7622

Снижение цен на бензин - это реально

Как снижение кредитного рейтинга США может отразиться на экономике нашей страны? Когда цены на ГСМ в Казахстане догонят российские? Существуют ли подводные камни в программе "народного IPO"? На эти и другие вопросы наших читателей на "прямой линии" отвечает известный экономист, заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат БЕРЕНТАЕВ (на снимке).

Вопрос газеты "Время"
Как снижение кредитного рейтинга США может отразиться на экономике нашей страны?
- Ясно, что это негативно отразится на мировой экономике в целом, а не только на экономике Казахстана. Важно сохранить наши золотовалютные резервы и средства Национального фонда (НФ). Здесь ситуация достаточно пессимистичная. Средства НФ хранятся в долларах, ценных бумагах правительства США и отдельных транснациональных компаний и банков. К сожалению, сколько и в каких бумагах, каких стран и компаний - неизвестно. Можно предположить, что ликвидная стоимость средств НФ за последнее время существенно снизилась, а понижение кредитного рейтинга США привело к дальнейшему ухудшению ликвидности этих средств. Таким образом, если возникнет необходимость срочного использования средств НФ, то мы вместо около 40 млрд. долларов сможем "вытащить" не более 20-25 млрд. Можно предположить, что снижение кредитного рейтинга США почти наполовину обесценило средства НФ и золотовалютных резервов страны.

Наталья ВИННИК, Алматы
Догонят ли цены на ГСМ в Казахстане российские? Может ли теоретически наше государство, богатое нефтью, значительно снизить цены на бензин?
- Догонят и даже перегонят российские цены, если правительство не поймет необходимость жесткого регулирования цен и тарифов на стратегические товары и услуги, в том числе на ГСМ, электроэнергию, коммунальные услуги.
Снижение же цен на бензин, дизельное топливо и мазут вполне реально не только теоретически, но и практически. Для этого, считаю, надо сделать следующее.
Первое. Загрузить НПЗ собственной нефтью. Для этого необходимо восстановить такой платеж, как роялти. В Казахстане методика исчисления ставки роялти противоречит самой сути этого платежа. У нас роялти исчислялось в зависимости от объемов реализации, причем ставки устанавливались, независимо от месторождения, в стоимостном выражении.
В мировой практике роялти - своеобразная плата за право использования того или иного природного ресурса, т.е. один из механизмов изъятия природной ренты. Ставка роялти в этой связи зависит не от объема добычи, а качества месторождения. Причем роялти можно изымать как в натуральной форме, т.е. в виде сырой нефти, так и в стоимостной. При нынешнем объеме добычи нефти мы могли бы почти две трети мощностей по переработке нефти загрузить собственной нефтью, которая поступит в виде уплаты роялти.
Второе. Совершенствовать налоговое законодательство. Можно было бы использовать налог на сверхприбыль. Я считаю, что практически вся прибыль, полученная за счет роста цен, должна изыматься в пользу государства, как от добычи нефти, так и от ее переработки. В этом случае рост внутренних цен на нефть резко снизится, а у правительства исчезнет отговорка о росте мировых цен.
Следует законодательно установить предельную норму рентабельности добычи и переработки нефти, вся прибыль, которая будет получена за счет роста цен, должна изыматься в виде налога на сверхприбыль.
Третье. Радикальным решением должна стать национализация стратегических отраслей, потеря государственного контроля над которыми представляет реальную угрозу для национальной безопасности.
Четвертое. Увеличение собственного производства нефтепродуктов. Вопрос о расширении и коренной реконструкции Гурьевского НПЗ стоял уже очень давно, этот проект, кажется, был даже включен в Генеральную схему развития и размещения производительных сил Казахской ССР. Для Павлодарского и Шымкентского НПЗ ставились задачи освоения проектной мощности и начала строительства второй очереди с доведением общей мощности до 16 млн. тонн переработки нефти на каждом заводе. Кроме того, в более отдаленной перспективе обосновывалась возможность строительства двух небольших НПЗ мощностью 3 млн. тонн в Есиле и на станции Чу. Почему за 20 лет в этом отношении ничего не сделано, это уже другой вопрос.

Вопрос газеты "Время"
Существуют ли подводные камни в программе "народного IPO"?
- Считаю, результаты "народного IPO" будут кардинально отличаться от официально заявленных целей этой акции. Массовая и ПИКовая приватизация, введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения привели только к резкому, ничем не оправданному, социальному расслоению населения, когда абсолютное большинство казахстанцев живет на грани нищеты и бедности, а незначительная часть - сколотила огромные состояния, используя не совсем законные средства.
Сейчас можно предположить, что время первоначального накопления капитала уже на исходе. Вопрос стоит в его легализации не только в глазах закона, но и в общественном мнении. С этой целью, как вы помните, в Казахстане уже проводилась акция по легализации капитала в начале 2000-х годов. Тогда официально было заявлено, что эта легализация первая и последняя, все документы, которые содержали сведения о сумме легализированных капиталов и данные о физических лиц, которые воспользовались этой возможностью, были уничтожены. Так мы получили первых миллионеров, которые уже могли не скрывать своего богатства и были чисты перед законом.
Через несколько лет состоялась вторая кампания - легализация собственности. Предлогом было выбрано то, что в сельской местности многие сельчане юридически не оформили свою собственность и земельные участки, новые домостроения, имеющуюся сельскохозяйственную технику и т.п. Надуманность причины легализации собственности была очевидной: вопрос стоял о легализации собственности и капитала, оформленного на ненадлежащее лицо. Дело в том, что к этому времени многие истинные владельцы этой собственности, как правило, государственные служащие среднего и низшего уровня оказывались перед перспективой выхода на пенсию, то есть теряли административные рычаги давления на тех, на чье имя была зарегистрирована собственность, - своих подчиненных, дальних родственников и т.д. В этих условиях передача по наследству нажитого "непосильным трудом" имущества своим прямым наследникам становилась проблематичной.
Механизм образования нелегального капитала достаточно прост - взятки, откаты, поборы, "крышевание". Легализация нового капитала требует проведения новой амнистии капитала, что будет воспринято обществом негативно. Дело усложняется и тем, что в Казахстане давно готовится принятие закона "О декларировании доходов и расходов". К сожалению, его принятие откладывается ежегодно по достаточно надуманным причинам: население не готово к декларированию своих доходов, технические сложности его введения в действие и т.п. Но, я считаю, что большинство населения нашей страны, к сожалению, не нуждается в декларировании своих доходов из-за их отсутствия.
Народное IPO, как я считаю, это логическое завершение схемы легализации капитала, который уже сконцентрирован у незначительной части власть предержащих чиновников.
Прямым результатом "народного IPO" станет концентрация акций национальных компаний у небольшой части населения. Зато появится возможность при декларировании доходов и расходов указывать, что львиная доля семейных доходов - полученные дивиденды. Появятся еще несколько десятков тенговых миллиардеров и миллионеров, состояние которых является легальным с точки зрения закона.

Любознательный (вопрос с сайта www.time.kz)
Почему экспортная таможенная пошлина на сырую нефть в России 450 долларов за тонну, а в РК только 40 долларов?
- Сам бы хотел получить вразумительный и исчерпывающий ответ на этот вопрос со стороны правительства.
Если же вас интересует моя личная точка зрения, то это результат полной зависимости нашей страны от транснациональных компаний и физических лиц, которые являются владельцами нефтяных компаний. В России львиная доля нефтяной промышленности принадлежит государству, физические владельцы - также граждане России. В ряде нефтедобывающих стран через налоги, экспортные пошлины и другие изъятия в государственный бюджет поступают свыше 80-90% всех нефтяных доходов.
Ясно, что и иностранные компании, и физические лица, которые являются гражданами Казахстана, успешно противодействуют повышению как экспортных пошлин, так и налогов в этой отрасли.
Но сам парадокс заключается в том, что для повышения конкурентоспособности добывающих компаний, в том числе и нефтедобывающих, мы производим возврат НДС. Таким образом, при экспорте нефти компании имеют дополнительную прибыль в виде возврата НДС, а при поставке нефти на казахстанские НПЗ - возврата НДС нет. И мы удивляемся, что нашим НПЗ не хватает собственной нефти.

Гражданин Казахстана (вопрос с сайта time.kz)
Как можно объяснить то, что у Казахстана и Белоруссии в Таможенном союзе примерно равные доли с таможенных отчислений? Неужели уровень развития, потенциал, инвестиционная привлекательность Казахстана вровень с уровнем Белоруссии, которая по площади меньше любой области Казахстана и не обладает никакими запасами углеводородов, металлов и не имеет такого уровня производства зерна?
- Распределение таможенных пошлин между союзными странами осуществляется в соответствии с их удельным весом в общем товарообороте с третьими странами. Просто вызывает зависть белорусская экономика, которая, не имея сырья, на равных конкурирует по объемам международной торговли с Казахстаном.
В этой связи белорусская модель перехода к рыночной экономике, возможно, является одной из наиболее эффективных моделей на постсоветском пространстве. Беларусь не только сохранила свой производственный и агропромышленный потенциал, но и смогла их так реформировать, что продукция этой страны конкурентоспособна не только на постсоветском пространстве, но и в других странах, в том числе - в европейских. Причем это не только продовольственные товары и изделия легкой промышленности, но и машиностроительная продукция, сложная бытовая техника и т.п.
Значительную помощь в этом оказало и создание Союзного государства с Россией, обеспечение потребностей углеводородным сырьем по низким ценам. Но главное, она сохранила свой экономический потенциал.

Ардак - Алматы (вопрос с сайта time.kz)
- В какой валюте посоветуете хранить деньги в ближайшее время?
Вопрос, конечно, интересный, но не совсем актуальный для большинства населения, так как многие просто не имеют возможности откладывать серьезную сумму на будущее. Если же у вас имеются определенные сбережения в той или иной валюте, то, по крайней мере, в ближайшее время у вас нет поводов для серьезных беспокойств.
Мировая валютно-финансовая система находится в серьезном кризисе, по существу вопрос ставится о лишении доллара статуса единственной резервной валюты. Но, с моей точки зрения, этот процесс займет несколько лет, это произойдет не ранее 2017-2020 годов. Дело в том, что золотовалютные резервы всех стран составляют в основном доллар и ценные бумаги США. Ни Китай, ни Япония, ни европейские страны не пойдут на потерю значительной части своих ЗВР, чтобы быстрее свалить доллар.
Появление региональных валют потребует несколько лет. Что касается евро, то, скорее всего, евро сохранится, но в его зону ограничат доступ для новых членов Евросоюза.
Соотношение пары доллар/евро будет на уровне 1,44-1,46. Цены на нефть резко не упадут, хотя бы потому, что спекулятивная часть нефтяных цен сохранится на довольно высоком уровне. Это выгодно и экспортерам нефти, и странам - импортерам нефти.
Поэтому, если у вас не очень большие сбережения, вы не имеете возможности напрямую конвертировать евро в доллар или наоборот, то лучше оставить свои сбережения в той валюте, в которой вы их храните. В противном случае, при конвертации из одной валюты в другую через тенге, вы можете больше потерять на самой конвертации. Если собираетесь делать новые сбережения, то целесообразно присмотреться и к юаню, так как его курс легко предсказуем, стабильность гарантируется государством. Кроме того, под давлением США Китай может осуществить и ревальвацию своей валюты, что тоже представляет определенный интерес.
Ну, а вообще, следует свои сбережения хранить в национальной валюте.

Гость (вопрос с сайта time.kz)
- Каков на самом деле уровень инфляции в нашей стране?
Реальный уровень инфляции в Казахстане существенно выше, чем официальные данные Национального статистического агентства, по крайней мере для большинства казахстанцев. Подчеркну, что инфляция - это налог на бедных. О реальном уровне инфляции для большинства казахстанцев можно судить по динамике стоимости прожиточного минимума. Так, в апреле 2011 г. прожиточный минимум был равен 15 810 тенге и по сравнению с апрелем 2010 года вырос на 22,6 процента. В августе текущего года прожиточный минимум составил 17 335 тенге. Это на 18,9 процента больше, чем в августе прошлого года.
Учтите, что по действующей методике расчета прожиточного минимума расходы на услуги - величина фиксированная и составляет 40 процентов стоимости продовольственной корзины. Поэтому рост тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, аренду и содержание жилья, рост цен на ГСМ и другие товары и услуги практически не учитывается. Поэтому можно предположить, а по результатам года - точно рассчитать, насколько увеличился реальный прожиточный минимум. Скорее всего, эта цифра будет близка к 25-30 процентам.
Эта оценка практически в 4 раза превышает официально заявленный уровень инфляции. Поэтому заранее декларируемые повышения пенсий и пособий, заработной платы бюджетникам, другим категориям социально уязвимых людей, по сути, являются простой индексацией, а не повышением пенсий и заработной платы. Следовало бы признать этот факт, и повышать пенсии и заработную плату после их индексации.

Иранский таможенник (вопрос с сайта time.kz)
- Какие перспективы развития исламского банкинга на территории РК? Сможет ли исламская экономика потеснить западную на казахстанском рынке?
К сожалению, я не специалист в банковском деле, тем более в исламском банкинге. Но, с моей точки зрения как дилетанта, экономическая модель будет успешной, если она соответствует менталитету народа. В этом отношении мы за последние 30-40 лет полностью разрушили свою систему ценностей, а новую не создали. Погоня за чистой прибылью, которая основана на западной модели, многих не устраивает. Исламская модель ведения бизнеса также не совсем отвечает нашим представлениям о современном мире. Поэтому, мне кажется, можно будет говорить о своей модели экономики и обустройстве общества, когда мы наконец сформулируем свои ценности, которые будет разделять основная масса казахстанцев.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть