10211

Рок крови

Одно лечим, другое - калечим?

С 23-летним Бериком ЖАМАЛОВЫМ (имя изменено по этическим соображениям) в этом году случились сразу две страшные беды. Сначала он попал в серьезное ДТП и с тяжелейшими травмами поступил в Алматинскую больницу скорой неотложной помощи. После нескольких операций и процедур по переливанию крови парень пошел на поправку. Уже после выписки из больницы у Берика взяли анализы, которые показали: он заражен ВИЧ...

13 мая этого года парень был доставлен в больницу скорой неотложной помощи (БСНП) с тяжелой сочетанной и закрытой черепно-мозговой травмами, ушибом головного мозга тяжелой степени, закрытыми переломами нескольких ребер и обоих бедер со смещением обломков костей. Кроме того, у Берика пострадали ветки бедренной артерии и почки.
Надо отдать должное врачам: они как могли боролись за жизнь пациента, который более двух недель находился в реанимации. За это время Берик перенес несколько операций.
Поскольку после ДТП пострадавший потерял много крови, ему требовалось сделать переливание. Как положено в таких ситуациях, при поступлении в больницу Жамалова обследовали на ВИЧ. Как сообщили нам в БСНП, анализ пациента, который уже был готов 16 мая, показал отрицательный результат. За время нахождения Берика в больнице, ему перелили более 8 литров эритроцитной массы и плазмы донорской крови.
20 июня Жамалову стало гораз­до легче, и врачи посчитали, что пациенту пора покидать больницу. При этом доктора посоветовали парню провериться на ВИЧ через 1,3 и 6 месяцев. На всякий случай.
Вскоре после выписки Берик прошел повторное обследование на ВИЧ, как советовали врачи. Результат анализа вверг в шок всю его семью: он оказался положительным. Врачи взялись проверять всю семью парня. Об этом нам рассказала мать Берика.
- В июле пришли эпидемиологи и взяли кровь у всей семьи: у жены сына, у меня, у месячного ребенка - у всех отрицательный результат, а у сына - положительный, - говорит женщина. - Во время беременности у снохи брали анализы несколько раз - тоже отрицательный результат. Мне врачи сказали, что заражение может быть в трех случаях. Первое - от матери к ребенку во время кормления грудью. Это мы сразу исключаем, потому что сын уже взрослый. Второе - через половой контакт. Но сын нам честно сказал, ему нечего скрывать: у него молодая жена, а контакта ни с кем другим у него не было. Третий вариант - через кровь. Вот это мы и считаем наиболее вероятным путем заражения.

Между тем, когда алматинские врачи узнали о новых анализах Жамалова, начался разбор полетов. Естественно, одной из первых под подозрение попала БСНП. Для клиники подобный скандал - настоящий удар: ведь её открыли совсем недавно и позиционируется она как один из самых передовых в стране центров по оказанию скорой помощи. В феврале этого года БСНП посетил глава государства.
- Сегодня все восемь медработников, которые соприкасались с больным (бригада хирургов, травматологов и т.д.), отправлены на обследование на ВИЧ, результаты пока не готовы, - сообщил нам главврач БСНП Манат СЕЙДУМАНОВ. - Скажу сразу: возможность заразиться у нас если не исключена, то крайне маловероятна. Врачи у нас не больные, все инструменты - одноразовые. Донорскую кровь мы сами не заготавливаем, а берем ее в Республиканском и Алматинском городском центрах крови (РЦК и ГЦК. - В.Б.).
Кстати, по этому случаю в больнице уже проводили локальное расследование. При этом у комиссии были некоторые претензии по объему перелитой Жамалову крови - более 8 литров. Вся она поступила в БСНП из ГЦК. Сейчас там настоящий переполох: срочно разыскивают доноров, у которых брали кровь для Жамалова. А сделать это не так-то просто - для трансфузий парню использовали кровь более чем 30 (!) человек.
- Большинство доноров уже обследованы, осталось проверить меньше половины, - заверила нас главврач ГЦК Альмира ОМАРБЕКОВА.

- У вас есть все адреса и фамилии этих доноров?
- Да, у нас есть карты каждого.

- Они все - алматинцы?
- Да.

- Эритроцитарная масса и плазма, которые перелили больному, были карантинизированы?
- У нас нет такой задачи, мы не можем поставлять всю плазму карантинизированную - такую мы даем только детям и роженицам. У нас и не может быть столько карантинизированной плазмы - город огромный, больных очень много.

- Согласно какому нормативно-правовому документу вы поставляете взрослым некарантинизированную плазму?
- Согласно 666-му приказу (Минздрава. - В.Б.).

Мы очень подробно изучили этот приказ, но так и не нашли в нем пункта, который бы позволял врачам переливать некарантинизированную плазму не детям и не роженицам. Что же это означает? Вообще, чтобы обеспечить безо­пасность переливания крови, при заборе донорского материала врачи могут идти как минимум двумя путями. Первый, когда проводят вирусинактивацию плазмы, - специальную процедуру по очищению донорского материала от вирусов. Пос­ле этой процедуры очищенную и практически безопасную плазму хранят до того момента, когда ее надо перелить больному или пока не кончается срок ее годности.
Но поскольку вирусинактивация - очень дорогая процедура, врачи часто идут по другому пути: после забора крови у донора обследуют её на 4 инфекции - ВИЧ, гепатит В и С и сифилис. Если анализ показал, что донор не заражен, его плазму замораживают и кладут в карантин на 6 месяцев. По истечении этого срока у донора берут анализы еще раз. Если повторная проверка дала отрицательные результаты, плазма считается безопасной. Эти 6 месяцев - инкубационный период, за которые могут проявиться не обнаруженные при первом обследовании инфекции. В основном такой срок дается на обнаружение гепатитов, поскольку, например, ВИЧ можно обнаружить уже через месяц после его попадания в организм.
В распоряжении редакции имеется копия выписки Жамалова из БСНП. В ней отражены все переливания плазмы. В документе она называется СЗП - “свежезамороженная плазма”. При этом, согласно все тому же приказу №666, если бы плазма была карантинизированной или вирусинактивированной, именно так и должны были указать врачи в выписке. Отсюда возникает резонный вопрос: неужели инфекционная безопасность перелитой Берику плазмы не была гарантированной? Надеемся, мы и родные Жамалова получим ответ на этот вопрос.
Недоумение вызывает и огромное количество доноров - более 30 человек! Ведь пункт 17 приложения 3 к все тому же 666-му приказу Минздрава гласит: “В целях обеспечения иммунологической и инфекционной безопасности целесообразно использовать в лечении одного больного компоненты крови, заготовленные от одного или минимального числа доноров” (выделено мной. - В.Б.). Почему в данном случае врачи действовали вразрез приказу? И как теперь искать этих доноров по всей стране (по словам и.о. главврача Алматинского центра СПИД Альфии ДЕНЕБАЕВОЙ, кто-то из них уже переехал из Алматы. - В.Б.)?
Ко всему прочему, как мы понимаем, подобная практика попросту транжирит бюджетные деньги. Если бы Жамалову перелили кровь, скажем, 5-6 доноров, во-первых, их было бы легче найти, во-вторых, их повторное обследование стоило бы гораздо меньше, чем анализы более чем 30 человек.

В общем, такая вот грустная история. Чем она закончится для врачей - покажет время. Но как дальше жить со страшной болезнью молодому парню, только-только ставшему мужем и отцом?

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Комментарий в тему

Бахыт ТУМЕНОВА, президент фонда “Амансаулык”:
- Этот случай я знаю. Судя по анализам пациента, заражение было одномоментным и массивным.
Дело в том, что парню очень много перелили крови - от 36 доноров. В этом случае я не исключаю, что заражение произошло от какого-то донора.
В ситуации, когда в стране остро не хватает донорской крови, которая не прошла период стагнации, заложниками оказываются как пациенты, так и врачи.
Считаю, на государственном уровне надо срочно заняться вопросами донорства. А в вопросах заготовки крови Казах­стану надо переходить на более современные методы, которые распространены за границей. Например - создавать банки крови, чтобы любой гражданин мог на будущее запасти свою кровь для себя и родственников.

Поделиться
Класснуть