20210

Двенадцать друзей Болатбека Есенбаева

Кто из сотрудников Банка развития Казахстана и в каком качестве проходит по уголовному делу о хищении 57 млн. долларов, выданных на развитие Илийского картонно-бумажного комбината?

В минувшую субботу, 23 июля, сразу после появления информации об очередном проблемном проекте БРК - североказахстанском ТОО “Богви”, с которым банк намерен судиться, мы обратились к председателю правления БРК Нурлану КУСАИНОВУ. Нас интересовали имена сотрудников банка, причастных к фиаско двух дорогостоящих проектов - АО “ИКБК” и ТОО “Богви” (см. “Заложники залога”, “Время” от 23.7.2011 г.).
Однако до сих пор на нашу публикацию со стороны руководства БРК не последовало никакой реакции. Мы предполагаем почему: либо Нурлану Жетписовичу нечем крыть, либо он все еще верит в кристальную честность и высокий профессионализм своих подчиненных.
Впрочем, сведения, которыми мы располагаем, свидетельствуют: верить в непогрешимость банкиров, по меньшей мере, наивно.
В среду мы сообщили о том, что, например, в уголовном деле о 57 млн. долларов Банка развития Казахстана, бесследно сгинувших в офшорах, фигурируют предшественник Нурлана Кусаинова Гали ИСКАЛИЕВ и группа его подчиненных (“Картонных дел мастера”, “Время” от 27.7.2011 г.). Всего 12 человек. Хотя за те полтора года, что расследовалось дело о хищении бывшим главой ИКБК Болат­беком ЕСЕНБАЕВЫМ заемных средств банка, мы слышали только две фамилии работников БРК - экс-председателя правления Жаната ЖАКАНОВА и бывшего управдиректора Руслана КИДРИСОВА. Да и эти двое как-то неожиданно исчезли из поля зрения следователей. В итоге всех собак следствие повесило на одного Есенбаева. Но любой здравомыслящий человек понимает: когда деньги берутся не взаймы у соседа до следующей получки, а в банке, заточенном на извлечение прибыли, с многоуровневой системой защиты от потенциальных мошенников, без лояльности высокопоставленных банковских сотрудников не обойтись.

Провальный проект картонного комбината стал настоящей лакмусовой бумажкой, которая показала все уязвимые места Банка развития Казахстана.
Роль руководителей БРК в этом деле и пытались выяснить сотрудники финансовой полиции, но при загадочных обстоятельствах уголовное преследование должностных лиц банка, участвовавших в выдаче невозвратного кредита, было прекращено.
28 июня по эпизоду с хищением свыше 800 млн. тенге заемных средств АО “Инвестиционный фонд КазахстанаБолатбек ЕСЕНБАЕВ, владелец и директор ИКБК, получил 8 лет колонии общего режима с конфискацией личного имущества. А вот эпизод с хищением 57 млн. долларов Банка развития судья Арман ШАМШИЕВ направил на дополнительное расследование. И одним из оснований стало как раз исчезновение из материалов дела следов двух бывших топ-менеджеров БРК - Жаканова и Кидрисова, подозревавшихся первоначально в сговоре с Есенбаевым. Судья в приговоре четко указал на незаконность выдачи кредита и необходимость привлечения за это к уголовной ответственности должностных лиц банка. Кроме того, суд вынес два частных постановления - в адрес Генпрокуратуры и Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью за допущенные при расследовании нарушения.
Спустя почти две недели гособвинитель - представитель Алматинской областной прокуратуры Бахытжан БУКУРОВ - обжаловал судебное решение. В апелляционную коллегию Алматинского городского суда он направил аж три протеста: на чересчур мягкий приговор по эпизоду с ИФК с просьбой назначить Есенбаеву не восемь, а 12 лет лишения свободы; на постановление о возврате на дополнительное расследование эпизода с БРК и на частное определение судьи в адрес Генпрокуратуры.

В прокуратуре не согласны с выводами судьи Шамшиева о том, что многомиллионный кредит был выдан незаконно: дескать, это Есенбаев представлял в банк заведомо подложные документы и тем самым вводил сотрудников БРК в заблуждение! И таких “заблуждающихся” в банке оказалось целых 12 человек, которые все четыре года - с 2005 по 2009-й - “не замечали”, что БРК обворовывают на внушительную сумму.
Кто они, эти “12 друзей Есенбаева”? Гали ИСКАЛИЕВ, который за указанный период успел побывать как вице-президентом банка, так и председателем правления БРК, Жанат ЖАКАНОВ - бывший председатель правления БРК, Руслан КИДРИСОВ - экс-управляющий директор банка, Еркен АКЕНЕВ, выросший с начальника юридического департамента БРК до вице-президента, Канат АЛИБЕКОВ - бывший управляющий директор БРК, Тальмира АУЕЗБАЕВА - бывший управляющий директор БРК, Алексей БЕЛОГЛАЗОВ, работавший начальником управления технического анализа и закупок департамента анализа и мониторинга проектов БРК, Тимур ИЗБАСАРОВ, занимавший пост директора департамента корпоративного развития банка, Алим КЫЗЫЛБАЕВ, работавший главным менеджером БРК. А еще А.И. МУСАИНОВА, Г.С. РАХИМОВА,Г.С. СВЕЧНИКОВ, должности которых выяснить не удалось.
По версии следствия, все эти люди “имели непосредственное отношение к инкриминируемым подсудимым (братьям Есенбаевым. - А. А.) деяниям”. И если уголовные дела в отношении фигурантов Жаканова и Кидрисова финполиция хотя бы возбуждала, а затем неожиданно прекратила, то в действиях остальных 10 человек органы уголовного преследования и вовсе не усмотрели состава преступления. Они были допрошены, но в каком качестве с них снимали показания - нам неизвестно. И всех их, судя по материалам дела, главе ИКБК легко удалось облапошить. Между тем “друзья Есенбаева” - не простые банковские клерки, все они входили в состав правления БРК.

Мы понимаем: когда речь идет о фактически безвозвратном исчезновении более 7 млрд. тенге (57 млн. долларов) государственных средств, сделать вид, что банк был коварно обманут, проще всего. А для сотрудников финансовой полиции и прокуратуры, по всей видимости, такие объяснения выглядели вполне убедительно…
Где логика, господа финполицейские и прокуроры? Неужели Есенбаев был настолько влиятелен, что сам себе кредитные документы подписывал и деньги перечислял, а сотрудники банка выступали в роли безмолвных статистов? Может, он вместо руководства БРК и решение о выдаче себе, любимому, кредита принимал?
Кстати, господин Искалиев в феврале 2009 года, отвечая на вопросы нашей газеты, уверял: вся финансово-хозяйственная отчетность заемщика Есенбаева (впрочем, как и остальных) тщательно проверяется сотрудниками банка на подлинность, в том числе с выездом на место. Выходит, сотрудники банка априори знали, что на самом деле происходит на комбинате? Если это так, то сейчас Гали Искалиев со товарищи вводят в заблуждение и финансовую полицию, и прокуратуру, которые, в свою очередь, этому охотно верят.
Мы уверены: в этом весьма запутанном деле обязательно всплывут и другие любопытные факты, если, конечно, на то будет воля акционеров. Пока ее хватило только на то, чтобы 18 марта 2011 года досрочно прекратить полномочия предыдущего председателя правления Гали Искалиева. Где он находится и кем трудится в данный момент - неизвестно...

Кстати, до прихода в БРК в 2006 году Гали Нажмеденович рулил западноказахстанским региональным инвестиционным центром “Градиент”, единственный владелец которого - акимат Западно-Казахстанской области. То есть в работе с инвестпроектами Искалиев имел большой опыт. Есть еще одно любопытное совпадение: Гали Нажмеденович - сын бывшего главы Западно-Казахстанской области Нажмедена ИСКАЛИЕВА.
Что касается нынешнего главы БРК Нурлана Кусаинова, который на руководящих должностях в банке работает с 2009 года, то он пришел к рулю банка весной этого года тоже не случайно: в первые годы существования БРК Нурлан Жетписович возглавлял в нем управление стратегического планирования. Затем карьера г-на Кусаинова пересеклась с жизненным путем нынешнего вице-премьера - министра индустрии и новых технологий Асета ИСЕКЕШЕВА: оба они в 2002-2003 годах стали советниками министра экономики и бюджетного планирования. А затем, когда Асет Орентаевич занял кресло вице-министра индустрии и торговли, Нурлан Кусаинов попал к нему в подчинение - руководителем специальной группы по вступлению в ВТО. Примечательно, что сейчас именно Асет Исекешев возглавляет совет директоров БРК…
Стало быть, у нас есть основания полагать, что в БРК с момента его создания в 2000 году и до сегодняшнего дня сохраняется преемственность руководства, то бишь чужие там не ходят.

Александра АЛЁХОВА, Алматы,тел. 259-71-96, e-mail:  alyokhova@time.kz

Поделиться
Класснуть