9149

Рост налогов на богатых бьёт по бедным

Экономическая ситуация в США не отразится негативно на казахстанской экономике. Так считает известный экономист и общественный деятель Мухтар ТАЙЖАН (на снимке), который на днях вернулся из Штатов, где провел целый месяц. О последних трендах мировой экономики он рассказал в интервью нашему корреспонденту.

- В июле 2011 года валовые резервы Национального банка Казахстана составили около 37 млрд. долларов. В то же время в июле США оказались на пороге технического дефолта. За всю историю Америки подобное случалось уже четырежды, после чего экономика показывала рост. Что же будет на этот раз? И как эта ситуация отразится на Казахстане?
- Технический дефолт - это не банкротство, а формальная невозможность страны ответить по своим обязательствам. Серьезная ли это проблема для американской экономики? Думаю, нет. Сегодня 65 процентов золотовалютных запасов стран мира содержатся именно в долларах. То есть эти доллары в любом случае будут обменены на товары или услуги именно на территории США. Почему другие страны делают ставки на американский доллар? Потому что они уверены: в США всегда будут ликвидные товары или услуги. Ведь сегодня Штаты - технологический авангард мира. Поэтому настоящего банкротства в США в ближайшем будущем не ожидается. Кстати, 40 процентов госдолга этой страны составляет внутренний долг - перед Федеральной резервной системой (ФРС), банками, трастовыми фондами и т.д. 30 процентов долга приходится на Китай и примерно 25 процентов - на Японию.

Почему конгресс США тянул с увеличением планки внешнего долга США? Это же так просто! Многие страны так делают. Допустим, долг Великобритании сравним с ее ВВП, госдолг Японии - 220 процентов от ее ВВП, в Европе есть страны, где внешний долг составляет 120, 160 процентов от ВВП. Но это не выход из ситуации. Именно поэтому республиканцы предлагали снизить расходы на оборону, медицинское страхование, финансирование гос­компаний и т.д. У них с госкомпаниями такие же проблемы, что и у нас: госкомпании во всем мире убыточны и нуждаются в дотациях. Демократы же, наоборот, не хотели сокращать расходы, а предлагали увеличить налоги на богатых. Кто прав? На мой взгляд, республиканцы. Увеличение налогов приводит к замедлению экономического роста и сокращению рабочих мест. В результате от роста налогового бремени богатых страдают бедные. Республиканцы победили в этом споре: в США принята программа, согласно которой расходы бюджета должны быть сокращены на 2,1 трлн. долларов. Из них 900 млрд. сокращаются уже сейчас. Кроме того, создана совместная комиссия из республиканцев и демократов, которая должна сократить расходы еще на 1,5 трлн. долларов. Если эта комиссия не придет к консенсусу, автоматически включается программа по сокращению расходов в будущем на 2,1 трлн. Поэтому я считаю, что США встали на путь оздоровления экономики, а значит, не представляют угрозы ни для мировой, ни для казахстанской экономики.

- От кого же тогда исходит опасность?
- От Европы. В отличие от США Старый Свет не осознал необходимости снизить государственные расходы. Греция, например, не выполнила этого требования Евросоюза.

- Как все эти тренды отразятся на казахстанской экономике?
- Мы должны извлечь из всего этого урок: нельзя допускать больших государственных расходов - это инфляционное действие. Чем больше денег в экономике, тем выше инфляция, а значит - тем больше страдает бедная часть населения. Давайте посмотрим, какие у нас госрасходы? Точно такие же бестолковые, как и во всем мире. Наши госпредприятия точно так же остаются дотационными. Сегодня в Казахстане 116 акционерных обществ с участием государства, из них 51, по данным Счетного комитета, убыточно. Или другой пример: Банк развития судится с картонным комбинатом, руководство которого разбазарило государственные деньги. Там нет ни оборудования, ни денег, ни проекта. Сюда же надо включить покупку АО “Казмунайгаз” румынской компании “Ромпетрол”. Эта компания генерирует убытки в несколько сотен миллионов долларов ежегодно. На такие деньги мы могли бы все три наших НПЗ полностью модернизировать! Поэтому АО “Казмунайгаз” неделю назад заняло еще миллиард долларов на внешних рынках. И таких примеров - масса. Госрасходы у нас бестолковые, потому что наши чиновники своей шкурой не рискуют. Чиновник же не отдает в залог свое личное имущество, когда осваивает бюджетные деньги! Еще одна наша проблема - государство пытается регулировать цены административными мерами. В рыночных отношениях это недопустимо.

- И во всем этом виновато правительство?
- У нас правительство с обществом никак не связано. Министры не хотят общаться с журналистами, убегают от них. На Западе такого быть в принципе не может. Убегать от журналистов - то же самое, что убегать от общества, от народа. У нас пребывание акима в должности зависит не от того, как он работает, а от того, в каких отношениях он со своим “агашкой” и в силе ли этот “агашка”. В итоге у него нет никакого стимула работать! По этой же причине никто не интересовался мнением народа, нужно ли Казахстану вступать в Таможенный союз. У нас, к сожалению, еще многие не осознают, к чему приведет Таможенный союз и создание Единого экономического пространства. ТС вовсе не является обязательным условием для нормальных торговых отношений с Россией. Я вообще не понимаю, зачем мы вступили в эту организацию! У нас же практически нет собственных товаропроизводителей - значит, нам некого защищать высокими “забралами” таможенных пошлин. Фактически, вступив в ТС, мы стали защищать российского производителя! И лишились самостоятельной внешнеторговой политики. Хороший пример: весной министр АЙТЖАНОВА подала заявку в Таможенную комиссию о снижении пошлин на овощи, так как у нас цены взлетели. Заявка была удовлетворена, но только к августу. Какой в этом смысл? Нужно жить своим умом. А после входа в ЕЭП мы лишимся самостоятельности и во внутренней экономической политике - в сельском хозяйстве, госзакупках, антимонопольной политике. Мы уже не сможем ничего сами решать без одобрения Москвы. Скоро на наших внешних границах будут стоять российские таможенники - в качестве наблюдателей. Ни в одной стране мира такого нет. В том же Евросоюзе страны априори доверяют друг другу...

- Мухтар, чего ожидать казахстанцам до конца года?
- К сожалению, я не вижу никаких оснований для оптимизма по поводу экономической ситуации в Казахстане, потому что сегодня в стране нет реальной экономической политики. У нас сейчас царит гигантомания. Нашему чиновнику легче запустить пять огромных проектов, нежели пять тысяч мелких. Это обусловлено тем, что огромные проекты сложнее контролировать: каждый может просчитать, во что обойдется построить забор. А кто скажет, сколько стоит завод? Поэтому на такие проекты закладываются огромные средства, которые потом используются как минимум неэффективно. А с мелкими проектами все намного сложнее, здесь нужно работать. Но здоровая экономика - это вам любой экономист скажет - держится именно на малом бизнесе.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть