14772

Плоды просвещения

Только за 2008-2010 годы в Министерстве образования и науки потратили неизвестно на что более 8 млрд. тенге

Работники Министерства образования и науки (МОН), похоже, решили сменить квалификацию: вместо того, чтобы давать знания подрастающему поколению, они научились грамотно брать государственные деньги.

Представление генерального прокурора РК Асхата ДАУЛБАЕВА о нарушениях законности и хищениях миллиардов бюджетных тенге в главном образовательном ведомстве легло на стол премьер-министра РК Карима МАСИМОВА еще в середине июля. Этот прелюбопытнейший документ оказался в распоряжении нашей редакции.
Признаться, такого букета нарушений, допущенных в отдельно взятом ведомстве, мы еще не встречали! Нецелевое использование денег налогоплательщиков (а в отдельных случаях - их прямое хищение) в течение нескольких лет должностные лица Минобра умудрились совершить не только на закупке учебного оборудования для школ и на разработке государственных образовательных стандартов (кстати, так и не введенных в действие), но даже на строительстве интеллектуальных школ имени первого президента!
И хотя целью прокурорской ревизии было проверить соблюдение законности при выполнении Госпрограммы развития образования за 2008-2010 годы, стражам закона копнуть пришлось глубже. В итоге в прокурорском представлении засветились фамилии бывших министров образования и науки - Бырганым АЙТИМОВОЙ и Жансеита ТУЙМЕБАЕВА, а также нынешнего рулевого этого ведомства - Бакытжана ЖУМАГУЛОВА.

Правда, Бакытжан Турсынович как недавно назначенный министр представлен в более выгодном свете, нежели его предшественники.
А теперь, уважаемый читатель, предлагаем вашему вниманию весь список выявленных прокуратурой нарушений, повлекших нецелевое использование свыше 8 миллиардов наших с вами - налогоплательщицких - денег, выделенных на образование подрастающего поколения.
Во-первых, реализуя план мероприятий по исполнению Гос­программы развития образования, утвержденный 13 мая 2008 года постановлением правительства за № 443, чиновники министерства умудрились за два года из 52 мероприятий полностью выполнить только 27. А чтобы не портить отчетность и создать видимость бурной деятельности, приписали себе в заслугу… исполнение собственных должностных обязанностей. Разве не профессиональный долг каждого образованца - “воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека”, “приоритетное развитие государственного языка”? Это очевидно и без Госпрограмм…

Во-вторых, из 20 интеллектуальных школ первого президента, ввод которых был запланирован на 1 января 2011 года, построено только 6.

В-третьих, как выясняется, еще 31 мая 2011 года Сарыаркинским районным судом № 2 г. Астаны к различным срокам заключения приговорены должностные лица строительных организаций и чиновники Мин­обра за хищение 354 млн. тенге, выделенных на строительство в Караганде школы-интерната для слабовидящих детей. К слову, учебное заведение должно было заработать в начале 2010 года, но не открылось до сих пор!

В-четвертых, без образовательного центра для обучения на казахском языке остались алматинские дети-сироты, поскольку министерство посчитало необходимым перенаправить предусмот­ренные для этого почти 3,5 млрд. тенге в Алматинскую область. Сделано это было, конечно, с благими целями - чтобы завершить там строительство аналогичного центра, но, как выясняется, туда государство двумя годами ранее уже вбухало свыше 5 млрд. тенге, которые считаются благополучно освоенными.

В-пятых, командиры просвещения неэффективно распорядились более чем 4,5 млрд. тенге, пре­дусмотренных на разработку государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО) для 12-летки. (Во многом по этой причине переход на 12-летнее школьное образование до сих пор остается благим намерением). Теперь он отложен до 2015 года. Между тем прокуроры выяснили: еще в 2005 году на создание госстандартов 12-летки Минобр из бюджета получил свыше 1,3 млрд. тенге, а в 2006-м - более 1,7 млрд. В общей сложности - 2 млрд. 94 млн. тенге. Однако вместо того чтобы потратить их, что называется, по делу - в соответствии с предусмотренным стандартом по формуле 4+6+2 (то есть 4 класса начальной, 6 - основной и 2 класса старшей ступени), ныне несуществующий Научно-практический центр проблем 12-летнего образования изобрел собственное “ноу-хау”: формулу 5+5+2. Именно исходя из нее были подготовлены аж 442 образовательные программы! А работа над каждой стоит определенных денег, потраченных, как теперь выясняется, впустую. А тогдашняя шефиня Минобра Быр­ганым Айтимова возьми да и утверди этот стандарт своим приказом № 551 от 23 октября 2006 года! Но даже этот - левый - стандарт так и не был введен в действие.

Правда, через год, - в 2007-м - министерство собственную оплошность исправило, переутвердив стандарты на предусмот­ренную по Госпрограмме формулу 4+6+2. Однако это было сделано отнюдь не бесплатно: работа над ошибками Минобра обошлась казне в 1,5 млрд. тенге. Вы будете смеяться, но даже этот - правильный ГОСО, который пришлось утверждать уже другому министру - Жансеиту Туймебаеву, практичес­кого применения в системе образования не нашел по сей день…
Третью попытку документально обеспечить 12-летку предпринял теперешний глава МОН РК Бакыт­жан Жумагулов. Созданная им рабочая группа пересматривает и переделывает работу предшественников, которые уже “съели” 4,5 миллиарда бюджетных денег.
А куда деваться от такого факта: с 2008 по 2010 год 81 тысяча казахстанских педагогов прошли курсы повышения квалификации под несуществующую 12-летку, чем облегчили бюджет на 388,4 млн. тенге?
Еще 50 млн. тенге незаконно и необоснованно были использованы в 2010 году с подачи и.о. министра образования Махметгали САРЫБЕКОВА, который своим приказом разместил образовательные гранты на подготовку 2,7 тысячи магистров в 58 вузах, 9 из которых не имели на это лицензии.
Кроме того, прокуроры выяснили: в десятках школ и интернатов дорогостоящее интерактивное оборудование либо простаивает, либо закуплено вообще не по назначению, а это еще миллионы тенге!
В представлении г-на Даулбаева говорится о том, что по результатам проверки возбуждено 5 уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств. Правда, умалчивается, против кого конкретно. Зато уж в чем генпрокурор конк­ретен - так это в сроках устранения всех перечисленных косяков: на это руководству МОН и акимам регионов отведено 30 дней, истекших еще в середине августа.

Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

От редакции Вчера мы обратились в пресс-службу Министерства образования, чтобы выяснить, выполнено ли предписание г-на Даулбаева и кто именно наказан за выявленные проверкой нарушения. Однако получили стандартный ответ: присылайте официальный запрос.
Аналогичной была реакция и в Генеральной прокуратуре.
Поэтому вчера мы направили в оба госоргана запросы, ответы на которые непременно опубликуем.

Поделиться
Класснуть