40307

Имам 007, или “Великая” исламская миссия Исматуллы Абдугаппара

Больше десяти лет в Казахстане действовала религиозная группа радикального толка, духовным наставником которой являлся афганский моджахед Исматулла АБДУГАППАР. Действовала настолько успешно, что открыла по всей стране около 200 своих представительств. По самым скромным подсчетам, в ее рядах не менее полумиллиона адептов. Группа имела настолько влиятельных покровителей, что была вхожа практически везде - от высоких чиновничьих кабинетов до расположения воинских частей. Сейчас одни из членов группы находятся под следствием и готовятся предстать перед судом, другие подались в бега. Правоохранительные же органы пока не могут определиться, агентом какой разведки был бородач, красующийся на многочисленных снимках в окружении афганских полевых командиров.

Родившийся в 1944 году в Афганистане этнический казах Исматулла Абдугаппар первоначальное религиозное образование получил в одном из медресе пакистанской провинции Пешавар. Во время боевых действий советских войск в Афганистане был военным комиссаром движения сопротивления  пуштунов, поддерживал тесные отношения с полевыми командирами Бурхануддином РАББАНИ и Ахмад Шах МАСУДОМ. У последнего он был советником по идеологии, а по совместительству занимался вопросами разведки, налаживал контакты в Иране, Саудовской Аравии, Пакистане, Йемене. Владеет несколькими языками. Обладает навыками гипноза и введения в транс.

Впервые в Казахстан Исматулла Абдугаппар приехал в 1996 году по приглашению студента-востоковеда Галыма БОКАШЕВА, который попал под его влияние во время стажировки в Пешаваре. Здесь Исматулла практически сразу занялся распространением собственного учения, по его утверждению, являющегося “истинным исламом”. По сути же это был не традиционный для Казахстана суфизм с исполнением обряда “зикр” - групповой медитации с многократным повторением имени Бога и ритмичными движениями. Впрочем, будучи человеком харизматичным, Исматулла Абдугаппар внушал своим последователям, что именно он является олицетворением последнего из 12 имамов - Махди, скрывшегося еще в IX веке нашей эры в возрасте пяти лет и обещавшего вернуться. Возложив на себя роль исламского мессии, он принял духовный сан шейха и титул “Магзум Таксыр” - “хранимый Богом повелитель”. А сила убеждения его была такова, что люди верили своему учителю беспрекословно. Начав с проповедей в мечети не слишком благополучного в социальном плане поселка Карасу, что на северной окраине Алматы, он организовал там общественный фонд “Толе би” и медресе. Кроме того, оказывал услуги по излечению наркоманов и алкоголиков. Лечил гипнозом, брал за услуги недешево. Но, видимо, не сильно полагаясь на веру и убеждения, зачастую использовал силовые методы - связывание и жестокие побои. Из-за этого и попал в поле зрения правоохранительных органов. Оказалось, что силком в его медресе удерживались не только наркоманы и алкоголики, но и вполне здоровые граждане. В одном случае к нему в заточение отдали сельского чабана, с которым не хотели расплачиваться по зарплате. В другом - молодого человека, который вопреки родительскому желанию хотел получить не религиозное, а светское образование. Тогда все закончилось тем, что Жетысуский райсуд Алматы принял решение о выдворении проповедника из Казахстана. Вот только сделать это не удалось. Поскольку тот сам, проявив чудеса конспирации, сумел улизнуть от полиции и нелегально бежал в Пакистан. Когда же стали выяснять, как ему это удалось, оказалось, что тут не обошлось без участия казахстанских спецслужб. И помог ему  некий высокопоставленный сотрудник казахстанской внешней разведки “Барлау”, отдававший в его медресе на излечение от наркомании своего сына и считавший, что завербовал проповедника.
После побега Абдугаппара из страны его последователи поменяли тактику: они постарались приспособить к своей идеологии казахский фольклор и классиков казахской литературы - таких, например, как Абай и Шакарим, преподнося их как проповедников суфизма.

В 2001 году Исматулла Абдугаппар повторно приезжает в Казахстан по приглашению все того же Галыма Бокашева, который к тому моменту работает в телерадиокорпорации “Казахстан-1” и уже способен оказать своему учителю всемерную поддержку. Показательно, что ранее вроде бы с треском изгнанный из Казахстана проповедник теперь без проблем получает казахстанское гражданство. Причем эта весьма хлопотная для всех остальных процедура у него занимает всего два дня.
В республиканском теле- и радиоэфире появляются передачи, пропагандирующие суфизм. Когда Галым Бокашев в 2005 году становится заместителем акима Алматы, под эгидой его “таксыра” регистрируется общественное объединение “Сенiм. Бiлiм. ´мiр”. Бывший идеолог афганских моджахедов начинает проповедовать уже по всей республике. Число приверженцев Абдугаппара растет, причем прибавление происходит за счет всех слоев общества. В числе его сторонников - влиятельные чиновники, несколько чрезвычайных и полномочных послов Казахстана за рубежом, высокопоставленные работники полиции, прокуратуры, финпола и КНБ.
Судя по всему, на этом этапе определенные представители казахстанских властей действительно планировали, опираясь на ряд новых религиозных течений ислама, выставить что-то вроде заслона проникновению в республику идеологии терроризма, которую несли ваххабизм и партия “Хизб ут-Тахрир”. Однако не рассчитали - новое течение оказалось не менее деструктивным и радикальным. Чем закончились подобные про­счеты властей, и в первую очередь отечественных спецслужб, в отношении так называемых салафитов, все мы знаем - взрывами, вооруженными бунтами религиозных фанатиков в колониях, убийствами полицейских и чуть ли не боями за мелкие населенные пункты.

До открытого вооруженного противостояния с суфитами Абдугаппара Исматуллы дело, хвала Всевышнему, пока что не дошло. Но, похоже, были все шансы, что именно этим все рано или поздно закончится. В результате проведенного в 2010 и в 2011 годах широкомасштабного расследования, в котором были задействованы все правоохранительные органы страны, было установлено, что в деятельности общины Исматуллы имелись все признаки экстремизма. Используя псевдоисламскую идеологию и прикрываясь якобы сугубо культурно-просветительскими целями, его адепты в действительности создали довольно мощную религиозно-политическую организацию, способную представлять серьезную угрозу нынешним устоям государства. Представляя себя послушникам в качестве пророка Махди, Абдугаппар Исматулла обе­щал им, что к 2013 году поведет человечество по “истинному пути”. Он легко манипулировал их сознанием, применяя методики нейролингвистического программирования, введения в транс, добиваясь полного подчинения своей воле. К таким выводам пришли проведенные экспертизы, которые легли в основу возбужденного в отношении нескольких наиболее активных членов религиозной общины уголовного дела. На сегодняшний день 12 человек арестованы, 5 находятся в розыске, еще порядка 30 последователям Абдугаппара Исматуллы предъявлено обвинение по статьям “религиозный экстремизм”, “шпионаж”, “разжигание межнациональной и межконфес­сиональной неприязни”…
Сам духовный отец по уже отработанной привычке пытался бежать. Но был задержан при попытке нелегально перейти казахстано-киргизскую границу.
При обысках в компьютерах, используемых членами и лидерами его религиозной общины, была обнаружена секретная информация, каким-то образом попавшая туда из недр… КНБ.

Там были копии секретных документов, которые здесь стоит перечислить подробно. В частности, у находящегося сейчас в розыске правой руки таксыра Нарымбая Сыздыкбаева, которого в КНБ считали своим агентом под псевдонимом Хабиб нашли бумаги, имеющие отношение к прослушиванию органами КНБ телефонных переговоров различных граждан РК. Имелось также почти полное досье, составленное органами КНБ на членов религиозно-экстремистских организаций. Подробная расстановка агентурной сети среди членов этих организаций, в том числе и за рубежом. Были засвечены агентурные псевдонимы Иранец, Кенесары, псевдонимы некоторых других агентов-нелегалов, внедренных в среду религиозных экстремистов, а также их отчеты о собранной информации. Довольно подробная информация агентов о казахстанцах, отправленных в тренировочные лагеря афганских моджахедов, их последующем участии в военных действиях в Афганистане и на Кавказе. Внутренняя переписка генералов спецслужб, начальников региональных департаментов с заместителями председателя КНБ РК. Отчеты с закрытых совещаний. И прочее, прочее, прочее… Эти документы никак не должны были выйти за пределы такой серьезной организации, как Комитет национальной безопасности РК. Но почему-то вышли. Как вода сквозь решето.
Ну и кто кого тут завербовал и кто на кого работал?

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz

На снимках: второй снимок: Таксыр Абдугаппар в момент задержания.

третий снимок: Один из лидеров религиозной общины Нарымбай Сыздыкбаев (на снимке справа) был вхож в самые элитные войсковые части, где даже читал лекции.

Поделиться
Класснуть

Свежее