19961

Жизнь по легенде

Расследование уголовных дел группировки контрабандистов, в течение нескольких лет действовавшей под покровительством ряда высокопоставленных сотрудников КНБ и таможни на казахстанско-китайской границе, уже наделало много шума. Вскрылись и другие тайные стороны деятельности спецслужб, позволяющие некоторым нечистоплотным их работникам использовать специфические возможности своего ведомства в личных интересах, прямо противоречащих государственным.

В одном из предыдущих номеров мы уже сообщали, что подозреваемые в покровительстве контрабандистам сотрудники КНБ РК полковник Талгат ЖАКАЕВ и подполковник Ирлан АБДРАХМАНОВ, больше известные на границе под кличками ТЖ и Шаман, сумели совершенно легально получить вторые паспорта на вымышленные имена и фамилии. Такими же ксивами они снабдили и своих жен. И в течение довольно длительного промежутка времени оба легендированных семейства ими пользовались. Летали из Астаны в Алматы и обратно, покупали и оформляли по ним различное имущество. Уже одно это обстоятельство само по себе тянет на очень большой скандал. Никакой особой государственной надобности или оперативной необходимости в выдаче им подобных документов не усматривается - эти сотрудники КНБ никогда не служили во внешней разведке и не внедрялись под прикрытием в преступные группы.
Кстати, ваш покорный слуга впервые услышал о том, что наше Министерство юстиции запросто практикует выдачу двойных паспортов на разные фамилии, несколько месяцев назад, когда занимался изрядно нашумевшей темой похищения бизнесмена Эдгара САЛДУЗИ. В качестве одной из версий похищения рассматривался его конфликт с госпожой Курмангалиевой, которую из-за ее прежних родственных связей и неуемного характера в народе прозвали Майрой Всемогущей. Именно тогда, по моим данным, казахстанские сыщики столкнулись с таким необъяснимым явлением, как человек-невидимка. Некий человек, входивший в контакт с Салдузи и явно причастный к его исчезновению, судя по документам, существовал, имел вполне официально выданные Минюстом удостоверение личности и загранпаспорт, но при этом ни в одной инстанции не имелось его фотографии. Каким образом паспортисты выдали ему документы, не сфотографировав его при этом, казалось загадкой природы. Неудивительно, что ему долго удавалось водить за нос полицейских.

Наверное, не надо объ­яснять, какие широкие возможности могут дать человеку документы на разные фамилии. Представьте себе, что некто совершает ДТП со смертельным исходом и потом скрывается. Машину находят, но потом выясняется, что она зарегистрирована на человека, истинную личность которого невозможно установить, а значит - и найти тоже. Следствие заходит в тупик - люди погибли, а спросить за это не с кого. Это самый простой пример использования двойных документов. А ведь можно еще и кредиты невозвратные брать, и обнальные компании открывать, и налоги прятать, и незаконно приобретенное имущество регистрировать.
По-хорошему эта темная история с документами в деле Салдузи должна была стать поводом для серьезного расследования и привлечения к ответственности сотрудников Мин­юста. Но этого не произошло. Дело об исчезновении бизнесмена тут же было изъято из МВД и передано в КНБ, где и кануло…

И только сейчас выясняется: как к загадочному исчезновению предпринимателя, так и к его не менее загадочному освобождению имеют самое непосредственное отношение сотрудники КНБ. Как раз те, которые сегодня проходят в качестве подозреваемых по хоргосскому делу. Сейчас мы не рискнем утверждать, был ли Эдгар Салдузи реально похищен или же это была им же ловко организованная инсценировка с целью еще большей дискредитации Майры Всемогущей. Обе версии имеют право на существование. Однако на определенном этапе в игру вступили полковник КНБ Жакаев и подполковник этого же ведомства Абдрахманов. Возможно, ТЖ и Шаман действовали по наущению Майры Всемогущей, которая, правда, потом отказалась расплачиваться с ними за совершенное похищение бывшего партнера по бизнесу, из-за чего им пришлось договариваться уже с самим Салдузи. Также не исключаем, что они могли работать и по заказу Салдузи, пытаясь между делом раскрутить на деньги Майру Курмангалиеву. Но известно, что один из подчиненных ТЖ, офицер 5-го департамента КНБ РК Е. (его полные данные есть в редакции, но пока не разглашаются, чтобы не помешать возможному расследованию), вошел в контакт с одним из лидеров жамбылского преступного сообщества “Крыкбаевские” - находящимся в розыске Кайратом КРЫКБАЕВЫМ.

Произошла их встреча на территории Объединенных Арабских Эмиратов, а летал туда этот сотрудник КНБ как человек-невидимка - по настоящему паспорту, но на вымышленную фамилию. Комитетчик предложил “Крыкбаевским” выступить в качестве исполнителей похищения. Кайрат Крыкбаев согласился, но за услуги помимо денег попросил оказать содействие в послаблении режима и переводе в более теплые края его брата Ергали Крыкбаева, отбывавшего наказание за убийство в колонии на севере Казахстана. Стороны договорились. Вскоре КНБ РК обратился в Генеральную прокуратуру РК с просьбой перевести Ергали Крыкбаева для отбытия наказания в Южный Казахстан - якобы с оперативной необходимостью его внедрения в тамошнюю криминальную среду. Однако мотивация Генпрокуратуру не убедила, и в переводе было отказано. Тем не менее Ергали Крыкбаева все же перевели в одну из тюрем ЮКО. По этому факту Генпрокуратурой была инициирована проверка, после которой Крыкбаева вернули на прежнее место отсидки. Именно поэтому группировка “Крыкбаевские” сразу после похищения Салдузи вышла из игры и отказалась действовать по сценарию чекистов из команды ТЖ и Шамана. Что было дальше - известно. Салдузи был найден и освобожден сотрудниками КНБ при очень странных обстоятельствах - похищенного спасли, а вот его похитителей так по сей день и не нашли.
Впрочем, близкие Эдгара Салдузи утверждали, что им пришлось заплатить за похищенного крупный выкуп. Передача денег якобы происходила на одном из железнодорожных вокзалов Москвы. Деньги забрал некий человек, который опять же перемещался по настоящим казахстанским документам, но выданным на вымышленную фамилию. Вот такой “шпионский” детектив!

От себя могу добавить, что даже действующая в Казахстане программа защиты свидетелей не предполагает полного легендирования помогающих следствию людей и не допускает выдачи им документов на другие имена.
А вот для некоторых сотрудников КНБ РК и их жен получение таких документов оказалось вполне выполнимой задачей. Сколько же таких людей-невидимок расплодилось в нашей стране? И почему никого, кроме нашей газеты, это весьма скандальное с точки зрения закона обстоятельство не интересует? Не потому ли, что ТЖ с Шаманом в истории с “левыми” паспортами могут оказаться совсем мелкими сошками?

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть