27384

Большая утечка

Высокопоставленные сотрудники органов нацбезопасности снабжали совершенно секретной информацией криминалитет.

Ко многим вещам в этой жизни у наших спецслужб подход весьма избирательный. Особенно к государственным и служебным секретам. Так, например, журналист и редактор Рамазан ЕСЕРГЕПОВ схлопотал 3 года колонии общего режима за публикацию информации о том, что чекисты Южного Казахстана без всяких санкций запросто прослушивают телефонные разговоры частных лиц. Не такую уж и тайну он выдал общественности - и без него многие наблюдательные люди были в курсе того, что телефоны иногда прослушиваются.
Между тем, подвергая журналистов репрессиям за разглашение подобной информации, отдельные представители спецслужб, как выяснилось, совсем даже не брезгуют снабжать секретами криминалитет, контрабандистов или религиозных экстремистов-фанатиков.
Вот, например, какие интересные факты всплыли совсем недавно в так называемом хоргосском деле.

Как мы уже писали, это громкое расследование позволило пресечь многолетний и широкомасштабный контрабандный трафик грузов через казахстанско-китайскую границу, осуществляемый крупной преступной группировкой, которую прикрывал ряд высокопоставленных чинов таможни и КНБ. В список подозреваемых в “крышевании” контрабанды вошли начальник таможенного поста “Хоргос” Бахытжан АЙДАРОВ, начальник таможенного департамента Алматинской области полковник Курманбек АРТЫКБАЕВ, замначальника департамента КНБ по Акмолинской области полковник Бахытбек КУРМАНАЛИЕВ, начальник одного из управлений 4-го департамента КНБ РК подполковник Ирлан АБДРАХМАНОВ и начальник 5-го департамента КНБ РК Талгат ЖАКАЕВ. Трое последних среди работающих на границе предпринимателей и контрабандистов были известны под кличками Капиш, Шаман и ТЖ. Все они сейчас арестованы и находятся в следственном изоляторе.
Роль этих персон в нелегальной деятельности на границе стала проявляться после задержания и доставки в Казахстан двух лидеров ОПГ - Талгата КАИРБАЕВА по кличке Аулие (Святоша) и Бахыта ОТАРБАЕВА скрывавшихся на курортах Арабских Эмиратов. Именно тогда стало известно, что высокопоставленные силовики не просто “крышевали”, но и снабжали контрабандистов необходимой служебной информацией, сообщали сведения оперативного характера, заблаговременно предупреждали о планируемых их ведомствами мероприятиях на границе. В общем, делали все, чтобы их криминальные подопечные ни при каком раскладе не попали в поле зрения правоохранительных органов. И когда началась операция по обезвреживанию членов ОПГ, именно покровители из спецслужб предупредили их об опасности и дали возможность скрыться.
Сейчас уже известно, что Каирбаев и Отарбаев дали исчерпывающие показания о том, как в апреле этого года с ними связались сотрудники КНБ Курманалиев и Абдрахманов, предупредили о готовящейся финполом операции и сказали, чтобы все, кто причастен к контрабанде грузов из Китая, уезжали за границу. В этих телефонных разговорах названные выше сотрудники КНБ перечисляли по именам и кличкам всех участников ОПГ, которым, по их мнению, следовало скрыться, а также интересовались, успели ли контрабандисты уничтожить так называемую черную кассу. Кроме того, судя по имеющимся свидетельствам Каирбаева и Отарбаева, именно эти сотрудники КНБ обеспечили им беспрепятственный переход через казахстанско-киргизскую границу в Бишкек, отъезд оттуда в КНР, а затем в Эмираты. Благодаря их помощи Каирбаеву и Отарбаеву удалось пересечь несколько границ, хотя обоих лидеров ОПГ уже вовсю искали казахстанские правоохранительные органы, а ориентировки на них были разосланы во все концы света.
А еще при обыске в доме Талгата Каирбаева была найдена флешка -
электронный носитель, на которой оказалась секретная и совершенно секретная информация об оперативных разработках органов национальной безопасности на таможенных постах “Хоргос” и “Калжат”. Рапорты, приказы, служебные справки, причем как раз с упоминанием тех оперативных мероприятий, которые разрабатывались, утверждались либо осуществлялись под руководством или при участии полковников КНБ Курманалиева, Жакаева и подполковника Абдрахманова.
Кстати, своими специфическими возможностями эти работники спецслужб пользовались беспредельно. Например, они совершенно официально, через Минюст, завели на себя, любимых, по второму загранпаспорту на вымышленные имена и фамилии. В результате Талгат Жакаев стал еще и Жаксыбаевым Темиржаном Оразхановичем, а Ирлан Абдрахманов - Абдыкалыковым Ержаном Куатовичем. Такими же “ксивами” они снабдили и своих жен. И активно пользовались ими, неоднократно летая по ним из Астаны в Алматы на конспиративные встречи с членами ОПГ. Понятное дело, что ребята играли в штирлицев не просто ради развлечения - при необходимости они без труда могли бы с такими документами бесследно раствориться, найдя приют в любой точке земного шара. Почему не сбежали? Скорее всего, не думали, что за них возьмутся настолько серьезно.
Согласитесь, уже одно то обстоятельство, что обычные оперативные сотрудники КНБ (хотя и высокопоставленные, но не из разведки, а из подразделений по борьбе с коррупцией) вот так запросто могли создать себе документированную легенду, говорит о порядках, царящих сегодня в отечественных органах нацбезопасности.
Справедливости ради стоит сказать, что не только “хоргосское дело” отмечено подобными шпионскими страстями.
Некоторое время назад и сами органы госбезопасности выявили в погранвойсках вопиющий случай нарушения режима секретности. Так, в региональном погрануправлении “Шыгыс” проверяющие обнаружили утечку секретной информации в бытность там начальником генерал-майора Шынтаса УТЯПОВА. Оказалось, что некий вольнонаемный служащий по фамилии Орлов беспрепятственно выносил за пределы управления электронные носители информации - служебный ноутбук и 4 флеш-карты, на которых хранились сведения с литерой “М” - секретно. Хранящиеся на этих носителях сведения непосредственно касались установленного порядка охраны границы, электронных систем охраны, была и прочая служебная информация, небезынтересная для тех, кто желал бы нелегально пересечь границу. Оказалось, что вышеназванный Орлов действует по личному распоряжению самого начальника погрануправления, поэтому офицерам было приказано не препятствовать ему, а всячески помогать, поскольку тот пишет генералу Утяпову диссертацию на соискание ученой степени. При проверке выяснилось, что секретную информацию “научный консультант” генерала неоднократно отправлял по электронной почте на различные адреса как в ближнее, так и дальнее зарубежье. Кому и с какой целью - сейчас можно только гадать. Но пользовался Орлов зачастую специальным интернет-каналом погранслужбы, куда также имел доступ по приказу генерала.
А недавно, по нашим сведениям, КНБ и МВД в ходе совместной операции взяли группу религиозных экстремистов. Так вот при обыске у них нашли компьютеры. Жесткие диски они затерли, но до конца уничтожить информацию не смогли. Потом специалисты-компьютерщики выяснили, что диски содержали ряд внутренних документов КНБ - справки, отчеты об оперативных мероприятиях, рапорта о внедрении в среду религиозных радикалов агентов…

Понятно, что описанные здесь факты утечки совершенно секретной информации порождают у нас много вопросов к нынешнему руководству органов нацбезопасности.
Однако мы осознаем, что шансов получить исчерпывающие ответы у нас мало. Не жалуют журналистов работники плаща и кинжала. Мы же не контрабандисты какие-нибудь и не главари криминалитета, а самые обычные добропорядочные граждане…

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть