6541

Лейся, пеня!

Когда-нибудь это должно было случиться: Генпрокуратура проверила деятельность обществ по соблюдению авторских прав и выяснила то, о чем все и так догадывались, - “защитники” прав авторов и исполнителей рубят капусту подопечных себе в карман.
В общем, аранжировка новая, а песня все та же.

Авторские общества начали массово появляться несколько лет назад одно­временно со стремлением музыкального рынка к некоему подобию цивильности. В теории их миссия выглядит отменно (особенно после масштабного самопиара в СМИ). К примеру, владелец ресторана, включив фонограмму Розы РЫМБАЕВОЙ, согласно закону должен выплатить вознаграждение и поэту, и композитору, и собственно исполнителю. Для управления этим механизмом - не будет же Роза Куанышевна сама по кабакам дань собирать - и организовались разные общества. Жить они должны на комиссию, размер которой, по идее, может определяться либо законодательно, либо в договорном порядке.
Но закона такого нет, а договариваются у нас по старинке сами с собой, когда другие не видят. Как выяснила Генпрокуратура, республиканское общественное объ­единение “Союз продюсеров и исполнителей “Демеу” собрало за использование фонограмм 8 миллионов тенге, ни тиына из которых наши артисты не увидели. Объ­единение “Исполнители казахских песен” набрало 9 миллионов тенге, из которых все те же 8 миллионов пустило на собственные нужды. И так далее.
В целом же за два года авторские общества наварились на 375 миллионов тенге. И что самое интересное - надзорный орган был вынужден констатировать, что привлечь радетелей за чистоту отношений к ответственности нельзя, поскольку сфера распределения бабок не зарегулирована. Чистый бизнес.
- Я состою в нескольких обществах, но уже забыл в каких, - делится продюсер Марлен НУРМАГАМБЕТОВ. - Поначалу, когда вступаешь в них, начинается “прикорм”: тебе платят неплохие деньги, но постепенно сумма отчислений уменьшается и в конце концов доходит до таких копеек, за которыми ехать себе дороже. При этом никаких бумаг тебе не дают. А когда спрашиваешь, почему закончились поступления, там говорят, что раньше мы были на пике популярности, а сейчас наши песни никто не слушает.

Предположим, гремящее акме Марлена с проектом “Аll давай” действительно в прошлом. Но его коллега Эрик ТАСТЕМБЕКОВ, до сих пор находящийся в зените со своими многочисленными протеже, тоже не видит от авторских обществ никакой пользы:
- Как я понял, эти компании должны брать 20 процентов от авторского вознаграждения, однако по факту ничего подобного нет. В прошлом году мы еще получали какие-то деньги, а в этом вообще ни копейки не видели. Якобы из-за отсутствия выплат со стороны пользователей фонограмм. Мне кажется, этим вопросом должно заняться государство. Оно же как-то аккредитует авторские общества, соответственно, должно следить за дисциплиной платежей.
Интересно, что госаккредитацию на сбор денег еще в 2009 году у нас в стране получило только Казах­станское общество по управлению правами исполнителей и производителей фонограмм (КОУПИ). Глава РОО “Демеу” Кадырали БОЛМАНОВ в ту пору, помнится, очень заволновался и созвал экстренную пресс-конференцию, пафос которой сводился к “почему им можно, а нам нельзя?”.
В результате заварухи чуть позже право представлять интересы авторов и исполнителей получили еще несколько организаций. Что и привело, во-первых, к повышению собираемости податей, а во-вторых, к очень занятному распределению доходов.
К сожалению, нам не удалось связаться с Болмановым - его телефон выключен. Отказались от комментариев и представители Розы Рымбаевой, которая в “Демеу” на правах почетного члена. Правда, Роза Куанышевна еще состоит и в КОУПИ.
- У нас все прозрачно, - говорит гендиректор КОУПИ Дархан АЗИМХАН. - Согласно последнему отчету мы собрали 107 миллионов тенге, из которых 60 были распределены между исполнителями.

- То есть 47 миллионов вы оставили себе? Не круто ли?
- У нас много административных расходов, филиалы в каждом регионе страны, которые требуют содержания. К слову, мы недавно проводили анализ и выяснили, что из-за появления большого количества мелких авторских обществ потеряли около 80 миллионов тенге отчислений. Между прочим, исполнители очень своеобразные личности, они могут состоять сразу в нескольких обществах. Запретить это мы им не можем.

- Кого из авторов на отечественном рынке вы могли бы назвать наиболее успешным? Кто смог бы жить на одни отчисления от использования фонограмм?
- Рымбаева, Тастембеков...

- Тастембеков сказал, что денег в этом году вообще не видел.
- Наверное, он имел в виду, что их было не так много, как в прошлом.

За всеми этими страстями становится незаметен один немаловажный факт: дело в том, что в нашем шоу-бизнесе еще не укрепилась традиция договорной передачи прав от автора к исполнителю. Как утверждает специалист по авторскому праву Темирлан ТУЛЕГЕНОВ, владельцы ресторанов могут отправлять сотрудников авторских сообществ куда подальше лишь потому, что юридически права на ту или иную композицию у большинства наших звезд не оформлены.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть