42566

Садо МАХМАХАНОВ: Нашу семью “заказали”

11 августа возле редакции газеты “Время” были задержаны четверо молодых людей. Один из них Магомед МАХМАХАНОВ - представитель большой семьи Махмахановых, оказавшейся в эпицентре трагических событий весны 2007 года в поселках Казатком и Маловодное Алматинской области. Как сообщили нам полицейские, при обыске у него нашли героин. (см. “Спецназ - возле нас”, “Время” от 13.8.2011 г.) Между тем родные Магомеда утверждают, что героин был ему подброшен. Мы полагаем, что, поскольку точка в этом деле еще не поставлена, каждая из сторон имеет право высказать свое мнение. Хотя редакция газеты “Время” некогда уже обозначила свою позицию по поводу тех событий (см. “Казатком: час суда”, “Время” от 1.12.2007 г.), мы, следуя принципу плюрализма мнений, решили дать одному из братьев Махмахановых - Садо МАХМАХАНОВУ (на снимке) возможность объясниться.

- Садо Элсаевич, какое отношение Магомед Махмаханов имеет к вашей семье?
- Он наш родственник. В вашей газете сообщалось, что Магомед не имеет отношения к трагедии, произошедшей в марте 2007 года. Это не верно. Его тогда использовали те, кто затеял против нас это зверство: Магомед для них был просто орудием. Вы, наверное, читали, что тогда писали СМИ: мол, началось с того, что подрались Тахир МАХМАХАНОВ и Бекжан САЛИМБАЕВ. Это искажение действительности. Драка в бильярдной была не случайностью, а провокацией, и готовилась она несколько месяцев. Для нас очевидно, что и эта история с подброшенным героином и задержанием нашего родственника - очередная, хорошо спланированная, провокация с далеко идущими целями. За всем этим стоят те же, кто организовал расправу над нашей семьей в 2007 году.

- Какова роль Магомеда Махмаханова в тех событиях?
- 8 марта 2007 года кто-то выбил окна в принадлежавшем нам магазине в поселке Маловодное. Сестра написала заявление в полицию, но там его и рассматривать не стали. Тогда она повесила объявление, где обещала вознаграждение за информацию о том, кто это сделал. 17 марта в магазин пришли три девушки, которые рассказали, что это сделал Бекжан Салимбаев. (Потом, когда трагедия уже случилась, Салимбаева вызвали в РУВД, и он сознался во всем. А вот выяснять, зачем он это сделал, никто не стал). В тот же день, 17-го, Салимбаев избил друга Магомеда - казаха Э. АХМЕДИЯРОВА. Магомед за него вступился. Барменша в бильярдной позвонила Тахиру. Он приехал, забрал Магомеда. При выезде несколько парней преградили ему дорогу. Он вильнул рулем и задел кого-то. Это все я вам рассказываю в точности так, как зафиксировано в материалах уголовного дела.

- По нашим данным, Тахир не только зацепил бампером Салимбаева, но и выстрелил ему в ногу из пистолета “Оса”...
- Найдите мне медицинскую справку, подтверждающую, что нога Салимбаева была прострелена. Это ложь - заявляю с полной ответственностью. Тахир действительно стрелял из “Осы”, он это признает. Но в воздух. Это доказано, что также следует из материалов дела.

- Однако в материалах дела есть свидетельские показания, где говорится, что Тахир показывал С. СУЮНШАЛИЕВУ, одному из участников драки 17 марта, ружье и угрожал пристрелить тех, кто избил Магомеда.
- Абсолютный вымысел. Версия, изобретенная генералом МАЙКЕЕВЫМ (тогдашним начальником ДВД области. - Р.Б.), получившим за все эти события медаль и повышение по службе.

- Если Тахир, как следует из ваших слов, просто приехал за Магомедом, не стрелял ни в кого из “Осы” и ни в чем не виноват, почему он до сих пор скрывается от правоохранительных органов?
- Если бы Тахир тогда не скрылся, он был бы мертв, как и три других моих брата. Он единственный оставшийся в живых свидетель тех событий. Да, он наехал бампером на Салимбаева, да, он стрелял из “Осы” в воздух. Более того, обратите внимание на важный момент: Тахир с Салимбаевым помирились по-мужски и разошлись, договорившись, что конфликт исчерпан. И еще одна деталь, не менее важная: хотя многие газеты тогда писали, что нападение на нашу семью было организовано Салимбаевым в отместку за конфликт с Тахиром, на самом деле ни Салимбаев, ни кто-либо из его родственников, как следует из его показаний в суде, не принимал участия в тех погромах.
А в розыск Тахира объявили за то, что двое погромщиков-казахов, убитых из пистолета ТТ во дворе нашего дома 18 марта, якобы были убиты Тахиром. Но у него в руках было ружье, а не пистолет. И он не отрицает, что стрелял, но это были предупредительные выстрелы под ноги и в воздух, а не на поражение.
Повторяю еще раз: если бы были гарантии обеспечения защиты свидетеля и надежда на справедливое расследование, мы бы сделали все, чтобы добиться присутствия Тахира в суде.

- Вас же никто не пытается убить. Почему вы так опасаетесь за него?
- У нас есть сведения из компетентных источников, что существует указание при первом же появлении Тахира убить его, представив это так, что якобы имело место сопротивление при задержании.

- По сути, драка в бильярдной была обычной разборкой между подростками. Если бы, допустим, нечто подобное произошло с моим братишкой и я, подоспев к нему на помощь, начал бы стрелять из “Осы” пусть даже в воздух, ко мне бы тут же подкатили полицейские и поинтересовались, на каком основании я себе такое позволяю. Но в отношении Тахира никаких мер со стороны полиции предпринято не было.
- Вот именно! Почему они не поспешили на место происшествия, не выяснили всех обстоятельств случившегося? А на следующий день почему приехали, сопровождая толпу из трех с лишним сотен пьяных озверевших погромщиков? Все это вопросы, ответы на которые мы не знаем так же, как и цели нападения на нашу семью и его организаторов.

- Как вы думаете, можно ли было предот­вратить события марта 2007 года?
- Бесспорно. Тем более что вся Кульд­жинская трасса, которая проходит через Маловодное, в то самое время была оцеплена полицией для обеспечения проезда премьер-министра МАСИМОВА на “Хоргос”. Разве никто из них не мог остановить эту толпу, что шла расправиться с нами? Вместо этого человек 15 полицейских вместе с погромщиками приехали в наш двор, по сути, привели их и наблюдали за всей расправой, чего и сами не отрицали в суде.
Доподлинно известно, что у полиции была информация о предстоящем погроме еще в 11 часов утра. Люди собирались со всех районов. К ним приезжали две машины “скорой помощи” - привозили водку. Это все также доказано.

- А повод был?
- Не было повода. Считаю, что на нас ополчились по национальному признаку.

- Но ведь другие чеченцы, проживающие в Казаткоме и Маловодном, насколько мне известно, не пострадали. Можно ли тогда говорить, что всему виной национализм?
- Значит, у вас нет достоверной информации. Толпа громила торговые палатки местных чеченцев, в Маловодном ограбили и сожгли несколько их домов и сараев.
Но то, что “заказали” в первую очередь именно нашу семью, очевидно. И те же (или тот же), кто организовал это тогда, причастны к задержанию Магомеда 11 августа этого года.

- Если всему виной межэтнические мотивы, почему чеченцы в других регионах Казахстана или даже те, кто жил с вами по соседству, не встали на вашу защиту?
- Во-первых, у нас нет соседей-чеченцев, Казатком - всего три улицы. Мы всю жизнь жили среди казахов, и ни с кем из них никогда не возникало конфликтов.
Во-вторых, нас бы со всего района собралось максимум 40-50 человек. Что бы мы могли сделать против трех с лишним сотен? На похороны собралось 800 человек, там как раз звучали предложения о мести. Но мы убеждены: организаторы погромов и рассчитывали именно на такую реакцию - и поэтому сразу пресекли подобные разговоры.

- Вы считаете, что действия ваших братьев были правильными?
- Хаджимурат - один из убитых в тот день братьев - вышел к толпе, попытался поговорить с ними на казахском языке. Но в ответ получил удар арматурой по голове. Как в этом случае можно было действовать? Вы бы как поступили на их месте?..

- Имели ли они право выйти к людям с оружием?
- А как вы думаете, имела ли право пьяная толпа (после погромов там валялись пластиковые стаканы, бутылки из-под водки и даже шприцы, что говорит о многом) напасть на дом, на семью?
И как бы вы защитились, когда в доме находятся 13 детей, старшему из которых 10 лет, женщины и старики, а дом пылает синим пламенем? Как себя вести в таком случае?
Повторяю: Хаджимурат вышел один, безо всякого оружия, с намерением поговорить. Но, увидев, что брата ударили и он упал на землю, Нажмутдин, Амир и Тахир выскочили из дома с двумя ружьями - с охотничьими ружьями, которые были приобретены по официальному разрешению еще лет десять назад.
Напоминаю: в материалах следствия есть данные, что несколько нападавших были убиты из пистолета ТТ, которого не было у моих братьев. Но никто не захотел этого расследовать.

- Однако же ни один из ваших братьев не был убит из пистолета. Значит, можно предполагать, что ТТ все-таки находился в руках кого-то из них?
- Предположить можно все, что угодно. Но даже никто из нападавших этого не утверждал. Собственно говоря, почти все, что в течение этих 4 лет сообщалось о случившейся трагедии, основывалось на предположениях и вымыслах, не имеющих ничего общего с фактами.
Особенно возмутительными были слова Серика АБДРАХМАНОВА: он заявил, что люди, дескать, подъехали к нашему дому, постучали в калитку, а оттуда начали стрелять. Между тем калитки у нас отродясь не было - в поселке, где мы живем столько лет, это каждый подтвердит.

- Пистолет ТТ в то время находился на вооружении у тех же сотрудников Верховного суда…
- Хаджимурат работал в администрации Верховного суда и никогда не носил с собой оружия.

- Звучала версия, что целью нападения был захват вашего бизнеса?
- Какого бизнеса? У семьи Махмахановых здесь нет бизнеса. С 1990 года мы работаем в России. Шамиль занимался здесь поставкой нефтепродуктов с казахскими партнерами.
Единственное, что у нас тут было, точнее, у отца - 500 гектаров земли. Они до сих пор пустуют. А с местным населением мы всегда ладили.

- Как вы оцениваете действия полиции в те трагические дни?
- С одной стороны, она проявила полное бездействие. Брат Шамиль еще за месяц до трагедии, после инцидента между казахом и чеченцем, предупреждал начальника РУВД нашего района Г. ЗАПАРОВА, что собираются пришлые казахи с угрозами “выгнать чеченцев из Казахстана”, на что Запаров ответил, что “все под контролем и ничего серьезного не стоит ожидать”.
А с другой стороны, полиция, точнее, те полицейские, что заявились в наш дом вместе с погромщиками, вели себя как мародеры. Унесли все, что осталось в несгоревшем доме, и ничего не вернули. А когда братья стали уходить от толпы, именно полицейские указывали преследовавшим направление, в котором они скрылись. Их догнали в поле и растерзали там.

- Но у вашей семьи с полицией были хорошие взаимоотношения...
- Как и со всеми людьми здесь. Я вам больше скажу: начальник местного РУВД обращался к Шамилю за спонсорской помощью - помочь заменить старые окна в управлении на пластиковые.

- То есть полиция была прикормлена вашей семьей?
- Зачем нам это нужно было?.. Она обращалась с подобными просьбами ко всем, кто мог им оказать такую помощь.
Говорили, что полиция закрывала какие-то “дела” с нашим участием. Почему же эти дела не всплыли после мартовской трагедии? Почему потерпевшие не заявили снова о том, что мы их обижали?

- Что вы намерены делать дальше?
- Все эти четыре года мы добиваемся объективного расследования того, что случилось с нашей семьей, исключительно правовым путем. Мы обращались с письмами во все властные структуры республики: в Верховный суд, Генпрокуратуру, КНБ, МВД, администрацию президента. Пока все безуспешно.
В 2008-м сюда приезжали российские и западные журналисты. Они побывали в Казат­коме, Маловодном, Акчи, общались с жителями - жертвами и очевидцами тех событий - и записали их свидетельства. Они собрали очень большой объем информации, на основе которой был подготовлен документальный фильм. Его показ планировался на конференции ОБСЕ в Варшаве в октябре 2009 года перед вступлением Казахстана в председательство ОБСЕ. Когда казахстанская делегация узнала об этом, они буквально встали на уши.
Cоветник президента Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ и заведующий секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Ералы ТУГ­ЖАНОВ обратились к Шамилю (который тоже был приглашен на конференцию и показ фильма) с просьбой не допустить, чтобы наша страна была так опозорена перед десятками стран, входящих в ОБСЕ, тем более в такой ответственный для Казахстана момент. Они клятвенно пообещали ему доложить обо всем президенту, посодействовать новому, беспристрастному расследованию случившегося и наказанию виновных. Ертысбаев передал брату ту же просьбу и те же обещания и от руководителя администрации президента Аслана МУСИНА. И только по просьбе Шамиля журналисты согласились отменить показ фильма. Однако, вернувшись из Варшавы, все три чиновника благополучно забыли о своих клятвах. При встрече с Шамилем в Астане Ертысбаев сказал, что в этом деле, мол, все заблокировано - сделать ничего невозможно.
Я хочу напомнить им вновь об их обещании и спросить через вашу газету: есть ли у них понятия о мужском слове, чести и достоинстве?
То, что произошло, было отнюдь не банальной криминальной разборкой из-за драки между Тахиром и Салимбаевым.
Мы чувствуем: сейчас против нас кто-то вновь готовит провокацию. Задержание Магомеда, искажающие правду публикации в различных СМИ о событиях 2007 года, - все свидетельствует об этом.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть