17461

Дорога смерти

Трасса А350, соединяющая Алматы с Капчагаем, кровавым пунктиром проходит по карте Алматинской области

На участке длиной 104 километра с фатальной регулярностью происходят ДТП с летальным исходом. Кто-то винит во всем руководство области,  не желающее капитально ремонтировать дорогу; кто-то по привычке ругает правительство: мол, не может заставить областную администрацию навести порядок; находятся и те, кто списывает все на счет темных сил - привидений, демонов и прочей нечисти. Пока граждане обсуж­дают досужие домыслы и ищут виновных, дорога смерти продолжает собирать свой кровавый урожай, лишая семьи любимых и близких людей.

Согласно данным областного ДВД, за семь месяцев нынешнего года на территории области в 834 ДТП погибли 272 человека, 935 ранено. Отдельной статистики по отрезку Алматы - Капчагай нет. Но с начала года по сегодняшний день в районе Капчагая, в самом городе и в Илийском районе в совокупности произошло 137 ДТП, в которых погиб 51 человек и ранены 138. В 2010 году статистика по этим районам была прак­тически такой же: 150 ДТП, 48 погибших, 172 раненых.
По словам начальника отдела государственного языка и информации ДВД Алматинской области майора полиции Кобейхана НУРАХМЕТА, трасса А350 - одна из лучших дорог в регионе.
- Это мое личное мнение, - подчеркивает Нурахмет. - Во-первых, трасса разделена лесополосой, во-вторых, она довольно широкая, в-третьих, имеется разметка. Может, на ней и есть небольшие повреждения, ямки, но они не играют большой роли. Дело, на мой взгляд, в другом. Скоростной режим на рес­публиканских трассах - 110 километров в час, а наши водители его не соблюдают.

- Но ведь по всей трассе висят знаки, ограничивающие скорость, да и полицейские стоят буквально через каждые 200 мет­ров...
- Сотрудники дорожной полиции переходят на усиленный режим пос­ле того, как произойдет какое-нибудь крупное ДТП. Но это вызывает недовольство со стороны водителей. Они же не любят нас, полицейских…

7 августа на 45-м километре трассы Алматы - Капчагай произошло столкновение автобуса “Мерседес”, следовавшего из Алматы в Урджар, и джипа “Ниссан” с прицепом. В той страшной аварии погибли оба водителя и двое пассажиров джипа. Двое погибших - сотрудники прокуратуры Алматы.
По предварительным данным, легковой автомобиль выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с рейсовым автобусом. От удара автобус перевернулся и вылетел в кювет.
22 августа на 110-м километре столкнулись “Ауди-100” и “Митсубиси Монтеро”. Оба водителя - жители Талдыкоргана. В аварии погибли 6 человек, в том числе  ребенок 3-4 лет. Кроме того, с различными телесными повреж­дениями госпитализированы два человека - водитель “Митсубиси Монтеро” и его пассажир.
Среди алматинских водителей ходят разные байки. Якобы по трассе бродят призраки, которых водители принимают за людей. Эти призраки (души погибших в ДТП) бросаются под колеса, что зачастую становится причиной страшных столкновений.
Другие на полном серьезе рассказывают о красивой девушке в белом платье, которая голосует на обочине трассы. У этой девушки вместо ног - копыта. И те, кто ее рискует подвезти, непременно попадают в аварии.
- Причина опасности трассы не в темных силах, а в самой дороге, - уверен заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ. - По советским меркам эта трасса может быть и хороша, но… ее пропускная способность - всего 15 тысяч машин в сутки, а потребность в несколько раз больше. Мы озабочены ситуацией, которая там сложилась, и уже не раз поднимали этот вопрос, в том числе и через СМИ нам был дан ответ: в скором времени будет построена новая трасса, на эти цели из бюджета выделено более 60 млрд. тенге. Мы обрадовались этой информации. К тому же вслед за этим последовало поручение президента Министерству транспорта и коммуникаций привести дорогу в порядок. Однако воз и ныне там. Это вызывает озабоченность в акимате Алматы. Ведь отсрочка строительства дороги даже на один день может лишить кого-то жизни.

Между тем еще в июле 2009 года Министерство транс­порта и коммуникаций объявило претендентов на реализацию концессионного проекта по реконструкции автомобильной дороги Алматы - Капчагай. Ими стали компания “Евройл” (Венгрия) и Китайская корпорация по сооружению мостов и дорог (КНР).
Специалисты Минтранскома посчитали тогда: после реконструкции интенсивность дорожного движения по трассе достигнет 53 тысяч автомобилей в сутки. Планировалось, что проект будет реализован за три года. Однако дорога на Капчагай до сих пор вымощена благими намерениями.
- Акимат Алматы считает необходимым ускорить строительство дороги, - говорит Сейдуманов. - Мы готовы оказать любую помощь в реализации этого проекта. Можем предоставить и технику, и профессиональных строителей. Средства в республиканском бюджете на эти цели, по моим сведениям, уже заложены. Если их недостаточно, мы можем помочь и материально - направить на строительство средства муниципальных облигационных займов.
В свою очередь Кобейхан Нурахмет, опираясь на личный водительский опыт, полагает: строительство автобана не приведет к желаемым результатам.
- Знаете, есть такое выражение “казахская сварка”, когда водитель привязывает отвалившуюся деталь веревкой и едет, - напоминает он старый анекдот. - Автобаны рассчитаны на европейский стандарт, на европейский менталитет. А у нас что? Машине 20-30 лет, а водитель летит на ней на бешеной скорости.
- Если нам не пойдут навстречу и не захотят ускорить реализацию этого проекта, мы обратимся в парламент, - предупреждает вице-мэр Алматы.  

Между тем вице-министр транспорта и коммуникаций Роман СКЛЯР заверяет: проекту уделяется огромное внимание.
- Данный проект решением правительства внесен в список концессионных, - говорит он. - Стоимость его реализации согласно технико-экономическому обоснованию 65 млрд. тенге. Нашим министерством разрабатывается сейчас конкурсная документация, и в октябре-ноябре мы планируем объявить конкурс на выбор концессионера.

- Конкурс вроде бы уже проводился? Минтранском еще в 2009 году сообщал о претендентах - венгерской компании “Евройл” и Китайской корпорации по со­оружению мостов и дорог...
- Их заявки не соответствовали конкурсной документации. Интенсивность движения на этой трассе достаточно высокая - более 50 тысяч автомобилей в сутки. Поэтому мы уверены: этот проект будет весьма привлекателен для концессионеров. Кроме того, желание помочь в реализации проекта выразил Европейский банк реконструкции и развития.

- А с чем связана отсрочка?
- Я бы не назвал это отсрочкой. Мы должны привести все в соответствие с законодательством. Когда пройдет реконструкция дороги, на отдельных участках будет до шести полос, а тип покрытия - бетонный и асфальтобетонный, что значительно снизит уровень опасности.

- Если в ноябре проведете тендер, сколько времени понадобится на реализацию проекта?
- Объявление мы дадим, как я уже говорил, в октябре-ноябре. Конверты вскроем через 2 месяца. Так что в течение 6 месяцев после проведения тендера концессионер определится. Само же строительство будет вестись участками и займет от двух до трех лет.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть