6956

Своя песня

За три года существования они стали настоящей отечественной фишкой - без этнического ансамбля “Туран” не обходится ни день рождения Астаны, ни курултай тюрок, ни дни казахстанского кино в Голливуде. Пятеро молодых артистов умеют превратить древние традиции в шоу и при этом не потерять аутентичности.

Еще во время учебы в консерватории они нашли друг друга и поняли, что настроены на одну волну. Им интересно экспериментировать с этнической музыкой, и они знают, как можно сделать из этого красивое зрелище. В то время уже гремела группа “Улытау”, соединившая рок-звучание с домброй, появились Magic of Nomad с их джазовым прочтением древних мотивов. Турановцы решили сделать ставку на историческую точность и красочное представление. Потому что интересно было достучаться до ровесников, которых домброй с чапаном не удивишь. Желание ребят с консерваторским образованием вернуть слушателей к корням означало нечто большее, чем точное воспроизведение мелодий и стиля исполнения.
- Нам повезло, что мы получили очень серьезные знания именно по истории и традициям тюрок, - рассказывает лидер группы Абзал АРЫКБАЕВ. - Без этого исполнять народную музыку невозможно. А нам хотелось найти пластику, придумать костюмы. Причем чтобы это было не просто действо в шаманском духе, а очень точное в деталях послание зрителю.

- Вас не упрекают в излишней шаманизации?
- Да, после самой популярной нашей композиции “Баксы” нам стали говорить, что мы заигрываемся и переходим все границы. А мы просто стараемся быть максимально достоверными, показывая историю народа. Многие сейчас ополчились против шаманства и всего, что связано с ним, забывая, что это и есть наша исконная традиция, потому что казахи - тенгрианцы. Казахстан сейчас усиленно исламизируется, и мы сами пока не осознаем, в какую проблему это может превратиться в уже близком будущем. Почему-то наш народ очень легко попадает под влияние, в общем-то, чужого нам арабского мира. Считается, что если принял ислам - значит, настоящий казах. Посмотрите, сколько девушек в хиджабах появилось на улицах Алматы! Но наши традиции и культура не в этом - принятие ислама, скорее, означает отказ от корней. Если мусульманин говорит, что он раб божий, то тенгрианец называет себя сыном божьим…

- Кто придумывает вам костюмы?
- Первые костюмы мы сами придумали. За мехами ездили в аул и покупали у охотников шкуры зверей. Потому что костюм сильно помогает нам, исполнителям. Например, был такой случай, когда организаторы выступления в Астане поставили нам условие: хотите сыграть перед президентом - наденьте смокинги. Мы сняли звериные шкуры, облачились в смокинги, но исполнили композиции примерно так, как ученики на экзамене, а не как артисты. Так что одежда очень важна.  

- Как вы думаете, публику, которая тусуется в ночных клубах, можно зацепить этнической музыкой?
- Мне сложно сказать, потому что никто из нас не был в ночном клубе. Нам просто неинтересно тратить на это время - и так много дел. Музыка для нас и работа, и самое большое увлечение. Так что, если есть время, мы предпочитаем собраться и поимпровизировать.

- Молодость проходит, вам же нечего будет вспоминать!
- На самом деле, у нас очень бурная молодость, о такой можно только мечтать: мы никогда не задерживаемся в Казахстане больше чем на два месяца. Разве это не самое интересное для музыканта - быть востребованным?

- Как за границей воспринимают народную музыку?
- Гораздо лучше, чем на родине. Европейцы и американцы уже объелись попсой, джазом, рок-музыкой. Сейчас самый большой интерес у них вызывают как раз этнические мотивы. Нам часто говорят: “Вы, казахи, счастливый народ, потому что сохранили свои корни, свою традиционную музыку”. Обидно, что наша молодежь задурманена попсой и ничего, кроме нее, не видит.

- Во время бесконечных по­ездок чувствуете себя настоящими кочевниками?
- О да! Мы любим новые города, вот только за границей очень часто остаемся голодными. У них и супчики больше похожи на тюрю, мяса вдоволь не поешь - все какие-то гамбургеры и хот-доги. Приходится искать китайский квартал, чтобы поесть как следует.

- Народные исполнители пели не только про любовь-морковь, но и про то, что, к примеру, сейчас пишут в газетах. Вы не готовы соперничать с рэперами и говорить на злободневные темы?
- На нашем втором диске, который выйдет уже в сентябре, есть композиция на слова Сапарбаева, там звучит призыв: “Тюрки! Давайте объединимся!”. Что может быть современнее?

На снимке: Максат Медеубек, Бауыржан Бекмуханбетов, Корлан Картенбаева, Серик Нурмолдаев, Абзал Арыкбаев. Они играют на сыбызгы, шанкобызе, саз-сырнае, шертере, жетигене, шінкилдеке, домб­ре, кыл-кобызе. Абзал Арыкбаев к тому же владеет древнейшим искусством горлового пения.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото из архива группы “Туран”

Поделиться
Класснуть

Свежее