8207

Гульбара Толомушова, киргизский кинокритик: О любви, молодежи и шизофрении…

Помните анекдот про студента, который выучил только один билет и все экзаменационные вопросы сводил к эксклюзивному ответу: “Рыбы не имеют ног, а если бы имели, то могли быть парнокопытными. Итак, парнокопытные...”? Киновед из Кыргызстана Гульбара ТОЛОМУШОВА (на снимке) отвечает на вопросы примерно в том же стиле.
Спросишь про казахское кино - получишь ответ про кино киргизское. Впрочем, кто сказал, что такая киргизоцентричная модель мироустройства не имеет права на жизнь? Позитивное самоощущение - самый важный принцип для полноценного существования, это вам любой психотерапевт скажет. А уж кинематографист тем более.

С Гульбарой мы познакомились на кинофестивале “Звезды Шакена”, где она так отстаивала честь киргизского кино, будто ей (чести) что-то угрожало. Между тем программа из соседней страны была весьма насыщенной и интересной, и, судя по напору идей, будущее кинематографа родины Чингиза АЙТМАТОВА в надежных горячих руках.

- Как вам фестиваль?
- Мне очень нравятся “Звезды Шакена” и команда фестиваля. В течение года я часто заезжаю в офис форума, привожу наши фильмы на отбор. Мне нравится, что конкурсные программы стабильно очень сильные, и сам факт включения того или иного нашего фильма в конкурс означает, что он был отобран из большого количества достойных зарубежных картин и по своим художественным качествам стоит с ними на одном уровне. Кстати, после победы проекта “Страна и государство” на “Звездах Шакена” в Бишкеке прошло чествование группы создателей, на котором присутствовала представитель администрации президента Розы ОТУНБАЕВОЙ. А Асель ЖУРАЕВА (“Колыбель счастья”) на одной из презентаций в Доме кино Бишкека получила премиальные за победу в секции “Студенческое кино” в Алматы. Вот как у нас поощряют победителей “Звезд Шакена”!

- Понятно. А как вам наши новые фильмы?
- Считаю, что в анимации вам равных нет в Центральной Азии. Надеюсь, что на “Евразии” увижу новые полнометражные казахские фильмы и получу много впечатлений. В полнометражном жанровом кино казахи вообще - первые в регионе. Очень рада, что фильм “Солнечные дниНаримана ТУРЕБАЕВА включен в конкурс Локарно. В прошлом году его проект стал победителем программы “Открытые двери МКФ Локарно”, и мы искренне радовались победе казахского режиссера. Замечу, что фокус на Центральную Азию там был наведен после второго фестиваля авторского кино-2009 в Кыргызстане.

- Чего, по-вашему, не хватает нам, чтобы на международных фестивалях появилась программа “Феномен казахского кино”, как это случилось с киргизским на “Звездах Шакена?”.
- Мне кажется, вашим молодым режиссерам не хватает личного, собственного взгляда на действительность. Наши молодые режиссеры общались с вашими и сказали мне: мол, казахские ребята удивлялись разнообразию тем, сюжетов киргизского кино. И самое главное - ваших ребят поразил факт авторского, независимого подхода к созданию фильма у нас.

- А почему, как вы думаете, нашей молодежи не хватает суверенитета во взглядах?
- Мне кажется, что здесь важны ориентиры, векторы развития. Наши молодые внимательно следят за ходом развития отечественного кино. Не пропускают ни одного заявления лидеров арт-хауса. В концепции развития киргизского кино, предложенной группой “10+” в 2004 году, четко сказано: “Киргизия - территория авторского кино”, и на всех наших конференциях, дис­куссиях, форумах мы постоянно обсуждаем ситуацию в нашем киноискусстве. Даже в апреле прошлого года, когда страна гудела, мы сидели в Союзе кинематографистов и обсуждали дальнейшие пути развития кинематографа. Еще до апреля прошлого года мы были разделены на два лагеря: приверженцы авторского кино и последователи нормального, коммерческого мейнстрима. Теперь первенство в руках арт-хаусников. Коммерческое кино большого формата практически отсутствует, его заменило кино класса “Б”.

Кинематографистов в КР сейчас стало очень много, с нами считаются, сейчас даже профессия кинокритика в Киргизии стала модной.

- У нас тоже сейчас модно снимать кино. Но, видимо, природа этих трендов все-таки разная?
- Не знаю про казахов, но про киргизов всегда думала, что проявить себя, заявить на весь мир они смогут только через творчество. Самолеты и машины мы не производим, в футбол даже узбекам проиграли (0:3!!!). Но петь, сочинять, рисовать и рукодельничать любим, и у нас это хорошо получается. Поэтому сейчас все рвутся снять фильм любой ценой, иногда даже не имея никакого представления о кино…
Только что мне пришло письмо: “Хочу начать фильм о любви,  Бишкеке, молодежи, шизофрении (выделено мной. - Т.Б.), предположительное название “Огни города 312”. Фильм полнометражный. Нужна помощь, так как не профессионал. Мне нужна команда и помощь в поисках спонсоров и реквизитов. И главное - мне нужна съемочная аппаратура: фотоаппарат full HD и другое”.

- Давайте отвлечемся от кино. В новостях показывали демонтаж памятника на центральной площади в Бишкеке. Вроде бы у вас культурный фронт весьма продвинутый, а грабли все те же.
- Эту “женщину”, как стало принято у нас с недавних пор называть статую Свободы, винят во всех грехах последних 12 лет. Но памятники не исчезают - им находят новое место где-нибудь в Бишкеке. Кстати, небольшая группа молодых активистов пыталась провести митинг несогласия с демонтажом, но их разогнали. У нас же страсть к всевозможным переделкам, перестройкам, перекомпоновкам - мы Конституцию успели за 20 лет несколько раз переписать, скоро появится четвертый президент! У нас все главные, все продвинутые, все передовые, все начальники...

- Проект “Страна и государство”, весьма критичный по отношению к власти, в Казахстане невозможен по определению. Но положа руку на сердце - вы бы согласились променять свое кино на наше спокойствие и достаток?
- Я уже давно мечтаю все бросить и зажить размеренной жизнью. Но есть один важный собственный проект, который я должна реализовать. Тогда, возможно, успокоюсь. Нам, киргизам, всем надо успокоиться. У нас в почве нет йода, мы должны принимать специальные добавки, чтобы меньше бузить на митингах (смеется)…
Но, с другой стороны, это классно, что мы такие активные, стремимся к чему-то, пока не ясному, четко не сформулированному, пытаемся его осмыслить не то что на ходу, а на бегу.

К сожалению, никто “сверху” не подумал, чтобы разработать за нас стратегическую программу развития до 2030 года. Поэтому мы такую программу разрабатываем все вместе…

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото автора, Алматы

 

С Гульбарой мы познакомились на кинофестивале “Звезды Шакена”, где она так отстаивала честь киргизского кино, будто ей (чести) что-то угрожало. Между тем программа из соседней страны была весьма насыщенной и интересной, и, судя по напору идей, будущее кинематографа родины Чингиза АЙТМАТОВА в надежных горячих руках.
- Как вам фестиваль?
- Мне очень нравятся “Звезды Шакена” и команда фестиваля. В течение года я часто заезжаю в офис форума, привожу наши фильмы на отбор. Мне нравится, что конкурсные программы стабильно очень сильные, и сам факт включения того или иного нашего фильма в конкурс означает, что он был отобран из большого количества достойных зарубежных картин и по своим художественным качествам стоит с ними на одном уровне. Кстати, после победы проекта “Страна и государство” на “Звездах Шакена” в Бишкеке прошло чествование группы создателей, на котором присутствовала представитель администрации президента Розы ОТУНБАЕВОЙ. А Асель ЖУРАЕВА (“Колыбель счастья”) на одной из презентаций в Доме кино Бишкека получила премиальные за победу в секции “Студенческое кино” в Алматы. Вот как у нас поощряют победителей “Звезд Шакена”!
- Понятно. А как вам наши новые фильмы?
- Считаю, что в анимации вам равных нет в Центральной Азии. Надеюсь, что на “Евразии” увижу новые полнометражные казахские фильмы и получу много впечатлений. В полнометражном жанровом кино казахи вообще - первые в регионе. Очень рада, что фильм “Солнечные дни” Наримана ТУРЕБАЕВА включен в конкурс Локарно. В прошлом году его проект стал победителем программы “Открытые двери МКФ Локарно”, и мы искренне радовались победе казахского режиссера. Замечу, что фокус на Центральную Азию там был наведен после второго фестиваля авторского кино-2009 в Кыргызстане.
- Чего, по-вашему, не хватает нам, чтобы на международных фестивалях появилась программа “Феномен казахского кино”, как это случилось с киргизским на “Звездах Шакена?”.
- Мне кажется, вашим молодым режиссерам не хватает личного, собственного взгляда на действительность. Наши молодые режиссеры общались с вашими и сказали мне: мол, казахские ребята удивлялись разнообразию тем, сюжетов киргизского кино. И самое главное - ваших ребят поразил факт авторского, независимого подхода к созданию фильма у нас.
- А почему, как вы думаете, нашей молодежи не хватает суверенитета во взглядах?
- Мне кажется, что здесь важны ориентиры, векторы развития. Наши молодые внимательно следят за ходом развития отечественного кино. Не пропускают ни одного заявления лидеров арт-хауса. В концепции развития киргизского кино, предложенной группой “10+” в 2004 году, четко сказано: “Киргизия - территория авторского кино”, и на всех наших конференциях, дис­куссиях, форумах мы постоянно обсуждаем ситуацию в нашем киноискусстве. Даже в апреле прошлого года, когда страна гудела, мы сидели в Союзе кинематографистов и обсуждали дальнейшие пути развития кинематографа. Еще до апреля прошлого года мы были разделены на два лагеря: приверженцы авторского кино и последователи нормального, коммерческого мейнстрима. Теперь первенство в руках арт-хаусников. Коммерческое кино большого формата практически отсутствует, его заменило кино класса “Б”.
Кинематографистов в КР сейчас стало очень много, с нами считаются, сейчас даже профессия кинокритика в Киргизии стала модной.
- У нас тоже сейчас модно снимать кино. Но, видимо, природа этих трендов все-таки разная?
- Не знаю про казахов, но про киргизов всегда думала, что проявить себя, заявить на весь мир они смогут только через творчество. Самолеты и машины мы не производим, в футбол даже узбекам проиграли (0:3!!!). Но петь, сочинять, рисовать и рукодельничать любим, и у нас это хорошо получается. Поэтому сейчас все рвутся снять фильм любой ценой, иногда даже не имея никакого представления о кино…
Только что мне пришло письмо: “Хочу начать фильм о любви,  Бишкеке, молодежи, шизофрении (выделено мной. - Т.Б.), предположительное название “Огни города 312”. Фильм полнометражный. Нужна помощь, так как не профессионал. Мне нужна команда и помощь в поисках спонсоров и реквизитов. И главное - мне нужна съемочная аппаратура: фотоаппарат full HD и другое”.
- Давайте отвлечемся от кино. В новостях показывали демонтаж памятника на центральной площади в Бишкеке. Вроде бы у вас культурный фронт весьма продвинутый, а грабли все те же.
- Эту “женщину”, как стало принято у нас с недавних пор называть статую Свободы, винят во всех грехах последних 12 лет. Но памятники не исчезают - им находят новое место где-нибудь в Бишкеке. Кстати, небольшая группа молодых активистов пыталась провести митинг несогласия с демонтажом, но их разогнали. У нас же страсть к всевозможным переделкам, перестройкам, перекомпоновкам - мы Конституцию успели за 20 лет несколько раз переписать, скоро появится четвертый президент! У нас все главные, все продвинутые, все передовые, все начальники...
- Проект “Страна и государство”, весьма критичный по отношению к власти, в Казахстане невозможен по определению. Но положа руку на сердце - вы бы согласились променять свое кино на наше спокойствие и достаток?
- Я уже давно мечтаю все бросить и зажить размеренной жизнью. Но есть один важный собственный проект, который я должна реализовать. Тогда, возможно, успокоюсь. Нам, киргизам, всем надо успокоиться. У нас в почве нет йода, мы должны принимать специальные добавки, чтобы меньше бузить на митингах (смеется)…
Но, с другой стороны, это классно, что мы такие активные, стремимся к чему-то, пока не ясному, четко не сформулированному, пытаемся его осмыслить не то что на ходу, а на бегу.
К сожалению, никто “сверху” не подумал, чтобы разработать за нас стратегическую программу развития до 2030 года. Поэтому мы такую программу разрабатываем все вместе…
Тулеген БАЙТУКЕНОВ,
фото автора, Алматы
Поделиться
Класснуть