мнение прокуратуры. Я не знаю, мнение кого из юридических кругов Австрии приводит Kurier, но этот человек явно не читал материалы дела.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть