33542

Когда сдохнет спрут…

Хоргосское дело”, расследуемое финансовой полицией, обрастает новыми и все более скандальными подробностями. Чем дальше развивается ситуация, тем отчетливее становятся очертания криминального спрута, щупальцами которого, оказывается, накрепко схвачены очень многие влиятельные чиновники различных ведомств и правоохранительных структур, представители известных в республике фамилий и могущественные политические персоны.

А ведь как все скромно начиналось…
Группе тогда еще не слишком высокопоставленных сотрудников КНБ удалось взять под свое покровительство всю контрабанду на китайском, а потом и киргизском направлениях. Еще в 2006 году в приграничном с Китаем регионе КНБ РК разоблачил целую контрабандную сеть. Масштабы ее деятельности по сравнению с нынешними были просто смешными, но тем не менее целый ряд должностных лиц государства, а также коррумпировавшие их представители местных криминальных сообществ были арестованы и отправлены за решетку.
Однако один из ключевых фигурантов того дела - Талгат КАИРБАЕВ, уже тогда весьма известный в регионе контрабандист по кличке Талгат Большой, ушел от ответственности. Возбужденное против него уголовное дело было закрыто и похоронено. Именно после этого за Талгатом Каирбаевым закрепилось новое прозвище - Аулие (Святоша). Сейчас выясняется, что в 2006 году его разработкой и возбуждением против него уголовного дела занимались три сотрудника КНБ - подполковник Талгат ЖАКАЕВ, сейчас широко известный как ТЖ, и два майора - Ирлан АБДРАХМАНОВ по кличке Шаман и Бахытбек КУРМАНАЛИЕВ по прозвищу Кипиш. Это они возбуждали против Талгата Каирбаева уголовное дело, они его и закрыли.
После этого Талгат Каирбаев не ушел с границы, а еще больше укрепил свои позиции. Теперь все местные коммерсанты знали, что работать лучше только через него, потому что других контрабандистов, его конкурентов, беспощадно душат бойцы невидимого фронта из известной конторы.
Что было дальше - уже хорошо известно: контрабандные потоки достигли невиданных доселе объемов, ставки взяток - невиданных высот, а теневые доходы составляли от 3 миллионов долларов в день до 6 миллионов в неделю. В государственную казну с этих сумм капали, конечно, сущие слезы.

А теперь о том, о чем мы вроде бы не знали и как бы не догадывались.
Передел контрабандного рынка произошел примерно в середине 2007 года. Председателем КНБ тогда был Аман ШАБДАРБАЕВ, его заместителем, курирующим вопросы экономической безопасности, сначала был генерал-майор Нургали БИЛИСБЕКОВ, а после его назначения начальником департамента КНБ по Алматы - генерал-майор Усер МИЗАНБАЕВ. А председателем таможенного комитета тогда только-только назначили Козы-Корпеша КАРБУЗОВА, до этого тоже работавшего в КНБ РК по части борьбы с коррупцией.
Можно считать это чистой воды совпадением, но ныне сидящий в следственном изоляторе подполковник КНБ Бахытбек Курманалиев, известный как Кипиш, начав свою карьеру с мелкой должности в таможне, в ноябре 1995 года стал помощником начальника ГСК Алматы, коим тогда был Козы-Корпеш Карбузов.
Талгат Жакаев, он же ТЖ, и Ирлан Абдрахманов, он же Шаман, все время работали в прямом подчинении генералов Билисбекова и Мизанбаева, а наибольшего карьерного роста достигли при председательстве в КНБ Амана Шабдарбаева. Из конфиденциальных, но заслуживающих доверия источников в распоряжение нашей редакции попал текст служебного документа - что-то вроде справки управления собственной безопасности КНБ РК своему руководству. Из документа ясно, что о происходящем на казахстанско-китайской границе беспределе и не последней роли в нем ряда сотрудников КНБ руководители этого ведомства знали еще с 2007 года. Но мер почему-то не предпринимали никаких. Более того, судя по этой справке, возникла конкурентная борьба между группировкой конт­рабандистов Каирбаева и Отарбаева, за которой стояли ТЖ, Шаман и Кипиш, и другой группировкой контрабандистов, которой заправлял некий Ринат КАРАСАРТОВ. Проверка управления собственной безопасности показала, что этот Ринат позиционирует себя в качестве близкого друга Арлана ШАБДАРБАЕВА, сына председателя КНБ РК Амана Шабдарбаева. Возможно, никакими друзьями они и не были, но вскоре интерес УСБ КНБ РК к этой теме отпал напрочь. Контрабандистские группировки Аулие-Талгата и Карасартова смогли меж собой договориться. А сразу после ухода с должности председателя КНБ РК Амана Шабдарбаева и с приходом ему на смену Адиля Шаяхметова, не иначе как тоже по случайному совпадению, быстренько закатилась и счастливая звезда Карасартова. Он подался в бега за границу и уже не один год находится в межгосударственном розыске по подозрению в серии преступлений, связанных с контра­бандой.

А вот коммерческие дела Аулие-Талгата продолжали цвести буйным цветом.
Несмотря на смену первого руководителя КНБ РК, Аулие-Талгат со своими конкурентами все так же не церемонился. Наверное, опять следует считать совпадением, что КНБ РК возбудил целую серию уголовных дел в отношении конкурирующих с Аулие-Талгатом предпринимателей АБУЛМИНОВА, СИДОРЕНКО, ЖЕТЫБАЕВА, УЗАКБАЕВА, КАКИБАЕВА, МОМБЕКОВА, ИСКАКОВА
Всем им пришлось побывать под следствием и уступить место под солнцем.
Но кто рискнет сомневаться в том, что руководство КНБ РК действительно пребывало в полном неведении об этих художествах на границе?
Мы уж точно не рискнем.
К тому же перечисленными выше лицами не ограничивается круг тех, кто варился и варится в этой приграничной каше.
Например, в поле нашего зрения попали два областных акима. Один из них так сильно переживает за судьбу своего давнего приятеля ТЖ, что даже ходил с ним (когда тот еще был на свободе) на прием к нынешнему генеральному прокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ, а также успел побеспокоить на этот счет премьер-министра Карима МАСИМОВА и нынешнего председателя КНБ Нуртая АБЫКАЕВА
Другой областной бастык тоже очень беспокоится, поскольку его сыновья хоть и являются госслужащими, но случайно имеют свои интересы на китайско-казахстанской границе, а один из них в свое время даже учился с ТЖ.
Есть еще аким крупного города, которому тоже небезразлично, что происходит на таможенных переходах, так как его младший брат по недоразумению оказался втянут в теневые дела на границе.
Контрабандная тема волнует и заместителя акима одного из крупных северных городов Казахстана, гонявшего в свое время караваны с грузами через “Хоргос” и попавшего под прессинг ТЖ и Шамана, которые хотели загнать его под крыло группировки Аулие-Талгата...

Не буду дальше забивать голову неискушенному читателю этими шарадами. Поверьте, и нам бы хотелось прямо здесь и сейчас назвать всех поименно, ткнуть пальцем и рассказать: кто, кому, сколько и почем. Но закон не позволяет - назвать кого-либо преступником может только суд.
Впрочем, посвященным и так все ясно. А тех, кто не в курсе, самое интересное ждет впереди. Как показывает жизненный опыт, рано или поздно все тайное становится явным. И говорить об этом можно будет, не опасаясь, что тебя отдадут под суд за клевету или раскрытие госсекретов, а в карман или багажник машины не подбросят патроны или наркотики. Он хоть и спрут, а ведь когда-нибудь все равно сдохнет…

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть