9128

Оперативная разводка

Невинный человек почти год провел под арестом, а те, по чьей милости он сел, гуляют на свободе

Палочная система улучшения статистики раскрываемости преступлений, когда полицейские, используя штатных провокаторов и подставных свидетелей, стряпают на граждан  уголовные дела по наркотикам (см. “Приключения Айболита из Макарьевки”, “Посадочный материал”, “Это страшные, подлые люди...” и “Неудавшаяся посадка”, “Время” от 17 и 31.3., а также 4 и 18.8.2011 г.), в Северо-Казахстанской области, похоже, начала давать сбой. Недавно вступил в силу приговор специализированного межрайонного суда по уголовным делам, на основании которого вышел на свободу житель Петропавловска Сергей ТОМЧИК, обвиненный стараниями полицейских ОВД Мамлютского района в неоднократном приобретении, хранении и сбыте наркотиков, он без малого год провел под арестом.

В конце 2009 года родители жены Сергея Томчика забрали ее вместе с ребенком к себе, в райцентр Мамлютку. Супруги встречались тайно, а условием возвращения к совместной жизни жена Сергея поставила его примирение с ее отцом Владимиром КОРНЕЕВЫМ. Вскоре между двумя семействами разгорелись такие страсти, по сравнению с которыми вражда Монтекки и Капулетти в знаменитой шекспировской истории про Ромео и Джульетту, предстает заурядной склокой. Сценаристами триллера о злоключениях Сергея Томчика выступили его тесть и полицейские ОВД Мамлютского района - оперативник Мухаметжан ЖУНИСОВ, следователи Казбек ШАЯХМЕТОВ и Азат СЕМБАЕВ. Помогал им в этом местный житель, запис­ной друг полиции - сознательный бывший зэк Николай ОГРАДОВ.
Владимир Корнеев регулярно курил анашу. Оградов через своего приятеля Василия АЛЕКСЕЕВА, с которым вместе отбывал наказание на зоне, под контролем полиции весной прошлого года дважды приобрел у него наркотик, в результате чего Корнеев был задержан. В переговорах с покупателями, зафиксированных полицией, Корнеев называл имена продавцов - Анзор и Аза, - их адреса, говорил, что они цыгане, и указывал, что приобретал зелье у них в Рабочем поселке Петропавловска. Надо сказать, о цыганах, торгующих нар­котой в Рабочем поселке, в городе известно давно. А слухи о том, что полицейские имеют с этого регулярный доход, в Петропавловске уже давно не новость. И - словно в подтверждение этих слухов - задержавшие Корнеева сотрудники не только ничего не предприняли для установления личностей и розыска истинных продавцов наркотика, но и вообще не стали возбуждать уголовное дело.
О том, как он стал козлом отпущения, сам Сергей Томчик рассказал следующее:
- В конце апреля жена срочно попросила 5 тысяч тенге, и я их передал ей через водителя автобуса. Она сказала, что деньги мне вернет ее отец, хотя я о возврате и не просил. Потом начал тесть названивать и каждый раз говорил, чтобы я предупредил его, когда поеду за долгом. И еще просил привезти ему марихуану, потому что он сильно болеет. Я отказывался покупать ему наркотик, но тесть угрожал: мол, я тогда больше своего ребенка не увижу. 17 июня он опять с утра позвонил, стал требовать анашу. Я поехал на вокзал, приобрел два коробка наркотика, после чего приехал в Мамлютку. Тесть меня встретил, забрал марихуану и отдал 2 тысячи тенге. Я думал, это он долг отдает, но тут меня задержали.

Полицейские в течение суток незаконно удерживали Томчика, уламывая взять на себя три случая продажи наркотика. Те свои признательные показания Сергей объясняет так:
- В РОВД мне сказали, что я всё равно буду сидеть за сбыт наркотиков. И предложили мне взять на себя эпизоды Корнеева, который плакал там, что он больной и старый. Полицейские говорили, что помогут мне в лагере, облегчат мою участь. Я никогда не сидел в тюрьме, мне было страшно, я не знал, какие там порядки. Но мне стало жаль Корнеева, ну и потом: я же знал, что совершил преступление, когда привез ему наркотики. И я согласился с полицейскими, думая, что в любом случае посадят. Правда, я не знал обстоятельств, при которых Корнеев раньше приобретал наркотики, и поэтому запутался при даче показаний на видеокамеру…

Полицейские обманули Сергея Томчика - оформили его не по одной, а сразу по двум частям 259-й статьи УК, по которой предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы. Стенограмму видеозаписи его признаний они скорректировали, указав в ней только то, что им было нужно. А стенограмму видеозаписи его задержания они вообще не сделали, потому как она не согласовывалась с материалами дела. Вместо нее они представили в суд странную распечатку аудиозаписи с нужным им текстом, сделанную якобы на телефон оперативника Жунисова, который впоследствии будто бы потерял этот телефон. И в результате полицейские ОВД Мамлютского района - то ли по неграмотности, то ли в расчете, что никто все равно не будет разбираться, - представили в суд полный пакет компромата… на самих себя!
Во время процесса выявилось огромное количество нарушений УПК и искажений в стенограммах. Понятые, как выяснилось, подписывали документы не читая, а показания “свидетелей” - Корнеева, Алексеева и Оградова - отчаянно не совпадали. Из 712 минут тайной аудиозаписи разговоров Томчика с сокамерниками в следственном изоляторе полицейские представили стенограмму только двух минут с нужными им словами. При этом заменили в ней многие слова и фразы в пользу обвинения. В итоге суд над Томчиком изрядно затянулся, потому что была назначена фонографическая экспертиза этой без малого 12-часовой записи. И выяснилось, что Томчик рассказывал сокамерникам, как все с ним случилось на самом деле, а те советовали ему не перечить полицейским. Вдобавок там оказался и разговор Томчика с оперативником, во время которого Сергей и ему рассказывал истинные обстоятельства дела, а тот уговаривал его взять на себя все эпизоды, обе­щал за это поблажки, свидания с матерью и грозил карами в случае отказа от “сотрудничества”.

В результате Сергей Томчик был оправдан по всем трем эпизодам с правом на реабилитацию. Зато полицейских Жунисова, Шаяхметова и Сембаева, как можно понять из частного постановления судьи Бахытжан САТВАЛДИНОВОЙ, хоть сейчас можно сажать как минимум по трем статьям УК. Но в отличие от Сергея Томчика, 11 месяцев просидевшего под арестом, они гуляют на свободе, а материал в управление собственной безопасности передан в отношении одного только оперативника Жунисова.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, mukomol@mail.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть