7604

Тайны замка КУИС

В минувшую пятницу судья апелляционной коллегии Костанайского областного суда Газиз САКАЛОВ огласил приговор по делу об убийстве заключенного в Кушмурунской колонии общего режима (см. “Забили до смерти” и “Без вины виноватые?”, “Время” от 13.10.2010 г. и 3.2.2011 г.). В итоге бывшим специалисту режимного отдела Николаю ФЕДОРОВИЧУ и начальнику наряда контролеров Габиту БАЙТИШКИНУ было назначено по 7 лет колонии общего режима с конфискацией имущества, экс-дежурному помощнику начальника колонии Батыржану АБИШЕВУ - 5 с половиной лет и конфискация, заместителю начальника колонии по лечебной работе Розе ГАЛЯУТДИНОВОЙ - полтора года условно.

Судья был весьма краток и прочел только резолютивную часть постановления, согласно которому приговор суда первой инстанции оставлен в силе. Сакалов изменил приговор лишь в части возмещения ущерба родителям покойного - этот вопрос направлен на рассмотрение в Аулиекольский райсуд.
Представитель потерпевших адвокат Назымбек НУРКАНОВ, выглядевший крайне растерянным после оглашения нового судебного акта, заявил:
- Наши опасения о том, что все останется в прежнем виде, к сожалению, подтвердились.
Директор костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия МИЛЛЕР сказала:
- Решение суда апелляционной инстанции нас не удивляет. Ведь еще в суде первой инстанции нормальный ход разбирательств тормозили некие силы извне (подробно об этом мы писали в статье “Кушмурунский синдром”, см. “Время” от 3.3.2011 г. - С.К.). В деле сменилось два судьи, а в приговоре осталось много неразрешенных вопросов. К сожалению, не стал в них разбираться и суд областной. Ну а плюсом нового решения следует считать ускорение вопроса о возмещении ущерба. Мы уверены, что ответственность за это целиком должна лечь на государство - как работодателя тех, кто совершил преступление.

Недоумение стороны защиты понятно, так как 20 сентября на заседание апелляционной коллегии Костанайского областного суда пришел свидетель Фархат АЕТОВ, который рассказал о том, как сотрудники Кушмурунской колонии общего режима всем коллективом отказались выйти на работу: они протестовали против задержания коллег, обвиненных в смерти заключенного. Нежданный свидетель указал и на тех, кого следует считать настоящими подозреваемыми… Однако никто так и не понял, по какой причине суд пренеб­рег показаниями Аетова, едва не повлиявшими на исход всего дела.
Фархат Аетов сегодня работает в костанайской колонии строгого режима, куда переместился с должности начальника отряда Кушмурунской зоны. В прошлом году он наблюдал события, связанные со смертью заключенного Каната МУХАМБЕТКАЛИЕВА. Напомним: четверо сотрудников кушмурунской колонии УК 161/4 доказывали, что в преступлении виновны не они, а представители оперативного отдела вкупе с бывшим начальником зоны. В середине апреля, ввиду обнаружения в деле фальшивых документов, а также выявления ошибок следствия, дело было направлено на дополнительное расследование. Однако прокуратуре (которая, кстати, и занималась всеми следственными действиями) удалось оспорить это судебное постановление.

Родители погибшего заявили, что не считают осужденных прямыми виновниками смерти их сына и потребовали привлечь к ответственности “реальных преступников, которых следствие уберегло от наказания”. О том же заявили и адвокаты осужденных работников зоны. Заметим: совпадение позиций обвиняемых и потерпевших бывает крайне редко. Это ли не повод ответственным лицам задуматься о качестве следствия и правосудия? Шанс “включить логику” появился во время рассмотрения жалоб недовольных приговором суда первой инстанции. Неожиданно возникший на заседании апелляционной коллегии Костанайского облсуда свидетель Аетов подтвердил мнение адвокатов, осужденных и потерпевших о необходимости вернуть дело на доследование. Слова экс-сотрудника колонии УК 161/4 стали прямой угрозой для шаткой конструкции обвинения:
- В день прибытия этапа с осуж­денным Мухамбеткалиевым я заступил в наряд, - сказал свидетель. - Этап встречали начальник оперативного отдела А. ШАРИПОВ и его заместитель С. БУКАЕВ. Спустя несколько дней они подошли ко мне с просьбой никому не рассказывать, что я их там видел.
То есть Аетов опроверг утверж­дения Букаева и Шарипова о том, что их в тот день вообще не было в зоне. Свидетель заявил также, что оперативники и режимники, встречая этапы, всегда угрожают вновь прибывшим зэкам спецсредствами, обычно - резиновыми дубинками…

После того как 6 октября прошлого года Мухамбеткалиев скончался в больнице от последствий страшных побоев, Федорович и Байтишкин были взяты под стражу. По словам Аетова, это вызвало сильное возмущение коллег.
- Все тогда отказались выходить на работу, потому что знали - зря их привлекли, - рассказал бывший сотрудник колонии. - Из Астаны срочно прибыл зампредседателя КУИС, который обещал оказать помощь обвиняемым, взять дело под свой контроль, добиться справедливости. Но обещания оказались пустыми, невиновные осуждены, поэтому я пришел сюда, чтобы дополнить свои прежние показания и сказать всю правду.
Нетрудно представить, что могло произойти, если бы в тот “час пик” сотрудники УК 161/4 не поверили красноречию представителя столичного начальства. Оставшись без контролеров и охранников, колония превратилась бы в свободную зону, и с зэков в массовом порядке досрочно пали бы тюремные оковы. А если учесть, что в Кушмуруне содержатся не менее тысячи человек, подавшихся в бега, наверняка, ловили бы до сих пор…

Стас КИСЕЛЁВ, stas_kiselev@rambler.ru, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть