8177

Великие инквизиторы

Пока некоторые депутаты с энергией, заслуживающей лучшего применения, борются с обнаженными женскими пупками, а имам Центральной мечети Алматы - с “развратными” киноафишами на улицах города, серьезные государственные структуры спешат выполнить наказ президента и нанести смертельный удар по гидре религиозного экстремизма.
Темпы разработки и презентации законопроекта “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” впечатляют. Правильно, значит, говорят: “Скорость движения вперед обратно пропорциональна массе нижней части тела и прямо пропорциональна силе пинка”.

Действительно, как-то нехорошо получается. Тут двадцатилетие независимости на носу. Уже даже деньги на “скромное” проведение праздника выделили - осталось только поделить. Уже красочные буклеты напечатали, с певцами договорились, патриотические фильмы сняли и величественные оды об уникальной казахстанской модели стабильности и процветания написали - и на тебе, всякие там салафиты-малафиты повылазили. Долго не думали, пошли по проверенному пути. Если хотите иметь красивый газон, заведите себе газонокосилку. Именно такая роль будет у нового Закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, который, судя по содержанию, должен следить за чистотой религиозных рядов. Коротко его основную цель можно обрисовать так: “Веришь в Бога - сообщи государству!”. А государство само, как великий инквизитор, решит, кого направить на костер, а кого - к верующим.

Содной стороны, все верно. Тот, кто проигрывает битву за души людей, обычно теряет и все остальное. Псевдорелигиозное мракобесие ничем не лучше политического диктата. Но очень часто первое появляется, когда власть перестает узнавать свой народ в лицо, предпочитая больше лицезреть свое холеное отражение в зеркале самолюбования. Поэтому то, что творится сейчас в сознании и душах многих казахстанцев, лишь одному богу известно. С точки зрения информированности в этом вопросе вряд ли можно полагаться только на Агентство РК по делам религий, но и на Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), чьи представители обычно ловят тишину там, где надо бить в набат. При этом ДУМК не раз заявляло о том, что свыше 70 процентов казахстанцев считают себя мусульманами. Вот только непонятно, где здесь заслуга самого ДУМК, а где объективный процесс роста религиозного самосознания, в котором, как видно, активно участвуют и экстремистские организации. ДУМК также посчитало количество мечетей, которых оказалось 2300. И все они считаются собственностью Духовного управления мусульман Казахстана. Получается, что и с количеством имущества все также ясно. А вот что творится с духовным воспитанием молодежи внутри мечетей, похоже, мало кого интересовало. Официальное духовенство не осознало опасности ситуации, когда идеологическая пустота идет рука об руку с пустотой в кошельках.
Оранжерейное существование официальных религиозных структур делает их неконкурентоспособными. Неудивительно, что некоторые акимы призвали бороться с религиозным экстремизмом не имамов и православных священников, а неправительственные организации. Только интересно, как они будут это делать? Ездить по отдаленным аулам или ходить в мечети, получив грант от государства на пропаганду форсированной индустриально-инновационной программы, очередного послания или светского образа жизни людям, которые за двадцать лет от этого образа жизни мало что получили? Злая ирония состоит в том, что целенаправленное ослаб-ление институтов гражданского общества, в которых власти больше видели пятую колонку “оранжевых революций”, привело к тому, что рассчитывать на НПО в борьбе с экстремизмом вряд ли стоит.

Вообще, нашим государственным структурам необходимо четко разделить “вершки” и “корешки” религиозного экстремизма. И бросать на их ликвидацию надо разные силы. С “вершками” пускай борются силовики. А вот “корешки” целиком на совести центральных и местных органов власти, чья неэффективность, бездеятельность и коррумпированность часто эти “корни” лишь укрепляют. Поэтому на передовую линию фронта борьбы с экстремизмом надо направлять не НПО или СМИ, а все наше правительство вместе с акимами. Сначала в атаку следует бросить Министерство образования в тандеме с Министерством культуры и информации. С воздуха их поддержат ДУМК и другие традиционные религии. С флангов прикроет Министерство труда и социальной защиты вместе с Министерством финансов. А в тылу врага в одеж-де дервишей пускай партизанят наши акимы всех уровней вместе с местными имамами. Конечной зачисткой займутся силовики. В противном случае новый Закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” может решить часть проблем, поставив под контроль лишь тех “ловцов душ”, которые сделали из этого занятия прибыльный бизнес, а не конвейер по производству шахидов. Но было бы наивным предполагать, что закон сделает контрольный выстрел в голову религиозного экстремизма. В свое время это не смогли сделать ни Закон “О национальной безопасности”, ни Закон “О противодействии экстремизму”. Трудно представить себе картинку, как в государственные органы, отвечающие за регистрацию религиозных объединений, приходит тот же ваххабит или представитель “Хизб-ут Тахрир аль Ислами”, чтобы открыть местное, региональное или республиканское отделение. Еще труднее представить длинную очередь экстремистов в территориальные подразделения Агентства по делам религий за получением регистрации на право проведения миссионерской деятельности.

Даже сейчас официально в Казахстане зарегистрировано около 300 иностранных миссионеров из 27 стран мира. Странно то, что это в основном представители Польши, Кореи, США, Германии, России, Украины, Италии, Швейцарии и Испании. Можно подумать, что Казахстан оккупировали только свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня или церковь Муна. А где же миссионеры из Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии, Узбекистана, Кавказа? Ведь именно на них сейчас чаще всего ссылаются наши силовики. Добавьте сюда своих доморощенных мессий и псевдопророков, создавших небольшие “теократии”, где они усердно интерпретируют Коран или Библию на свой лад и интерес. А вот что касается запрета религиозным объединениям в РК участвовать в деятельности и финансировании политических партий, то об этом в первую очередь должны задуматься не иностранные миссионеры, а некоторые представители казахстанской политической элиты, которые не прочь разыграть религиозную карту. Еще более комично будет выглядеть ситуация, если на регистрацию подаст документы новая религиозная организация под названием “2030”, чьи миссионеры будут убеждать всех, что именно в этот период на земле должен наступить рай. Интересно, получит ли она регистрацию в Агентстве РК по делам религий, если согласно новому Закону “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” название религиозного объединения не должно приводить в замешательство общественность неточным общим названием? Скорее всего, прерогативу “вводить общественность в замешательство” чиновники оставят для себя.

Досым САТПАЕВ, политолог, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть