10887

О старом пилоте замолвите слово

Почему авиационные власти страны лояльны к кадровой политике национального авиаперевозчика, самолетами которого управляют иностранные летчики пенсионного возраста?

Недавно в распоряжении редакции оказался весьма любопытный документ - список иностранных пилотов “Эйр Астаны”, датированный маем прошлого года. В нем - минимум 8 летчиков, перешагнувших 60-летний возрастной рубеж.
А это нарушение правил выдачи свидетельств авиационному персоналу, утвержденных в Приложении № 1 к Конвенции о международной гражданской авиации.
В пункте 2.1.10 этого документа четко говорится: командирами (они же первые пилоты) воздушных судов, занятых в международных коммерческих воздушных перевозках, не могут быть лица, достигшие 60-летнего возраста. А по достижении 65 лет по правилам запрещено работать вторым пилотом, а стало быть, “летать” вообще.
Мы обратились в пресс-службу “Эйр Астаны” с официальным запросом.
В частности, нас интересовало, работают ли сейчас, в какой должности и с какого времени в авиакомпании бывшие пилоты американской Delta Air, уволенные в США в связи с достижением пенсионного возраста, - Джозеф ХАРТЛ, Гери ДЕ СПЕЙН, Омар ОЛАФФСОН, Майкл МАЛОНЕ и Льюис ЛЬЮК?
И получили неоднозначный ответ: “Согласно законодательству РК, иностранные пилоты имеют право работать на территории Казахстана до исполнения 65 лет”. Почему перевозчик умолчал о том, в каком качестве работают эти пилоты, остается только догадываться.
Но факт остается фактом: Гери Де Спейну уже исполнилось 66 лет, Омару Олаффсону скоро стукнет 64, а Джозеф Хартл недавно отметил 61-й день рождения.

Дальше - больше. Как выясняется, многочисленный иностранный летный легион “Эйр Астаны”, оказывается, не проходит в Казахстане медицинского освидетельствования, обязательного для получения свидетельства на право управлять самолетом.
По Закону РК “Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации”, принятому в июле прошлого года, все, кто непосредственно связан с выполнением полетов  (пилоты и бортпроводники), обязаны соответствовать строго определенными параметрами требованиям по состоянию здоровья, утвержденным казахстанскими правилами медицинского освидетельствования (статья 54 закона).
На вопрос редакции, адресованный “Эйр Астане”, где именно в Казахстане и как часто проходят медицинское освидетельствование иностранные пилоты, нам ответили: “Иностранные пилоты не имеют права проходить медицинскую комиссию внутри страны (? - Ред.). Они обследуются в специализированных медицинских центрах в соответствии с требованиями их международной летной лицензии. Все иностранные пилоты имеют международную лицензию Федеральной авиационной администрации США (FAA) или Объединенных авиационных властей (JAA). Все обследования они проходят в соответствии с графиком”.
Возникают резонные вопросы: если мы так безоговорочно доверяем сертификатам иностранных государств, то проверяются ли в “Эйр Астане” медицинские документы иностранных летчиков, полученные за рубежом, на их подлинность? И кто допустил к штурвалу тех асов, которым пора на заслуженный отдых? Ведь речь идет о сотнях пассажиров, за жизни которых отвечает экипаж самолета! Где гарантия, что пилоты в возрасте совершенно здоровы?
Кстати, ни в одном законодательном акте мы не нашли нормы, которая бы запрещала иностранным пилотам проходить в Казахстане медицинскую комиссию.

За комментарием мы обратились к директору Медицинского центра гражданской авиации Гульмире ДЮСЕНБАЕВОЙ.
- Что значит “не имеют права”? - недоуменно воскликнула она. - Они обслуживают наших пассажиров, работают в нашей стране, а права не имеют?! Иностранные пилоты действительно не проходят у нас комиссию - только предполетный осмотр. Но мы же не будем их за руку к себе вести, чтобы обследовать! По закону о деятельности авиации наше медицинское заключение является неотъемлемой частью авиационного свидетельства специалиста. Если авиационные власти Казахстана продлевают пилотские свидетельства по медицинскому заключению, полученному за пределами Казахстана, то вопрос не к нам, а в Комитет гражданской авиации.
Звоним инспектору управления по безопасности полетов КГА Минтранскома Даулету ТУРЕАХМЕТОВУ.
По его словам, иностранные летчики, работающие у нас, действительно не обязаны обследоваться в нашей стране, поскольку Казахстан признает свидетельства авиационного персонала, выданные иностранными государствами, если они отвечают требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO).
- А кто-то отслеживает регулярность прохождения ими медицинского обследования за рубежом, а также подлинность заключения иностранных медиков?
- Свидетельства авиационного персонала действуют до истечения срока действия медицинского заключения. Как только они проходят обследование, мы продлеваем им эти свидетельства.

И все-таки невольно вспоминается история с бывшим главным механиком “Эйр Астаны” британцем Мохаммедом БАЛЛУЗОЙ, который совершенно спокойно более двух лет занимался обслуживанием самолетов нашего нацперевозчика, имея на руках липовый диплом авиамеханика (см. “Скользкая “корочка”, “Время” от 8.6.2011 г.). Спрашивается, сложно ли в таком случае подделать медицинское заключение?

Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть