12529

Как масть попрёт

Голова идет кругом от того, как причудливо меняется судьба некоторых павлодарских граждан, задержанных финансовыми полицейскими! Вечером человека берут за взятку или иное коррупционное правонарушение, а ночью он уже чист, невинен и ждет извинений от органов. Подозреваемый - в шоколаде, финполовцы - в роли шутов.
После очередного такого дела начальник департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Павлодарской области Манас САБАНШИЕВ (на снимке) даже решился на неординарный шаг: на днях он попытался, как мог, объяснить журналистам, почему финансовым полицейским бывает трудно разобраться - честный перед ними человек или негодяй. Главный в области борец с коррупцией признался, что они готовы идти на хитрости, именуемые тактической уловкой, лишь бы добиться того, чтобы коррупционер получил по заслугам. Увы, и это не всегда срабатывает.

Но сначала немного истории. Прошлым летом над местным финполом потешался весь Павлодар. В середине июля в центре города огромное количество борцов с коррупцией в форме и штатском, оцепив большую территорию и перекрыв движение по одной из полос, задержали с поличным старшину управления дорожной полиции. По версии финпола, он вымогал у потерпевшего 18 тысяч тенге за то, чтобы скрыть ДТП (см. “Цирк с кокардой”, “Время” от 12.8.2010 г.). На следующий день пресс-служба ДВД сообщила: требуем от ДБЭКП извинений, сержант невиновен и отпущен, потому что 18 тысяч получал в качестве вознаграждения за утерянные документы, которые случайно нашел и решил вернуть в нерабочее время. Спасти профессиональную репутацию финполовцам тогда, как это ни странно, помогла пресса: после того как история старшины просочилась на страницы печати, ею заинтересовалась Генпрокуратура, и сейчас бывший гаишник предстал перед судом. А если бы не огласка, продолжал бы он до сих пор следить за порядком на дорогах и регулярно подбирать потерянные водителями права.
В истории с владельцем Качирского хлебоприемного пункта (ХПП) Канатом ШАЙКЕНОВЫМ, сгноившим в прошлом году урожай пшеницы, принадлежавший 14 крестьянским хозяйствам, все оказалось куда трагичнее. Павлодарские финансовые полицейские возбудили в отношении него уголовное дело после того, как он, растратив хранящееся на ХПП зерно Прод­корпорации, решил возместить недостачу за счет фермеров, у которых взял пшеницу на хранение и не вернул. А чтобы замести следы, остатки зерна попросту оставил гнить во дворе ХПП. Но Шайкенов оказался не так-то прост, в результате против павлодарских финансовых полицейских пошло родное Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Начальника ДБЭКП по Павлодарской области, арестовывавшего склады ХПП, сняли с должности. На замакима области Толегена ЗАКАРЬЯНОВА, распорядившегося отгрузить крестьянам хотя бы остатки добротного зерна, было возбуждено уголовное дело, затянувшееся на год.
Потом, вероятно, ветер поменялся. В июне этого года с Закарьянова были сняты все обвинения “за отсутствием состава преступления”, а Шайкенов вновь оказался под следствием - ДВД области возбудил в отношении него уголовное дело по статье за мошенничество.
Но на номинацию самого загадочного дела претендуют все же не эти истории, а случай с руководителем республиканского наркоцентра. Директор государственного коммунального предприятия получил с доставкой на дом валюту в сумме двух тысяч шестисот евро с пометкой “взятка”, и борцы с коррупцией не смогли доказать, что эти деньги не могут быть его честно заработанной зарплатой.
Напомним, известный павлодарский врач-психиатр, кандидат медицинских наук, руководитель НПО “Врачи против наркотиков” Сергей МОЛЧАНОВ обратился в финполицию с заявлением, что его организация получила грант Евросоюза 176 тысяч евро на реабилитацию нар­команов, находящихся на принудительном лечении. А директор республиканского наркоцентра, с пациентами которого НПО работает уже не первый год, согласился допустить общественников к “своим” наркозависимым за мзду четыре тысячи евро (см. “Реформа мздой накрылась”, “Время” от 7.4.2011 г.).
Полицейские снабдили Молчанова аппаратурой для скрытой аудио- и видеосъемки. При этом борцы с коррупцией, как утверж­дал врач, посетовали, что дать Молчанову казенные деньги для проведения спецоперации не могут, так как не позволяет изменившееся законодательство. И попросили в качестве взятки отдать мздоимцу собственные средства.
Директора отпустили в день задержания. После четырех месяцев доследственной проверки в возбуждении уголовного дела по факту вымогательства денег у Молчанова отказано в связи с “истечением процессуальных сроков проверки”.
- Сначала вы получили от Молчанова записи его переговоров с директором и лишь после этого приняли решение задержать последнего. Значит, в этих записях было свидетельство, что он вымогает взятку. Почему же в результате ничего не удалось доказать? - поинтересовалась я у начальника финансовой полиции области.
- Данное должностное лицо требовало от Молчанова, чтобы с ним был заключен трудовой договор. Молчанов отказался, сообщив, что по уставу это у него не предусмот­рено. И сам предложил директору разовую выплату, на которую тот согласился. Первоначально все это действительно имело вид завуалированной взятки. Если бы требование звучало от директора, то и прокуратура, и суд, и мы сами единогласно приняли бы решение, что в данном случае имеется минимум злоупотребление, максимум - взяточничество. А так… Судьба уголовного преследования определена, в иске Молчанову отказано. Тем не менее мы усматриваем в действиях руководителя госпредприятия ряд коррупционных правонарушений, по которым подготовили представление в Министерство здравоохранения, чтобы согласно закону о коррупции он был освобожден от занимаемой должности.

- А как же быть с личными деньгами Молчанова, которые он по вашей просьбе передал директору и которые теперь должны остаться у чиновника в качестве зарплаты?
- Мы попросили Молчанова говорить, что деньги - его. Это была наша тактическая уловка. На самом деле они государственные и выделялись из специально предусмот­ренных для этого средств, поэтому и останутся у государства.

- Но ведь Молчанов утверж­дал, что снял деньги с собственного счета в Сбербанке России, даже после того, как суд первой инстанции отказал ему в иске, в котором он просил отменить ваше постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по взятке.
- Да, это тоже по нашей просьбе. Мы надеялись, что суд удовлетворит иск Молчанова и отменит все эти наши решения. И в будущем мы получим возможность дальше проверять, расследовать и так далее. Но точка поставлена.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail: ovoronko@mail.kz

Поделиться
Класснуть