11236

Два билета в один конец

Когда по вине авиакомпании пассажир опаздывает на деловую встречу или на курорт, он еще может простить перевозчику эту досадную оплошность. Но когда из-за опоздавшего самолета человек не попадает на похороны родной матери, утешением уже не могут служить извинения авиакомпании, а предложенная компенсация в размере 2710 тенге кажется издевательством. Так случилось с алматинской семьей Ивановых, которые по вине национального перевозчика “Эйр Астана” не смогли проводить в последний путь близкого человека...

Поздно вечером 11 июля 2011 года алматинке Ольге ИВАНОВОЙ пришла печальная телеграмма от родственников из Краснодарского края: “Твоя мама умерла”. На следующий день Ольга с мужем отправилась в ближайшее тур­агентство покупать авиабилет. При этом Ивановы заранее договорились с родственниками, чтобы похороны состоялись попозже, во второй половине дня 14 июля. Билеты по маршруту Алматы - Москва - Краснодар они приобрели на утро 14 июля.
Первую часть путешествия Ивановых, маршрут Алматы - Москва, должна была обслужить авиакомпания “Эйр Астана”, а Москва - Краснодар - российский Аэрофлот. Стыковку между рейсами выбрали приемлемую - более 2 часов.
- Рейс из Алматы должен был вылететь в 6.05 утра, - рассказывает дочь Ивановых Екатерина (на снимке). - Однако лайнер задержался на 2 часа 51 минуту. Когда мама сказала, что они с папой не успевают на стыковочный рейс, сотрудница “Эйр Астаны” ответила: “Не волнуйтесь, мы вам поможем”.
Прилетев в Москву с большой задержкой, на свой следующий рейс Ивановы, естественно, не успели. По словам Екатерины, местные сотрудники “Эйр Астаны” заявили, что рейс из Алматы задержался по вине аэропорта, поэтому помочь им ничем не могут. Опаздывающим на похороны пришлось покупать другие билеты до Краснодара, но ближайший рейс, где были места, выполнялся на следующий день. Ивановым пришлось дополнительно раскошелиться на 9750 рублей (более 50 тыс. тенге). Также пассажиры сняли на ночь в Москве комнату, она обошлась примерно в 10 тыс. тенге. На следующий день Ивановы вылетели в Краснодар, но мать Ольги к тому времени уже похоронили...
- Когда родители вернулись в Алматы, мы позвонили в Лигу потребителей Казахстана в на­дежде, что нам помогут составить претензию в адрес “Эйр Астаны”, - рассказывает Екатерина Иванова. - По телефону нам сказали, что досудебная документация обойдется нам в 30 тыс. тенге, представление в суде - от 75 тыс. тенге. Также надо заплатить членский взнос в размере 3 тыс. тенге.

Не согласившись с расценками, Иванова написала претензию авиакомпании сама. В ней она потребовала возместить весь материальный и моральный ущерб, в общей сложности около 250 тыс. тенге.
В своем ответе авиакомпания сообщила, что гарантирует пассажирам лишь выплату за поздний вылет - 2710 тенге на каждого пассажира.
Мы обратились за разъяснениями к сотруднику PR-департамента “Эйр Астаны” Жанне БАДАУБАЕВОЙ (на правом снимке).
- Такие случаи бывают, - говорит она. - Если билеты были выписаны не на одном бланке, а на разных, как два разных авиабилета, то в случае задержки рейса по одному сегменту ответственность за то, что они пропустили рейс по второму сегменту, ложится на самих пассажиров.

- Но Ивановы купили билеты сразу в одном агентстве.
- Если их билеты не на одном бланке, это означает, что им продали два разных билета. Если бы билеты были на одном бланке, то авиакомпания несла бы ответственность. Надо было пассажирам взять больше времени на стыковку. Два с лишним часа - это мало. Опытные путешественники советуют брать хорошую стыковку.

- Вы работаете в авиакомпании и знаете все нюансы. Но представьте: в кассу пришел человек, которому за 50 лет, он в шоковом состоянии - надо срочно вылететь на похороны. Откуда ему знать о подобных нюансах, если в турагентстве ему продали билет по стыковочному маршруту сразу?
- Авиаагентство должно было при продаже билетов разъяснить пассажирам права и обязанности, объяснить, что если они опоздают на второй сегмент полета, то авиа­компания не несет за это ответственности. Тут надо говорить об образованности пассажиров и о том качестве услуг, которое предоставляет агентство.

- Даже если формально билеты разные, рейс все равно задержался по вине “Эйр Астаны” - это факт. Согласно какому закону вы освобождаете себя от ответственности за это?
Жанна Бадаубаева пообещала ответить на этот вопрос чуть поз­же. Вскоре она  прислала ответ в письменном виде. Цитируем его: “В целях согласования условий перевозки пассажиров между несколькими перевозчиками в 2003 году авиакомпании подготовили по линии IАТА (Международная ассоциация воздушного транс­порта. - В. Б. ) резолюцию 724 “Пассажирский билет. Уведомления и условия договоров” и рекомендуемую практику 1724 “Общие условия перевозки (пассажир и багаж)”... Согласно данному международному законодательству в области гражданской авиации авиа­компания несет ответственность за стыковочные рейсы других перевозчиков только при условии, что авиабилеты обоих авиаперевозчиков выписаны на одном бланке. При наличии двух билетов и более на разных бланках к ним применяются правила применения тарифов каждого авиабилета отдельно. Приобретая авиабилет, пассажир подписывает договор с авиакомпанией. Приобретая разные авиабилеты, пассажиры заключают договоры с разными авиа­компаниями. Авиа­компания “Эйр Астана” является полноправным членом IATA и руководствуется данными положениями. При продаже авиабилетов агентство должно ознакомить пассажира с правилами применения тарифа и данной информацией”.
Кроме того, Жанна Бадаубаева пообещала вы­яснить, каким образом тур­агентство продало билеты до Краснодара.
Между тем Ивановы заявляют: если перевозчик не выплатит им компенсацию, они готовы судиться из принципа.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть