11105

Прожжённый ценизм

Почему Казахстан, производя бензина втрое больше своих потребностей, задыхается от топливного дефицита?

Июль 2011 года отозвался на кошельках владельцев дизельных авто весьма плачевно. Еще в начале месяца практически на всех автозаправочных станциях Алматы дизтопливо выдавали только по талонам - за исключением лишь одной из автозаправочных сетей. Там дизель наблюдался в свободной продаже, но по заоблачным ценам - 113 тенге за литр. Вскоре и другие стали накручивать цены. Той же участи подвергся и бензин народной марки Аи-92 - его на автозаправках южной столицы реализовывали по 106-113 тенге за литр.

Министерство нефти и газа, отвечающее за ценообразование, никак не отреагировало на необоснованный скачок цен.
Лишь 26 июля глава Миннефтегаза Сауат МЫНБАЕВ прокомментировал ситуацию.
- Наша предельная цена 102 тенге (на бензин марки Аи-92/93. - Р.Б.) должна быть откорректирована в сторону небольшого увеличения, - заявил он на заседании правительства. - В Казахстане литр бензина этой марки более чем на 20 процентов дешевле, чем в России. Если перевести на казахстанскую валюту, в РФ литр 92-го стоит 134-135 тенге и имеет тенденцию к повышению.
Министр пообещал, что “дисциплина будет налажена очень быстро”.
И не соврал. Буквально на следующий день, 27 июля, министерство распространило сообщение, в котором назывались предельные розничные цены на бензин в августе 2011 года: Аи-92/93 в пределах 106 тенге за литр; Аи-80 - 86 тенге; стоимость дизельного топлива не должна превышать 90 тенге за литр. Сейчас дефицита топлива не наблюдается и цены практически на всех АЗС одинаковы, но что будет в сентябре?
- Этот вопрос очень сложный, - считает заслуженный нефтяник Казахстана Надир КАРИМОВ. - Это минусы капитализма, его болезни. Основной принцип капитализма: как хочешь, так и зарабатывай. Хочешь - честным путем, хочешь - нечестным. В летнее время, когда начинается уборочная кампания, нефтеперерабатывающие заводы встают на текущий ремонт. В советские годы с директора завода сняли бы голову за то, что он ремонтируется во время уборочной кампании. Но сейчас заводами владеют в той или иной степени иностранцы, а мы им не можем диктовать свои условия. Этим активно пользуются спекулянты. Когда  НПЗ встают на ремонт, спекулянты начинают реализовывать топливо из своих резервуаров по той цене, которая им выгодна. Президент дает указ держать цены, а они - за свое. Те, у кого нет возможности приобрести топливо по высоким ценам, начинают шуметь, шум доходит до власти. А власть начинает придумывать меры, но волна уже пошла, и ее не остановить. Эта игра  бесконечна. В прошлом году мы добыли 80 млн. тонн нефти, то есть перекрыли свои потребности в три раза. Но львиная ее доля уходит на экспорт.

- Где же выход?
- Руководство страны должно обязать все компании с госучастием, которые добывают нефть (скажем, тот же “КазМунайГаз”), полностью загрузить мощности всех трех казахстанских заводов своим сырьем, а полученные нефтепродукты распределять по всем регионам в зависимости от потребностей. То есть государство должно принимать непосредственное участие в реализации нефтепродуктов, чтобы исключить любое участие посредников.

- Следует ли ожидать очередного повышения цен на ГСМ в сентябре?
- Если правительство будет подходить к этому вопросу так же, как и в предыдущие годы, то непременно.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА Алматы

Поделиться
Класснуть