13613

Ахметжан ЕСИМОВ: Самозахватов в Алматы больше нет. И не будет!

Какова судьба земельных участков, приватизированных во время акимства Виктора ХРАПУНОВА, если его осудят? Какая зарплата у мэра южной столицы? Когда прекратятся незаконные поборы со стороны сотрудников ГКП “Алматыпаркинг”? Имеют ли право сотрудники дорожной полиции прятаться в кустах с радарами в руках? На эти и другие вопросы на “прямой линии” отвечает аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ (на снимке).

Вопрос редакции газеты “Время”:
Недавно правоохранительные органы возбудили уголовное дело против экс-акима Алматы Виктора Храпунова. Как мы полагаем, это связано прежде всего с раздачей земельных участков и объектов недвижимости. Какова будет их судьба по завершении уголовного дела? Будут ли они возвращены государству?
- Следствие действительно идет, но степень виновности г-на Храпунова будет решать суд. Только после этого можно будет говорить о судьбе приватизированных объектов или земельных участков. Позиция акимата в этом вопросе однозначна: если что-то действительно было приобретено незаконно, оно должно быть возвращено городу.

Вопросы, заданные на сайте газеты “Время” www.time.kz:
Каков официальный доход вашей семьи? Сдавали ли вы когда-либо декларацию о доходах в налоговые органы РК?
- Зарплата акима 645 тысяч тенге. Декларацию, как и полагается госслужащему по закону, сдаю регулярно. Никаких претензий со стороны налоговых органов по этому поводу ко мне не было.

Когда закончатся незаконные поборы со стороны сотрудников ГКП “Алматыпаркинг”?
- Вокруг “Алматыпаркинга” много разговоров, к их работе есть претензии. В ближайшее время его функции изменятся. Недавно приняты поправки в действующее законодательство, и теперь организацией кратковременных парковок и ночных стоянок будут заниматься частные фирмы. “Алматыпаркинг” же станет просто оператором - будет проводить тендеры и следить, чтобы частники работали добросовестно. Это общемировая практика. В Европе вы почти не встретите бесплатных стоянок. Сейчас наши специалисты прорабатывают вопросы развития сети парковок, где будет исключен “человеческий фактор” и оплата будет производиться электронным способом. Для города это дополнительные доходы в бюджет, а для автомобилистов - гарантия безопасности их машин.

Как по пятибалльной шкале вы бы оценили результаты своей деятельности в качестве акима южной столицы?
- Давать себе оценки нескромно и субъективно. Мою работу как акима оценивают алматинцы и наш президент.

Кого вы привели с собой с прошлого места работы? На какие должности назначили? Где вы работали до назначения вас акимом Алматы?
- Привел всего двух человек - помощника и пресс-секретаря. Я работал министром сельского хозяйства, вице-премьером (кстати, в этой должности в разное время был четырежды), послом в странах Бенилюкса (одновременно представлял нашу страну в Евросоюзе и НАТО), был руководителем администрации президента, председателем Госкомитета по инвестициям, главой администрации Алматинской области.

Как вы относитесь к введению института выборности акимов?
- В целом - нормально. Но общество должно созреть для этого эволюционным путем. Демократия не должна превратиться в охлократию.

Максим ОРЛОВ, Алматы:
В прошлом году вы запретили сотрудникам дорожной полиции прятаться в кустах с радарами в руках и распорядились, чтобы они совершали патрулирование. Весь год так и было, а сейчас они снова стоят на каждом углу и прячутся в кустах. С чем это связано и имеют ли они на это право?
- Патрулирование никто не отменял. Этот метод хорошо себя зарекомендовал - и алматинцам нравится, и с точки зрения профилактики нарушений правил хорошо работает. Действует он по моему распоряжению с 1 августа 2009 года. Конечно, попадаются недобросовестные инспекторы, которые нарушают этот приказ. Сам несколько раз замечал на улице таких, всегда звонил начальнику дорожной полиции, чтобы разобрались и, если надо - уволили в назидание другим. Бывают, правда, различные планы “Перехват” и другие оперативные мероприятия, но в большинстве случаев выяснялось, что инспектор действительно решил “поохотиться”. Увольняли. Алматинцы ко мне часто обращаются через интерактивную рубрику сайта www.almaty.kz, всегда отвечаю: запоминайте номер машины, дату, время, а еще лучше - номер нагрудного жетона и сообщайте лично мне через тот же сайт. Ни один действительно виновный безнаказанным не останется.

Вопросы, заданные на сайте газеты “Время” www.time.kz:
Как вы думаете, почему Шымкент признан лучшим городом СНГ? Почему Алматы потерял звание самого красивого и зелёного города, которое гордо носил во времена Советского Союза?
- Я искренне рад за южноказахстанских коллег.
Я не сторонник того, чтобы устраивать пиар-акции по поводу каждого высаженного дерева. Тем более сажаем мы сейчас больше, чем даже в советское время - в прошлом году свыше 24 тысяч саженцев, в этом планируется 27 тысяч. Об этом в печати и на телевидении мы горожанам сообщали. Нельзя было не заметить, что летом город утопает в цветах - в прошлом году посадили 110 тысяч квадратных метров, в этом - 180 тысяч. Впервые прошел фестиваль цветов “Алматы - гүл қала”, и после я получал от горожан письма с просьбой сделать его традиционным.
За два года по программе “Парки и скверы” благоустроены 11 скверов общей площадью 29 га. В этом году мы приводим в порядок скверы в Жетысуском районе - по ул. Ратушного и Джангильдина. Они находились в заброшенном состоянии, сейчас же там идет разбивка газонов, закладываются новые цветники, организуется полив, строятся детские, спортивные площадки, устанавливаются скамейки, освещение. За три года обустроили и облагородили почти 43 километра русел алматинских рек.
Поэтому говорить о том, что Алматы потерял звание самого зеленого и тем более самого красивого города СНГ, можно только субъективно. Лично я считал и считаю его самым красивым городом, и большинство алматинцев, думаю, согласится со мной.

Каждый год осенью многие алматинцы простужаются, т.к. ждут, когда же включат отопление. Почему-то нужно, чтобы все как следует околели, прежде чем получат тепло. Раз мы на 100 процентов оплачиваем стоимость тепла, то почему бы не включить отопление не 15-го, а 1 октября?
- Фиксированной даты включения тепла в жилом секторе и на социальных объектах нет. Отопление включается при определенной среднесуточной температуре ниже плюс 8 в течение трех суток подряд. Что касается личных ощущений, то у всех они разные. Были случаи, когда после включения устанавливалась теплая погода, и алматинцы жаловались, что в домах жарко и они зря платят.

Когда начнете решать проблему загазованности Алматы? Почему машин раза в три больше, чем нужно? Неужели нельзя ограничить въезд иногороднему транспорту и, как в Китае, разделить транспорт, который имеет право на движение по четным и нечетным дням?
- Машин в городе не в три раза, а почти в десять раз больше, чем предусматривалось в расчетах при его планировании в советское время. Тогда никто не предполагал, что купить машину будет так просто, как сейчас. Запретить людям покупать автомобили не может никто - это их право. Сегодня только в Алматы зарегистрировано свыше 525 тысяч авто, три четверти из которых старше семи лет. Ежедневно из других регионов в город въезжают почти 200 тысяч машин. Запретить им въезд не позволяет закон так же, как и разрешить движение по четным и нечетным дням. Именно поэтому мы вышли в парламент с предложением принять новый закон “Об особом статусе”, который позволил бы нам принимать такие решения.
Проблему загазованности решаем уже несколько лет, и небезуспешно. Есть специальный показатель - индекс загрязненности атмосферы. Он у нас постепенно снижается начиная с конца 2009 года. Два года назад он был 13,5 единицы. В июле этого года - 7,5 единицы, и это самый низкий показатель за время наблюдений, которые ведет “Казгидромет”. Конечно, до идеала еще далеко, но у нас есть серьезные планы по переводу транспорта на газ. Муниципальный автобусный парк, который открылся в этом году, работает на газе полностью. На днях я обратился к владельцам частных автобусных и таксопарков, предложив перевести весь их транспорт на газ. В противном случае мы расширим муниципальный автопарк и вытесним частников с рынка. Применение экологически чистого топлива будет учитываться и при проведении тендеров. К слову, до появления муниципального парка диктовать условия хозяевам автобусных парков было сложно - транспорта не хватало, а возить людей нужно. Теперь инициатива на нашей стороне. То же самое будет и с такси: не переведут на газ - создадим муниципальный таксопарк. За экологию должны бороться не только власти, но и частный бизнес.
Еще один инструмент - увеличение доли электротранспорта. К концу года сдадим первую очередь метро, начали строить вторую, которая протянется до спальных микрорайонов. Скоро появятся 200 новых троллейбусов. В активной фазе подготовки - проект современного легкорельсового трамвая. Задача городской власти - предложить горожанам альтернативу личному авто в виде удобного и быстрого общественного транспорта.
Междугородний же общественный транспорт в город заезжать не будет: сейчас строятся 5 разворотных площадок на въезде в Алматы, где будут высаживать пассажиров. Скоро достроим Восточную объездную дорогу - центр города после ввода только первой ее очереди разгрузился на 25 тысяч машин в сутки.

Мурат ОСПАНОВ:
Во время урагана, который произошел в Алматы 17 мая, в районе Медеу было повалено множество деревьев. Что делается для того, чтобы восстановить нормальную ситуацию, ведь если по причине засухи возникнет пожар, то Алматы окажется в дыму?
- На днях в Алматы приезжал первый заместитель премьер-министра Умирзак ШУКЕЕВ. Мы с ним ездили на Медеу. Здесь погибло 10 876 деревьев, повреждены более 800 метров дороги, 62 опоры наружного освещения, кровли 37 зданий. Верхняя часть ущелья относится к юрисдикции Иле-Алатауского нацпарка, то есть Минсельхоза: тут повалено более 90 тысяч стволов. Туда еще никто ни одной копейки не выделил - ни Минсельхоз, ни правительство. Цена вопроса - всего лишь 200 млн. тенге. Хотя о сложной ситуации всем известно и соответствующие поручения были от главы государства! Тем не менее волокитят... Со своей стороны город выделил более 600 млн. тенге. В нижней части ущелья - это территория города - работы уже практически закончены.
Волевой нажим, который оказывали Алматинский акимат и я лично, привел к тому, что сегодня там работают 40 бригад.
Но им нужны деньги на приобретение техники - тракторов, пилорам и т. д. Людей туда можно нагнать сколько угодно, но без техники они ничего не смогут сделать.
Кстати, возникла еще одна проблема: бригады стали спускать бревна упавших деревьев по склонам гор. В результате склоны теперь, как каток. Я разговаривал с министром по ЧС Владимиром БОЖКО, просил решить вопрос установки заградительных устройств, которые обезопасят город от лавин и селей.
Работы в нацпарке идут, но мы посчитали: такими темпами они будут продолжаться не один год. Разу­меется, Алматы такая ситуация не устраивает. Во-первых, существует опасность пожара. Во-вторых, на мертвой древесине размножаются вредители, которые потом могут поразить живые деревья. Скоро зима, а деревьев, которые удерживали снег на горах, теперь нет. Это не только грозит городу, но может негативно сказаться на развитии туристического кластера в Алматы, который демонстрирует сейчас хорошие темпы роста. К примеру, только за первый квартал этого года от туризма в бюджет города поступило более 1,7 млрд. тенге. Локомотивы туристического сектора у нас - “Медео” и Чимбулак. Поэтому нужно устранять последствия урагана как можно скорее.
В Алматы есть несколько предприятий, которые готовы своими силами вывозить и перерабатывать валежник. Но законодательной базы нет, которая бы позволяла им это сделать, чтобы завтра не иметь дела с прокуратурой или финполом.
Поскольку мы имеем дело с экологической катастрофой - а по-другому назвать последствия урагана нельзя - наши действия должны быть соответствующими. Президент в курсе ситуации. С премьер-министром я тоже обсуждал эту проблему, он понимает необходимость ее скорейшего решения. Теперь ждем действий от его подчиненных.

Александр:
Недавно была третья годовщина создания Алатауского района. Какие проблемы решило его появление и не придется ли в связи с  самозахватом земли создавать еще один новый район?
- Самозахвата на территории города больше нет и не будет. Это  первая проблема, которую мы решили созданием нового района. Порядок в поселках, куда несколько лет даже полицейские опасались ездить, мы навели. Люди, живущие там, стали полноценными алматинцами - у них есть возможность растить детей, социальная защита, увеличивается число рабочих мест.
Вы помните, что еще четыре года назад о поселках, вошедших потом в Алатауский район, писали и говорили только в негативном ключе - безработица, отсутствие школ, больниц и так далее. Они давали Алматы половину уличной преступности. Сегодня в прессе район упоминается в связи с открытием социальных и промышленных объектов. На днях мы запустили там новые подстанцию и котельную. За три года построены и введены в экс­плуатацию 2 школы, республиканский спортивный интернат, 4 детских сада, городская поликлиника на 200 посещений. Скоро закончится строительство нового спортивного стадиона. В ближайшее время в районе начнется возведение 7 школ, 2 детсадов и 1 больницы. С момента создания района в его развитие вложено 48 миллиардов тенге.
Уже скоро там начнет работать индустриальная зона, которая займет 490 гектаров и создаст тысячи рабочих мест. Там будут работать 110 предприятий. Президент на недавнем совещании по развитию Алматы подчеркнул, что район должен стать одним из полюсов развития города.
Люди там поняли, что лучше жить по закону. И попыток самозахвата там давно уже нет. Что касается уже существующих домов, то из 4523 узаконено 3715. Остальные расположены в водоохранных зонах, под газовыми магистралями или высоковольтными линиями. По ним решение примем - но на улице никто не останется.

Амир САРИЕВ:
Проясните, пожалуйста, ситуацию в отношении территории, на которой ведется стройка “Эпл-таун”, на пересечении ул. Саина - Торайгырова. Часть территории компания-застройщик выкупила, ведет строительство, а насчет оставшихся земельных участков сказали, что выкупать не будут. Там началась активная застройка частными домами. В свое время всю территорию постановлением акимата отдали застройщикам и никаких операций с землей владельцам производить не разрешалось. Можно ли сегодня купить или продать там землю?
- Необходимо уточнить адрес участка. Там действительно осталась последняя очередь выкупа земли под многоэтажные дома. Если ваш участок попадает под строительство, то вы действительно не имеете права продавать его. Поэтому пришлите адрес на www.almaty.kz, и вам дадут полную информацию.

Канат:
Меня интересует завершение строительства ЖК “Бес Тулга”, а именно пятна №6 (в договорах 3 пятна), расположенного по ул. Сатпаева - Радостовца (16-этажка). К сожалению, она не вошла в список объектов, финансируемых государством и ФНБ “Самрук-Казына”, и строительство по ней не ведется. В настоящее время строительство остановилось на 7-м этаже, в строительной компании ссылаются на отказ в помощи со стороны компании “Самрук-Казына Недвижимость”, а страдают дольщики, которые не могут получить свои квартиры. Когда начнется строительство данного объекта, будет ли оказана помощь со стороны государства и в какие сроки будет оно завершено?
- В жилом комплексе “Бес Тулга” десять пятен, три из которых - №3, 4, 5 - застраиваются за счет фонда недвижимости “Самрук-Казына”. Сейчас там идет отделка. Пятно №1 застройщик обязался завершить самостоятельно. Сдача в эксплуатацию планируется на октябрь 2011 года.
По пятнам №2, 6 застройщик - АО “A-Сorp” - подал заявку в фонд недвижимости “Самрук-Казына” с просьбой о государственной поддержке. Но строительство на 6-м пятне продолжается.

Наталья ЗЕНКОВА, Алматы:
Недавно вы заявляли, что акимат планирует пробивать проспект Рыскулова до ТЭЦ. В каком направлении будет пробиваться проспект Рыскулова. Планируется ли снос жилых домов? По какой цене будут выкупать дома и землю, находящиеся в частной собственности? Когда это произойдет?
- В 2011 году планируется пробивка проспекта Рыскулова от ул. Саина до дороги на ТЭЦ-2. Дома, попадающие под полотно дороги, будут выкупаться по цене, определенной оценочной компанией. Она, в свою очередь, будет выбрана на тендере.

Михаил ЛЮ:
Как продвигается строительство Восточной объездной дороги? И есть ли планы по строительству новых развязок в городе?
- Строительство Восточной объездной дороги идет по графику и в этом году будет закончено. Этот проект позволит значительно разгрузить центр города. Сейчас строятся две развязки - одна на пересечении ул. Халиуллина и Кульжинского тракта, вторая - Райымбека - Момышулы. Еще четыре планируются: Аль-Фараби - Розыбакиева, Саина - Жубанова, Аль-Фараби - Дулати, Саина - Торайгырова.

Мария КАШИНА:
Кто-то из оппозиционных политиков как-то заявил, что на деньги, затраченные на строительство одной алматинской развязки, можно было бы застроить развязками всю столицу Армении. Почему у нас такие дорогие развязки, почему они такие неудобные, кто их проектирует?
- Заявлять можно многое, тем более если заявления не влекут за собой обязательств перед народом. Строительство развязок идет по проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной комитетом по делам строительства. Контролируется каждый тиын. Вопрос о неудобстве тоже спорный.

Вопросы, заданные на сайте газеты “Время” (www.time.kz):
Какими положительными финансово-экономическими показателями может похвастаться наш город за последние три года?
- Сейчас Алматы является единственным несырьевым донором страны, давая четверть госбюджета и пятую часть ВВП. Налоги - это будущее города, поэтому им уделяется большое внимание. Надо отметить, что практически все отрасли экономики города закончили прошлый год с ростом. Аналогичную картину мы видим и в текущем году. Промышленность выросла на 19,1%. Радует, что есть трехпроцентный рост инвестиций в основной капитал за счет увеличения инвестирования в экономику заемных ресурсов, объем которых по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос в 2,8 раза. Это достаточно хороший показатель, свидетельствующий об укреплении банковской системы, что очень важно для поддержания стабильного развития всех секторов экономики.
Сектором малого и среднего бизнеса произведено с начала года продукции на 863 млрд. тенге с ростом на 3 процента.
Несмотря на кризис, бюджет Алматы растет год от года. В 2008 году реально располагаемый бюджет, то есть за вычетом бюджетных изъятий, был 220 миллиардов тенге, сейчас - 262,1 миллиарда. Эти деньги идут прежде всего на социальные программы. В течение 20 лет в Алматы не было построено ни одного детского сада, с 2008 года мы ввели 13 государственных и 46 частных садиков. Кроме того, построили 10 школ и 10 объектов здравоохранения.
Кстати, в наших планах собрать в этом году в консолидированный бюджет один триллион тенге. Пять лет назад вся страна собирала триллион! 26 процентов республиканского бюджета обеспечивают налоговые поступления Алматы - города, в котором нет ни нефти, ни металлургии.
Но город развивается не только на бюджетные деньги. Мы первыми в стране разместили муниципальные облигации на сумму 13 миллиардов тенге. Эти деньги пошли на социально важные проекты.

Какие радостные новости ожидают нас, алматинцев, в этом году?
- Самые главные - закончим строительство первой очереди метро и Восточную объездную дорогу. Достроим школу, 10 детсадов, 3 поликлиники, 20-летие независимости будем отмечать в уже реконструированном Дворце Республики, который не ремонтировался 40 лет. А в остальном - следите за прессой.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Мария КАГАН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее